Картинка
Звезды

Альфия Кунгужинова: «Любовь – залог успеха во всем»

Альфия Кунгужинова – женщина, которая способна и коня на скаку остановить, и войти в горящую избу. Каскадер, первая в Казахстане исполнительница сложных конных трюков, артистка цирка, актриса, жена и мама четверых детей рассказала Comode.kz об особенностях профессии, съемках в голливудских проектах и материнстве. 

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Вы артистка цирка, одна из первых женщин-каскадеров в Казахстане и актриса. Как вы пришли в профессию? 

Мой папа был цирковым музыкантом, поэтому можно сказать, что я выросла в цирке. Я с самого раннего детства хотела там работать, но не могла предположить, что когда-то буду выступать с лошадьми. Я думала, что буду гимнасткой, и при поступлении в Эстрадно-цирковой колледж готовила гимнастический номер. Но когда я училась на первом курсе в Алматы приехала конная акробатическая группа «Азамат», в составе которой работал мой будущий муж Жайдарбек Кунгужинов. Это были зимние выступления, я работала в цирке на подтанцовке как студентка колледжа, а джигиты выступали с полноценными номерами. Тогда мы с подругой стали прибегать к ним в антракте, чтобы покататься на лошадях. Так я познакомилась с Жайдарбеком и лошадьми. После этой новогодней программы наше знакомство продолжилось. Надо отметить, что лошадей я очень любила, но всегда боялась. И этот страх еще долгое время не могла побороть. 

А с каскадерской профессией мы познакомились благодаря фильму «Кочевник». Для этого проекта требовалось большое количество профессиональных всадников, и пригласили нас, потому что мы работали в жанре конной акробатики. Я в тот момент была единственной девушкой в Алматы, и долгое время оставалась единственной, кто работал в конной акробатике, поэтому меня пригласили работать на картине не только каскадером, но и дублершей. Это был первый опыт. Не могу сказать, что было во время этих съемок что-то для меня архисложное, потому что это были в основном проскоки и перепрыжки, а я выполняю трюки на галопе. 

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Тогда же я начала работать как актриса. Наш старший сын снимался в роли сына Шарыша (Марк Дакаскос), ему было пять лет, и я все время находилась рядом с ним, подсказывала и помогала. На второй день режиссер решил поставить меня в кадр, как одну из жен и мать этого ребенка. Оказалось, что я очень органична в кадре и неплохо играю, поэтому для меня специально даже дописали реплику в сцене.  

После фильма «Кочевник» постановщик трюков, Владимир Орлов, пригласил нашу группу на съемки картины «Волкодав», которая снималась в Словакии. Там, конечно, я уже получила более серьезный опыт. Я дублировала Оксану Акиньшину, и у меня были трюки с погружением в воду и горением. Тогда же я обучилась фехтованию, и управлению упряжными лошадьми, колесницей. Этот навык мне очень пригодился в Болгарии на съемках фильма «Конан», потому что из всех девушек, которые там работали, я была единственной, кто мог управлять запряженными лошадьми

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Что наиболее сложное в профессии для женщины-каскадера? 

Это физически очень тяжелый труд. В этой профессии нет поблажек ни для женщин, ни для мужчин. Мы все работаем на одном уровне. Недосып, ранние подъемы, работы очень много. Когда идет подготовка к фильму, мы тренируемся наравне с мужчинами-каскадерами, то есть, у нас те же самые нормативы. Первое, что я всегда советую нашим девочкам, когда они начинают заниматься, уделить огромное внимание подкачке. Потому что без физической базы, без физической силы в этой профессии делать нечего. Девочка должна как минимум десять раз подтягиваться. Руки и пресс должны быть очень сильными – так же, как и ноги. Если не будет сильного мышечного корсета, после первых же двух-трех дней работы «полетят» все суставы. 

Эмоционально бывает сложно. Наверное, это женское. У меня несколько раз срабатывал инстинкт самосохранения в ненужное время, когда я этого совершенно не ожидала, потому что в этот момент у меня либо был маленький ребенок, либо оказывалось, что я беременна. Так, например, было с моей второй дочкой. Я еще не знала, что в положении, было буквально несколько недель, мы работали  над картиной, в которой я должна была стоять под вставшей на дыбы лошадью. С этой лошадью я работала много лет, знала, что она мне не причинит вреда, трюк для меня, как для конницы, несложный, но я не могла подойти. У меня был непреодолимый страх. Я злилась на себя, что я не могу сделать шаг, муж нервничал, потому что не понимал, из-за чего я не могу выполнить такой простой трюк. Мы с трудом сняли, а через неделю узнали, что я беременна. И на тот момент у меня уже был включен инстинкт самосохранения, который не давал мне сделать тот шаг. 

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Приходилось ли вам сталкиваться с мнением, что вы занимаетесь неженским делом? Как вы относитесь к таким стереотипам? 

