Картинка
Против насилия

Бездомныe. История, каких миллион, которая началась с обыкновенной пощечины

На скудные заработки мать с детьми снимают то холодную времянку, то комнатку в общежитии, а то и вовсе перебиваются на брошенных дачах. И все это время семья живет в страхе: женщина и малыши с ужасом представляют, как вдруг откроется  дверь и перед ними вновь предстанет он – их домашний тиран, так называемый папа.

Елена привыкла говорить тихо – наверное, чтобы не раздражать мужа. За годы замужества женщина превратилась в безликое и бесправное существо. И только фотография 15-летней давности, которую она несмело теребит в руках, говорит о том, какой она была: красивой, веселой и влюбленной в жизнь.

Лена рассказывает: "Он всегда любил выпить, часто проводил время в веселой компании, водил друзей домой. Поначалу думала, что исправится, молодой еще, вот дети подрастут, ему стыдно станет, ан нет. Прекрасно помню, как впервые он поднял на меня руку. Я тогда на седьмом месяце была, а он выпивший ночью пришел. Я замечание сделала, он наотмашь дал мне пощечину, да так, что я кубарем с кровати скатилась. Проревела всю ночь, а он наутро прощения просил, божился, что это в первый и последний раз.

Родилась вторая дочь, муж все чаще поднимал на меня руку. Потом я уже со счета сбилась. И ремнем бил, и ногами. Бывало, и женщин домой приводил, пока я на работе. Говорил: "Я пью и гуляю потому, что дочек одних рожаешь, а ты мне сына роди, и я исправлюсь". Сын появился, да только он все равно был не рад. Говорил: "Ты у меня странная какая-то!" Все ему было не так: не так сидишь, не так ходишь, не так готовишь…"  Лена прерывает рассказ, опускает глаза, видно, что мужчина, если можно его так назвать, вселил в нее огромные комплексы и неуверенность в себе.  

Ей всего 35, но выглядит она гораздо старше, в глазах глубокая грусть и обида, безысходность не дает ей расправить плечи. В приют для жертв бытового насилия ее с детьми привел участковый, здесь она обрела временный кров. Все 15 лет женщина терпела побои и унижения, лечила мужа от алкоголизма, не раз вызывала полицию. Дебошира забирали в вытрезвитель, но утро следующего дня выдавалось недобрым.  Озлобленный – он с новой силой накидывался на свою жертву.

"Однажды он на маевку собрался с друзьями, – говорит Лена, – а я выразила недовольство, что опять остаюсь с детьми одна, без помощи. Секундой позже в меня полетела увесистая кружка, а на руках у меня ребенок был. Успела пригнуться, в стене вмятина образовалась, кружка вдребезги, ребенок испугался, заплакал. А муж подошел и со всей силы как замахнулся… Мужской кулак, знаете, какой тяжелый. И не поймешь, больнее телу или душе твоей потрепанной.

Мне приходилось замазывать синяки и бежать на работу, врала, оправдывалась, что упала, оступилась. Но, кажется, все уже знали, что в семье у меня неладно. По глазам, наверное, понимали. А я думала, что семью сберегу, сохраню, исправлю его. Не хотела, чтобы дети без отца росли. Все попытки тщетными оказались. Сколько раз мы на улицу в мороз убегали от него. Он ведь и детям жизни не давал: разбудит их спящих, гоняется за ними по дому с кулаками да угрозами. Сил уже не было и уйти некуда. Ему дом от родителей покойных достался. А у меня никого, кроме бабушки, не было: после того как она умерла, квартиру дядя забрал. Но все же однажды я решилась, собрала детей и ушла в никуда".

Лена вытирает слезы с лица, руки дрожат, видно, что вспоминать это все ей нелегко, свежи еще раны. Она их зализывает, как загнанный в угол зверек, но времени слишком мало прошло, да и вообще говорят, что время хоть и лечит, но медленно.

"Он нас уже дважды находил, – продолжает Лена. – По школе вычислил, там адрес дали наш новый. Клялся, что бросил пить, но я ему уже совсем не верю. Пусть мне сейчас трудно, зато здесь, в приюте, мои дети не кричат во сне от страха и у них каждый день есть горячая пища. Я этим спокойным дням благодарна, я ни одного не потратила зря. Я многое здесь поняла и решила для себя.

А дом наш, оказывается, сгорел: муж обогреватель включенным оставил, а сам ушел. И теперь он тоже живет где придется. Здесь, в приюте, мне обещали помочь с пропиской, ведь муж меня сразу выписал, как я ушла. Будет прописка, на работу постоянную смогу устроиться. А там и на ноги потихоньку встанем".    

Лена верит, что будет лучше. Будет крыша над головой, будет работа, дети рядом. И девочек она вырастит так, чтобы ни одна из них не позволила, чтобы кто-то хоть раз поднял на нее руку. В приюте психолог работал не только с Леной, но и детьми. Пока они замкнуты и застенчивы, девочки об отце вообще слышать не хотят. Скучает по нему лишь изредка Алешка. В свои шесть лет мальчик мечтает поскорее вырасти и стать полицейским. Вот когда он выучится на полицейского и наденет форму, тогда никто и никогда не сможет больше обидеть его маму. 

Если у вас или ваших знакомых сложилась такая ситуация, связанная с насилием женщины в семье, прежде всего, нужно обратиться за помощью в отдел по защите женщин от насилия местного городского или областного Департамента полиции. Если в полицейском Департаменте нет специализированного женского отдела, тогда нужно записать заявление в ближайшее районное управление полиции.

Женщинам могут оказать помощь в кризисных центрах, которые есть в разных городах Казахстана. Единый номер колл-центра –  8-800-080-7771.

P. S.: Наша история продолжает совместный проект "ООН-женщины", ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и портала Comode.kz в рамках проведения кампании "16 дней активных действий против гендерного насилия". Ежегодно по всему миру с 25 ноября – Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин – привлекается внимание к этой проблеме. 

В нашем обществе принято разделять насилие на физическое, сексуальное и психологическое. Насилие со стороны интимного партнера является одной из самых распространенных форм насилия в отношении женщин в мире. По статистике, в Казахстане: 

► 17% женщин в возрасте 18–75 лет, когда-либо имевших партнера, испытывали физическое и/или сексуальное насилие со стороны интимного партнера.

► 21% женщин в возрасте 18–75 лет, когда-либо имевших партнера, испытывали психологическое насилие со стороны партнера в течение своей жизни.

► 24% женщин, испытывавших какое-либо физическое, сексуальное или психологическое насилие, испытали все три формы насилия со стороны партнера за свою жизнь.

► 15% казахстанских женщин считают, что муж вправе побить свою жену по ряду причин. Среди сельских женщин такого мнения придерживается каждая пятая женщина.

► 65,4% всех преступлений против семьи и несовершеннолетних было совершено в отношении женщин. 

Автор: Салтанат Шорай