На сайте Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан приведены данные, согласно которым на территории Республики Казахстан в 2021 году было зарегистрировано 140 256 браков и 48 239 разводов. Это чуть меньше 35 процентов. Но никто не знает, сколько семей сейчас находятся на грани развода и какому количеству удалось избежать расставаний. Мы попросили наших читательниц, которые сумели сохранить свой брак, поделиться личными историями.
Общее хобби
Амина, 44 года: «Важно понимать, что не любой брак нужно спасать. Иногда лучше расстаться и не причинять друг другу боль. В первый раз я вышла замуж в 19 лет. Тогда мне казалось, что это навсегда. Мы развелись через два года, потому что мой муж решил, что брак его ограничивает. После расставания с ним я не могла начать другие отношения больше семи лет, но потом встретила мужчину, старше меня на 5 лет, который стал моим вторым мужем. В первый год после свадьбы я родила дочку, и все у нас было хорошо. Именно так, как я всегда мечтала. А когда появился второй ребенок, мы очень сильно друг от друга отдалились. Муж делил со мной все домашние и родительские хлопоты, но между нами больше не было ничего. Мы разговаривали только на бытовые темы, никуда вместе не ходили и спали в разных кроватях. И предъявлять мужу я что-то не могла, потому что сама не чувствовала, что люблю его. Каждую субботу он уходил играть в большой теннис, и я решила, что он встретил там другую женщину. Но муж ничего не говорил, это были только мои подозрения. Мне было очень обидно, у меня было ощущение, что я неудачница. Я поговорила с двоюродной сестрой, которая посоветовала мне не паниковать и предложила найти для себя какое-то хобби, чтобы хотя бы на пару часов в неделю отвлекаться от семьи. Никакое хобби я не придумала, поэтому просто записалась на танцы недалеко от дома. Так у нас с мужем появилась новая тема для разговора, он стал спрашивать, чем я занимаюсь, какие у меня успехи, а месяца через два сделал первый за последние несколько лет комплимент. Тогда я попросила научить меня играть в теннис. Мы стали вместе ездить на корт и постепенно узнали друг друга с совершенно другой стороны. Я бы сказала, что тогда мы подружились, а потом влюбились. До сих пор не знаю, была ли в тот период у моего мужа другая женщина, я его никогда не спрашивала. В 39 лет я родила третьего ребенка, и сейчас у нас с мужем отношения даже лучше, чем после свадьбы».
Любовь
Зауре, 40 лет: «За почти 20 лет совместной жизни у нас с мужем было всякое. Не могу сказать, что когда-то мы находились прямо на грани расставания, но порывы были. Иногда казалось, что все – это предел. Но я всегда делала выбор в пользу нас и начинала «играть за свою команду». Да-да, брак – это работа двух людей, а когда появляются дети, эта работа становится командной. Я вообще считаю, что самое главное – это любовь и прощение. Я как-то услышала фразу, что на свете нет ничего важнее, чем встретить своего человека и не потерять его. Это правда. Бытовуха может разрушить многое, если не сказать все. Но если есть любовь, то можно найти в себе силы, чтобы построить заново то, что было разрушено».
Расставание
Ирина, 38 лет: «У моего мужа сложная работа и сложный характер. Когда я поняла, что больше не могу жить с этим человеком, мы были в браке почти восемь лет и у нас был пятилетний сын. Каждый вечер мой муж приходил домой и выплескивал на меня весь накопленный за день негатив. Нет, он никогда не поднимал на меня руку, но слушать все это было невыносимо. Все вокруг «буржуи» и «недоумки», а еще все дорого, поэтому ничего лишнего покупать нельзя. Мы не жили бедно, я тоже работала и нормально зарабатывала (как и сейчас), но он требовал, чтобы мы экономили на всем. Мы даже в Турцию семьей в отпуск не летали, не говоря уже о каких-то более дорогих и дальних курортах. С деньгами, которые зарабатывала я, мне приходилось обходиться очень осторожно, потому что я никогда не знала, смогу ли в случае чего рассчитывать на финансовую помощь мужа. А потом я узнала, что у него есть достаточно приличные накопления, которые он почему-то от меня скрывал. Тогда я взяла ребенка и уехала к родителям. В течение месяца мой муж даже ни разу не позвонил, а я полетела впервые в жизни с ребенком к морю. Я вернулась и подала на развод. Тогда мой муж мне впервые за все это время позвонил и предложил встретиться. Я приехала на встречу загорелая, уверенная в том, что он мне больше не нужен и я легко справляюсь со всем сама. А когда увидела его, то поняла, что это не так и какие бы ужасы совместного проживания ни были у нас в прошлом, я готова попробовать все начать сначала. Здесь важно сказать, что волшебных перевоплощений не бывает. Мы потратили два года на совместную терапию с психологом, а еще мой муж посещал сеансы отдельно. Мы собирали наш брак буквально по кирпичикам, и все вокруг спрашивали меня: «Зачем тебе это надо? Он же придурок…» Мы это исправили и продолжаем работать над нашими отношениями, даже думаем о втором ребенке. Мне кажется, что главное – понять для себя, готова ли ты двигаться дальше с этим человеком, несмотря на трудности, или нет. Если да, то нужно двигаться. Конечно, речь не идет о случаях, когда женщина подвергается насилию – там выход один».
