Когда при выписке из роддома меня попросили сесть в инвалидную коляску, я немного испугалась. Я уверяла врача, что вполне могу передвигаться самостоятельно. Мне сказали, что это такой закон в Америке: рожениц отвозят до машины в коляске. "Хороший закон, однако", – подумала я.
Когда мы приехали домой, у дверей нас ожидал пакет с готовой едой. Да, это тоже было немного странно. Если у вас хорошие отношения с соседями, у вас много друзей, тогда будьте готовы к такому повороту событий. Все ваши друзья, знакомые и соседи запишутся в очередь и будут приносить вам еду. Это очень интересно, так как они заранее у вас спрашивают о предпочтениях в еде. Сами же американцы составляют список, что и в какой день им принести после родов.
В Казахстане 40 дней вас не выпускают из дома и мало кому показывают ребенка. Даже после сорока дней казахи мажут чернила на лоб и затылок, надевают булавку от сглаза. В Америке такого вы не встретите, у вас попросят разрешение навестить ребенка сразу после того, как вы приедете домой. Нам предварительно звонили перед приходом, мы как гостеприимные казахи никому не отказывали, и каждый раз, когда кто-то приходил, я готовила стол для гостей. Но гости даже не соглашались выпить чашку чая, отдавали еду, знакомились с малышкой, некоторые выпивали стакан воды и уходили. Знакомых много, не запускать их домой было неудобно, не приготовить стол совесть или, наверное, воспитание не позволяло, это утомляло, поэтому, когда одна из подруг пригласила на день рождения своего малыша, мы сразу же согласились. Там уже было легче познакомить всех с нашим двухнедельным ребенком и сказать, что еды больше не надо.
Вопросы задают почти одинаковые: понравилось ли мне рожать здесь, как себя чувствую и какие у нас планы на ближайшие месяцы. Тогда я не понимала, о каких планах может идти речь. Ухаживать за ребенком – это и есть весь план. Тогда одна из моих подруг поделилась со мной, что американцы стараются распланировать почти все на год вперед: куда поехать, что посмотреть, где отдохнуть, что купить, когда приедут родители, когда записаться в спортзал, когда начинать гимнастику с малышом, когда начать плавание. И тут я ее остановила: "Какое плавание, ему еще и годика нет, а ты его на плавание записала? А как же бактерии, инфекции?". "Организм малыша с шести недель начинает устойчиво относится к таким опасностям, – уверяла она меня. – И потом, у тебя появится другой круг общения, будут такие же мамочки, ваши детки будут одного возраста, у вас появится огромное количество тем для разговоров", – продолжала она.
Конечно, таких мамочек можно везде найти, но идея с плаванием мне очень понравилась. Я посчитала, что шесть недель – это примерно наши 40 дней. А что наша мамочка делает после сорока дней? Если живут с родителями, то она возвращается к своим обязанностям: готовка, стирка, уборка плюс ко всему уход за малышом, а если живут одни, хоть и работы поменьше, но весь день с малышом одна. Да, возможно, каждый день прогуливаются в парке с укутанным в теплое одеяльце младенцем и скрывают от посторонних глаз, чтобы, не дай Бог, не сглазили. О походах в салоны красоты можно забыть, если не с кем оставить малыша в ваше отсутствие. А тут сразу плавание. "Какое плавание зимой, не дай Бог, еще грудь простудишь", – будут кричать вслед наши мамы. Все-таки к этому в Америке относятся легче. Из всех мамочек и детишек, которые были с нами на плавании с шести недель, до шести месяцев никто не заболел. Я считаю, плавание грудничков – это своеобразная гимнастика для всех мышц ребенка. Массаж для малышей в Америке не практикуется, чтобы снять тонус и расслабить мышцы в основном направляют на плавание.
Мы первые сорок дней купаем малыша каждый день, делаем ему массаж, укутываем и укладываем. В Америке в первые дни они просто протирают салфетками, возможно, через недельку другую помоют малыша в кухонной раковине. Да, не удивляйтесь, раковины у них большие, и то, что мы видим по телевизору, на самом деле так и есть. Они спят вместе с малышом, едят из одноразовой посуды (чтобы не загружать потом посудомойку) и просто привыкают к новой роли родителей. Кстати, после родов муж как положено, находится дома до 6 оплачиваемых недель.
После сорока дней мы перестаем, а американцы начинают водные процедуры. Педиатры связывают это с тем, что первые четыре недели малыши очень легко могут заразиться всякими инфекциями. Они же и рекомендуют начинать плавание с шести недель. Вода в бассейне теплая, полотенце махровое, инструктор обученный. Что еще нужно?
Инструктор нам показывала, как сделать так, чтобы малыш быстрее начал держать головку: когда ребенок лежит на животе в воде, он рефлективно поднимает голову над водой. Отталкиваясь ножками от бассейна, мы развивали навыки ползания, а собирая резиновые мячики, развивали мелкую моторику. Малышам это было по нраву, после занятий все засыпали крепким сном в своих креслах или колясках, мамочки в это время могли поболтать и попить чая.
Да, возможно, в Казахстане нет бассейнов такого уровня, куда можно ходить с грудничками, может, люди еще не до конца верят, что это безопасно, у нас еще нет оплачиваемого декрета для отцов, мы не расписываем все поминутно, но мы еще только развиваемся. Самое главное – я поняла и позаимствовала у американцев, что нужно просто легче относиться ко всему. Не нужно заранее себя программировать на плохое, и все будет отлично. И даже если что-то идет не так, нужно всегда и во всем искать позитив.