С людьми можно договориться. Друзья прикусят язык и не расскажут вам, что встретили вашего экса с новой женщиной, родители перестанут справляться о нем по телефону, собака и вовсе ничего не скажет, потому что а) не умеет разговаривать, б) "ройял канином" кормите ее вы. С интернетом договориться сложнее. Если вам ни на день не дают забыть о завершившихся отношениях, значит, ваша любовь пришлась на расцвет социальных сетей.
Как переживали расставание раньше? Плакали до красных глаз. Уходили в запой на неделю. Стояли под окнами. Ломали стекло, как шоколад в руке. Резали кожаные ремни, стянувшие слабую грудь. Первое время было больно, но потом отпускало. В конце концов, боль входит в любовный контракт. Люди влюбляются, зная, что с большой вероятностью любовь закончится гораздо раньше, чем смерть разлучит их. Потом, когда кончался естественный период траура по отношениям, максимум, что могло напомнить о бывшем возлюбленном – письма, подарки, номер в записной книжке. Убрать артефакты в коробку, спрятать на антресоль к родителям. Мама так любит вас, что хранит даже вашу засохшую пуповину из роддома. Ей не трудно похранить у себя кипу фотографий, на которых вы стоите в обнимку с бывшим.
Сейчас, впрочем, в такое интимное дело, как разойтись с человеком, вмешались соцсети.
Флиртовать в соцсетях тоже стало не в пример легче. Если вам кажется, что мужчина не пропускает лайком ни одной фотографии в вашем инстаграме, даже той, на которой запечатлена ваша бабушка, значит, вам не кажется. Будем откровенны, вы не гениальный фотограф, чьи кадры поражают воображение. Просто вы ему нравитесь. Если вы заметили 50 лайков подряд от пользователя azamat_official, считайте, это все равно как если бы вы получили пять огнедышащих Азиных взглядов в упор с соседнего столика в ресторане. Ну а если незнакомец отправил вам обстоятельное сообщение в директ, это по нынешним временам приравнивается к букету роз через курьера.
Собрать на человека интернет-досье перед походом на свидание – дело обыкновенное. Следить за ним в соцсетях в течение года, знать, в какое кафе человек ходит за стейком (прожарка medium rare), идиоты ли его друзья или приличные ребята, сейчас правило хорошего тона. Кто вообще знакомится с абсолютными незнакомцами, не пронюхав все про них заранее, не прибегнув к помощи социальных сетей? Старомодные романтики!
Но довольно об ухаживаниях, которые интернет облегчает. Потому что этот гад делает расставания невыносимыми!
Здесь претензия к Цукербергу. Каждый день из-за “Фейсбука” разбитые сердца всех стран рубят кошкин хвост по частям и сыплют себе соль на раны. Каждый день “Фейсбук” напоминает им, что происходило в их жизни год, два, семь лет назад.
Если ваши отношения пришлись на последние пять лет, вы попали. В этот период стало модным фиксировать не то что любовь – съеденные завтраки и чек-ины в аэропорту. Если вы регулярно отмечали бывшего на фотографиях и ставили на него теги в проникновенных постах, вроде: “Мне достался самый великолепный мужчина на свете. Спасибо тебе, любимый!”, “Фейсбук” с методичностью маньяка будет ковырять едва затянувшиеся раны.
Вот любимый мочит ножки в море во время вашего первого отпуска. Вот он впервые согласился на совместное селфи. Вот дорада, которую вы съели вместе в том ресторане на углу. А вот слепленные вами манты-как-у-мамы (вам пришлось провести с потенциальной свекровью два часа на телефоне, обменяв рецепт на инсайты о том, как чувствует себя ее мальчик и почему так редко навещает родителей). Вот – не приведи господь увидеть это разведенным – ваши счастливые лица на свадьбе… Это не говоря уже о тысяче фотографий друзей, на которых вы отмечены вместе, а также тех прискорбных случаях, когда вы писали пост о недавно прочитанной книге или курсе казахстанской валюты, а потом совершенно рандомно отмечали своего бойфренда: не так ли, любимый? Тогда вам казалось: весь мир должен знать, как крепка, как бесконечна ваша связь. Сейчас вы понимаете, что вырыли себе яму.
“Фейсбук” немилосерден. Он не дарит забвения.
Итак, вы больше не вместе, и каждый день видите в архивных постах, что не так уж бывший был и плох, как вам хотелось бы сейчас думать (следуя сетевому этикету, вы выкладывали на страничке только счастливые моменты! Вы не писали, что мужчина всей жизни сутулился, трусил сдавать кровь из вены и утыкался в YouTube, придя с работы!) Что делать при этих обстоятельствах? Я могла бы предложить воспользоваться специальными приложениями, которые сотрут все упоминания azamat_official из новостной ленты или страницы выдачи браузера.
Но как потом доказать внукам, что все ваши жгучие истории – не враки выжившей из ума старухи? Разве поверят они на слово, что вам дарили жемчуга, что вам лобзали плечи, на которые падали смоляные волосы в мелкую кудряшку, что любимый фотографировал вас, пока вы спали? Как припугнуть деда внуков, чтобы не расслаблялся и тащил с утра поднос с шампанским в постель, ведь в противном случае на такую красавицу всегда найдется охотник? Конечно, вам потребуются доказательства. Все эти гигабайты цифровых воспоминаний, которые принесет к ногам прибоем “Фейсбука” несмотря на старческую деменцию.
Я читала в детстве одну пронзительную повесть, кажется, Крапивина. (Тогда все пронзительные книжки про подростков были за авторством Крапивина). Главный герой, мальчик, когда ему было плохо, садился в поезд электрички. Из динамика звучал голос его покойной матери, объявляющей станции. Записанный когда-то, голос не потерял своей нежности, хоть и был пропущен через транзистор. Может быть, аудиосообщения в вотсап, фотографии, лежащие в облачных хранилищах, полотна текста в мессенджерах, чатах, комментариях, есть у нас неспроста. Может быть, они –капсулы времени, которые служат капризному мозгу напоминанием – надо быть благодарным, что любовь была, а не горевать от того, что кончилась.