Ревность
Тазагуль, 30 лет: «Я почти уверена, что многие меня осудят. Я та женщина, которая простила измену. Вообще-то мы женились не по любви. Просто так получилось, что наши родители дружили и всегда шутили, что мы жених и невеста. Можно сказать, что нас поженили. Мы хорошо друг к другу относились, но не более того. Если честно, я тогда поступила в институт и влюбилась в другого парня, но родителям перечить не могла. Мы поженились, когда мне было 18, а ему 20 лет. Мои впечатления от первого секса были никакие. А после второго мне стало просто отвратительно. Через какое-то время все родственники начали спрашивать про ребенка, а ответить мне было нечего. Хоть я и была полностью здорова, забеременеть не получалось. Видимо, дело было в отвращении. А потом мой муж начал гулять. Если честно, я сначала обрадовалась, потому что он больше не приставал ко мне по поводу исполнения супружеского долга. Но через полгода я узнала, что у него начались серьезные отношения на стороне. То есть не просто очередная интрижка. Я не знаю почему, но я начала ужасно ревновать. Мне стало физически плохо, и я начала всячески проявлять к мужу свой интерес, но не видела ответной реакции. Тогда я пересмотрела в интернете кучу тренингов, лекций и просто видео на тему «Как вернуть мужа», перечитала много книг по семейной психологии и пошла на консультацию к сексологу. Тогда я набралась смелости и поговорила с мужем. Я сказала, что если он действительно любит ту девушку, то я готова дать ему развод. Но если есть хоть небольшой шанс, что мы, теперь уже более взрослые, можем создать настоящую семью, то я хотела бы попробовать. Он сказал, что пока не хочет заканчивать те отношения, но и к разводу тоже не готов. Я согласилась на этот формат. Возможно, будь я старше, то отказалась бы. А через несколько месяцев мой муж сам завершил встречи на стороне и полностью вернулся в семью. Тогда отношения между нами действительно потеплели, и это стали отмечать даже люди со стороны. Сейчас я могу сказать, что люблю его и родители были правы, что мы идеально друг другу подходим. А в августе у нас родится первый ребенок, и я уверена, что дальше все будет только лучше».
Флирт и мамино платье
Татьяна, 34 года: «Не могу сказать, что я не знала, что выхожу замуж за зануду и очень закрытого и скупого на проявление чувств человека. Но встречаться – это одно, а жить вместе – совсем другое дело. Через полгода после свадьбы он начал дико меня бесить своей отстраненностью. Сидит копошится в каких-то своих делах, как сосед по комнате в общаге. Я сразу же вспомнила, что пять из 100 пар разводятся, не прожив вместе и года, а мы, это очевидно, из той пятерки. Все мои разговоры, что так жить нельзя, вызывали у него лишь вопрос: «А что не так?» И я каждый раз объясняла, что я его очень люблю, но мне не хватает его внимания. Муж отвечал: «Я тебя люблю, мы женаты, живем вместе. Что не так?» А потом уже не объяснишь, что не так, потому что не так было вообще все. Страсть между нами не утихла, в этой сфере все было хорошо. Но меня в буквальном смысле слова убивал этот игнор вне постели. Я решила, что буду ходить на свидания. Никакого интима, просто дружеские встречи с мужчинами, которым я нравлюсь. Я молодая, и мне нужно внимание. Кажется, первое время он даже ничего не замечал. Понял только, что я стала более спокойная, но вопросов не задавал. А потом увидел, что я надела мамино платье (оно невероятно женственное, такие сейчас даже и не шьют), и спросил: «Ты куда?» Я наврала, что иду гулять с подругами, а сама пошла пить кофе с коллегой-мужчиной. И я не знаю, что именно произошло – это был эффект от платья или он все-таки почувствовал, что может меня потерять – но мой муж начал меняться. Он реально стал работать над собой и уделять мне больше внимания. Так постепенно весь флирт на стороне сошел на нет. Мы стали больше говорить друг с другом о своих ожиданиях друг от друга. Мой муж – умный мужчина, поэтому быстро смекнул, что надо меняться и просто быть вместе недостаточно. Он очень старается быть внимательным, поддерживает меня и, наконец-то, сам говорит о том, что нам пора подумать о детях. Я убеждена, что в небольшом флирте нет ничего предосудительного. Мужчина должен видеть, что его женщина нравится не только ему».