Картинка

Что такое стартап? Советы эксперта: как открыть, развить и получить прибыль

Создавать стартапы и работать в них сейчас очень модно. Согласно «Википедии», стартап – это компания с короткой историей операционной деятельности. Термин был впервые использован в журнале Forbes в августе 1976 года. Сейчас же под определением «стартап» больше принято понимать организации, созданные для поиска инновационных бизнес-моделей, которые смогут стать повторяемыми и масштабируемыми. 

Игорь Осьмушко, CEO Henry Morgan, CSO Phonetic: «Стартапы бывают разные. Сейчас под понятием «стартап» больше принято подразумевать инновационные проекты в сфере IT, но в целом стартап – это воплощение бизнес-идеи с нуля в любой сфере бизнеса, в которой человек компетентен или очень хочет разобраться. 

Стартапом может быть как инновационная идея, так и уже понятная рабочая схема, которая сулит хорошие перспективы или уже положительно показала себя на других, более развитых рынках. Существует множество бесплатных идей в интернете, часто подкрепленных бизнес-планами для упрощения старта. Также есть вариант взять франшизу уже готового бизнеса, тогда в вашем стартапе вам будет помогать команда опытных менеджеров по развитию, они подскажут, что и как делать для достижения успеха в виде прибыли». 

Чем стартап отличается от малого бизнеса? Во-первых, минимальным стартовым капиталом. Чаще всего развитие стартапов происходит не с помощью вложений автора, а за счет сторонних инвестиций. Во-вторых, стартап должен базироваться на уникальной идее – открыть салон красоты, как в соседнем доме, не означает создать стартап. Идея, которая лежит в основе, должна быть особенной, полезной и доходной в самом ближайшем будущем. Так и хочется спросить: «Почему же тогда салон красоты не подходит?» Это, конечно, шутка. 

Игорь Осьмушко, CEO Henry Morgan, CSO Phonetic: «В Казахстане много успешных стартапов практически во всех сферах. Если говорить об IT – один из самых ярких стартапов, в котором я принимал участие, проект Chocolife.me. Сейчас он вырос в холдинг с большим штатом сотрудников, проектами в сфере доставки еды, скидочных купонов, продажи авиабилетов и многих других. Этот стартап был придуман в маленьком офисе в подвале юридического колледжа совсем небольшой командой и выходил на рынок с очень сложным продуктом: мы предлагали привести новую аудиторию заведениям взамен на скидки для них от 50%. Все смотрели на нас косо, и часто мы получали довольно грубые отказы, но благодаря отлаженным процессам и технологии продаж от месяца к месяцу мы увеличивали аудиторию сервиса в два раза. Сейчас о проектах Choco знают во всем Казахстане, сервис продолжает расти и дополнять себя новыми продуктами для своей клиентской базы.  

Через три года с начала работы Choco у меня и моего одноклассника появилась идея создать компанию, которая будет помогать своим клиентам развиваться в интернете. Я отвечал за продажи, а мой партнер за продакшен. Выбрали нишу – поисковый маркетинг. Мы начали активно встречаться с клиентами, узнавать их потребности и пытались понять, как мы можем помочь им в их направлении. Уже через пару месяцев активных встреч получили первых клиентов, я смог уйти с основной работы в Choco, сняли офис и набрали команду для дальнейшего развития бизнеса. Так, в 2014 году появилась компания Henry Morgan, которая, несомненно, перетерпела много штормов за восемь лет существования, но сейчас твердо занимает свою нишу в поисковом маркетинге. Мы работаем с крупными агентствами, телеком-операторами, банками, малым и средним бизнесом. 