Я очень часто сталкивалась с таким мнением. Мне часто говорили, когда я была студенткой циркового колледжа и начала обучаться джигитовке, что это неженская профессия. Многие женщины пытались убедить, что у меня могут потом возникнуть проблемы с женским здоровьем, деторождением, но, как видите, нет. Более того, врачи часто говорили мне, что благодаря сильному мышечному корсету и мышцам пресса, роды у меня проходят быстрее и менее травматично. 
Вообще я редко прислушиваюсь к чужому мнению, если речь не идет о профессиональном мнении, которое важно для меня. И детям своим говорю: «Единственный человек, который может дать тебе оценку, – это ты и твой наставник. Решение, кем ты будешь по жизни, ты должен принимать сам». Я не считаю, что есть женские профессии или мужские. Вопрос в том, хочешь ли ты этим заниматься? Если женщине нравится какая-то профессия и она способна себя в ней реализовать, то почему нет? Когда я пошла в джигитовку, мои родители переживали за меня, потому что это травмоопасный и очень сложный жанр физически. Однажды папа мне сказал: «Альфия, ты же понимаешь, что в этой профессии ты должна будешь пройти и кровь, и пот, и слезы. Ты готова их пройти?» Я сказала: «Я готова!» Тогда папа ответил: «Делай то, что считаешь нужным»

Вам все время нужно быть в хорошей физической форме. Кроме того, профессия ваша травмоопасна. Как вы следите за собой, своей физической формой и здоровьем? 

Моя профессия обязывает быть в хорошей физической форме, как и профессия артиста цирка. Это становится привычкой. Я не могу долгое время обходиться без тренировок, тело само просит. Поэтому у меня, в принципе, как и у всех спортсменов, – два-три раза в неделю прокачка, ОФП (общая физическая подготовка), растяжка. Когда идет подготовка к проекту, то я тренируюсь ежедневно, кроме выходных. Работаю над выносливостью на беговой дорожке. Это очень важно, потому что когда ты проходишь дубль за дублем, если ты не вынослив, то после второго дубля ты сдуешься и работать не сможешь. И еще важно здоровое, правильное питание. Оно тоже уже стало привычкой. Я знаю свой рабочий вес, знаю свою рабочую силу, и у меня есть базовый набор тренировок. Если они начинают мне даваться тяжелее, значит я ослабла, и тогда начинаю увеличивать нагрузку, пока не вернусь к той норме, в которой я себя хорошо чувствую. 

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

В начале 2000-х вы с супругом основали Nomad Stunts. Ваша группа участвует во многих международных проектах. Каково работать вместе с мужем? Бывает ли у вас соперничество на работе? 

Соперничество между нами в принципе невозможно, потому что мы с ним изначально разные по уровню и разные по должностям. Я никогда не пыталась и не буду с ним соперничать. Жайдарбек – мой учитель, мой наставник. Человек, который меня привел к лошадям, который научил меня всему и продолжает учить. Я всегда восхищалась и восхищаюсь до сих пор его умением ладить с лошадьми и чувствовать их, его умением ладить с людьми и тоже их чувствовать. Он прирожденный руководитель, прирожденный конник. Здесь нет места для соперничества. Все, что я могу, – это пытаться соответствовать его уровню. Он в своей работе всегда задает очень высокую профессиональную планку, и я изо всех сил стараюсь, чтобы его не подвести, чтобы он гордился мной и был доволен моей работой. Для меня, как для жены, никаких поблажек не было, нет, и не будет. Жайдарбек очень требователен к себе, он никогда не позволяет себе расслабляться, продолжает учиться и этого же требует от своих подчиненных, от всех каскадеров. Поэтому у нас очень жесткая дисциплина и очень четкий регламент. Бывают редкие исключения, когда я могу пропустить не очень важную репетицию, потому что не могу в этот момент оставить ребенка. Например, во время подготовки к «Томирис» я не была в тренировочном лагере, где были все амазонки и дублеры, потому что я была с маленькими детьми дома, но я каждый день тренировалась – ходила в спортзал и на фехтование. Это было единственное исключение, когда я занималась отдельно, потому что я супруга и мне нужно было быть с семьей, потому что муж уже был на съемках. 

Мы изначально договорились, когда поженились (мы уже тогда вместе работали), что не несем работу домой. На работе у нас могут возникать разногласия, но на отношениях внутри семьи это никак не отражается. Это железное правило: мы не несем работу домой. Работа – это работа, а дом – это дом

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Вы мама четырех детей. Как вам удается совмещать работу с материнством? Поделитесь лайфхаками с нашими читательницами.