А в 2021 году появился новый стартап, на этот раз из сферы высоких технологий – робот на основе искусственного интеллекта, который закрывает потребность компаний в колл-центре. Это разработка ребят из «Сколково», которая дает возможность обрабатывать любое количество входящих и исходящих звонков для бизнеса любой направленности. Робот разговаривает так, что его практически невозможно отличить от человека, учится в процессе разговоров с клиентами и может ответить на все интересующие вопросы. Я в этом стартапе отвечаю за развитие бизнеса, занимаюсь переговорами с клиентами и участвую в разработке самого робота. Как и в любом стартапе, на начальном этапе все в команде выполняют сразу несколько функций. Пока не пойдет необходимый поток прибыли от клиентов, нужно и на звонки отвечать, и на встречи ездить, и закрывать все остальные нужды бизнеса, иногда даже делать уборку в офисе. Сейчас компания Phonetic уже получила хороший пул входящих клиентов и находится на стадии активного роста. Основные задачи: поиск кадров и отладка бизнес-процессов, чтобы поставить работу с клиентами на поток». 

Чтобы родилась идея, которая сможет стать успешным стартапом, нужно думать о том, в чем действительно нуждается современный рынок и потребители. Поэтому если вы хотите развить свой стартап, то будьте в тренде: читайте новости из разных отраслей промышленности, знакомьтесь с новостями бизнеса, инвестиций и новых технологий. Следите за тенденциями в вашей профессиональной сфере и развивайте экспертность. Может быть, вам нужно решить какую-то собственную проблему? Уверены, что это беспокоит только вас? Иногда идеи гораздо ближе, чем нам кажется. 

Игорь Осьмушко, CEO Henry Morgan, CSO Phonetic: «Казахстан – отличная платформа для старта нового бизнеса. У нас не очень большие налоги для начинающих бизнесменов, для ИП и уже несколько лет действуют налоговые льготы. 

Для IT-бизнеса есть Astana HUB – это целая экосистема, где можно получить различное бизнес-образование, финансирование своей идеи или снять офис. Кром того, если ты участник Astana HUB, то получаешь хорошие налоговые льготы на свой инновационный бизнес. 

Многие ребята, начинающие здесь свой бизнес, проводят отладку бизнес-процессов на небольшом казахстанском рынке и выходят на рынки ближнего зарубежья. Например, компания «Колеса» вышла в Узбекистан, а HR Messenger активно растет на рынке России, что позволяет им привлечь еще больше крупных клиентов и активно развиваться». 

Если почитать аналитику в интернете, то можно узнать, что большинство стартапов терпят неудачу из-за плохо продуманной бизнес-модели и неправильного распределения инвестиций. Поэтому очень важно изучать и анализировать примеры и тех стартаперов, у которых ничего не получилось. Одного энтузиазма для успеха мало. Крайне важно собрать команду не просто единомышленников, но и сильных профессионалов. 

Игорь Осьмушко, CEO Henry Morgan, CSO Phonetic: «Я придерживаюсь мнения, что основное качество человека, которого я хочу видеть в своей команде, – это «горящие глаза». Кандидат должен страстно хотеть развиваться, расти вместе с бизнесом, не бояться сложных задач и сверхурочной работы. Стартап – не то место, где работают с 9 утра до 6 вечера, а на выходных отдыхают. Чтобы получить свое место под солнцем, стартапу нужно очень быстро расти, опережать конкурентов и постоянно следить за направлением своего роста, стратегия может меняться несколько раз в месяц, и нужно быть гибким, подхватывать все на лету».  

Если вы мечтаете, что когда-то ваш стартап разовьется в компанию международного уровня и изменит мир, то, возможно, вам стоит почитать, как создавались, например, Facebook, Airbnb, Pinterest, WhatsApp, и взять на заметку следующий совет Игоря Осьмушко: «В первую очередь нужно заняться проверкой гипотезы. Нужно проводить много времени со своими потенциальными клиентами, стараться понять их истинную боль в бизнесе и найти механизмы для ее устранения. Часто оказывается так, что тот продукт, который вдохновил вас на стартап, может быть не востребован вашим конечным клиентом либо не понят до конца. Поэтому успешные стартаперы много времени и ресурсов тратят на «касдев» – customer development – развитие клиента. Только тогда, когда вы поймете своего клиента и прочувствуете его потребность, вы сможете сделать по-настоящему крутой продукт, который полетит, как ракета!»