Лайфхак один – правильное планирование. Я четко планирую каждый день по часам, порой, даже по минутам. У меня график, что с какого и до какого времени. Всю свою работу я должна спланировать так, чтобы к шести-семи вечера я была свободна и могла провести время с детьми, пообщаться, пообниматься, поцеловаться. Это очень важно. Это нельзя упускать. Я очень долго шла к этому, потому что мы с мужем довольно амбициозные и у нас высокие требования к самим себе. Я всегда хотела чего-то достичь, и сама по себе человек очень многозадачный, очень много дел делаю одновременно, но последние лет десять, даже пятнадцать, я стараюсь максимум времени уделять семье. Не растворяться в детях, но и не лишать их моего внимания. Мы стараемся все свое свободное время использовать с максимальной пользой для детей. И в этом помогает правильное планирование, потому что иначе ты не успеешь ничего. Будет сплошной хаос, в котором потеряешься ты и вся семья. Мне спокойнее, когда я четко знаю, что за чем у меня идет

Каким из своих проектов вы больше всего гордитесь (и как актриса, и как каскадер)? 

Работа, которой я горжусь, как каскадер, – это «Конан». В этой картине я выполняла много технически сложных трюков. Тогда я обрела уверенность в себе и своих силах. Съемки проходили в Болгарии, и мы работали с большим интернациональным коллективом, там было много очень крутых специалистов из каскадерской сферы. Меня изначально пригласили на две недели – подготовка и съемка сцены, но из-за моего умения управлять колесницей, оставили на весь срок проекта. Я была на съемках почти четыре месяца, выполняла сцену с колесницей и в воде. Я должна была скакать на полном галопе, управлять четверкой запряженных лошадей, пристегнутых к колеснице, сзади которой была карета, которая в процессе взрывалась и отлетала от колесницы. Технически очень сложный трюк. Я должна была во время движения отцепить переднюю пару лошадей, а потом, сидя на лошади, на полном галопе отрезать вожжи от общей упряжи и ускакать в сторону. Четыре головы удержать очень тяжело, нужно же никуда не врезаться, потому что лошади боковым зрением не видят, им одевают шоры. Этим трюком я очень горжусь. И еще был трюк в воде. Мы его снимали в шесть утра. Каменистый берег, скалы, меня и дублера Конана увозили на моторной лодке на 300 метров от берега, вода холодная, максимум 4-6 градусов, а мы без спецзащиты от переохлаждения. На мне был только тонкий гидрокостюм без рукавов, а сверху четырехметровая ткань, которая была намотана как сари, и обувь. Весь костюм актрисы, который, естественно, при погружении в воду дал очень большой вес. Мы спускались в воду, катер отплывал, мы начинали плыть к пиратскому кораблю метров 100. И это все в ледяной воде. В некоторые моменты у меня начинали отказывать руки и ноги, но все прошло хорошо. Мы сняли все за два дубля. После съемок в этой картине я получила много положительных отзывов за трюки, которые выполняла. Постановщик трюков и режиссер были очень благодарны. Я очень этим горжусь. 

Как актриса я пока не могу выделить работу, которой горжусь. Я очень критична к себе, потому что считаю, что могу делать больше и лучше. Это нормально. Возможно, актерская работа, которой я буду гордиться, еще впереди

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Над какими проектами вы сейчас работаете? Какие цели ставите перед собой?

Я сейчас отошла от работы в кино как каскадер. Тому есть причины. Это и возраст, и четверо детей, и большое количество талантливых, сильных девочек, я уступаю дорогу молодым. Мне бы хотелось больше реализовывать себя в актерской профессии, потому что я еще не полностью раскрыла свой потенциал. Кроме того, у меня есть бизнес-проект, который я продвигаю, и надеюсь, что все у меня получится. Но в первую очередь я хочу больше времени проводить с детьми. Работа в кино предполагает длительные отъезды, а мне уже этого не хочется. Карантин внес очень много корректировок в нашу жизнь. Мы, наверное, впервые за все эти годы так долго были вместе, когда все рядом: и муж, и старший сын. Мы так привыкли друг к другу, нам очень комфортно быть вместе. А сейчас, когда мы вернулись к школе и тренировкам, мне этого не хватает. Поэтому мы стараемся хотя бы выходные полностью посвящать друг другу и хотим сохранить эту возможность быть вместе. 

Фото из личного архива Альфии Кунгужиновой

Вы успешны в карьере, личной жизни и прекрасно выглядите. В чем, по-вашему, секрет успеха?

Ответ прост и довольно банален, но многие забывают это ключевое во всех аспектах жизни слово. Это – любовь. Делать все с любовью и любить все, что ты делаешь. Любить до конца, полностью, без всяких условий. Потому что когда ты действительно любишь то, чем ты занимаешься, когда ты любишь жизнь и все, что тебя окружает, ты делаешь все максимально хорошо. У тебя не будет момента, когда ты решишь, что так тоже сойдет. Потому что когда ты действительно любишь, то так тоже не сойдет. Ты всегда будешь стараться расти и сделать лучше, потому что ты это любишь. Любовь – залог успеха во всем

Автор: Анастасия Брейвинская 

Из родильного кресла на подиум
Дети звезд: слава по наследству?
Яблоко от яблони...