Картинка
Воспитание и развитие

15 наблюдений о воспитании детей от мамы Софи Манасян

О чтении

Как заинтересовать детей читать книги? Делюсь нашей практикой (на примере последней прочитанной «Чарли и шоколадная фабрика»):
Для начала мы отправляемся на поиски заветной книги. Книжные магазины сейчас вызывают восторг - это словно волшебный красочный мир, где у детей просто разбегаются глаза! 
• Мы выбираем книги вместе, обсуждаем и советуемся. Это очень важно. Мне нравится, что так у ребенка сразу формируется отношение к книге как к празднику, подарку, который ему по душе!
• Внимание привлечено. Главное теперь не затушить этот трепетный восторг. Не стоит тут же начинать говорить о пользе чтения и, тем более, сравнивать своего ребенка с другими юными книголюбами.
• Мы останавливаемся сразу, если становится скучно или не хочется; мы не устанавливаем правил, когда именно или в какие сроки мы должны прочитать книгу.
• Подбирайте, адаптируйте стиль чтения под своего ребенка. Если вашему чаду не нравится читать - начните с картинок. Можно вообще начинать с книжек без слов! (И такие есть!) С книгами без слов вы можете придумать историю сами, а затем попросить ребенка продолжить. Ловите его реакции и делайте так, чтобы ему нравилось! 
• Как объяснить ребенку, что такое воображение? Почему бы не показать это наглядно? Софи уже постарше и мы перешли на книжки без рисунков. Дети часто сначала говорят: «Без картинок скучно!» Но, почувствовав безграничность собственного воображения, они забывают об отсутствии иллюстраций. Можно показать это наглядно. Я предложила Софи прочитать отрывок и зарисовать его. Ребенок сам удивился, насколько разные у нас с ней получились картинки.
• Еще один прием — читайте по очереди. Ничего страшного, если иногда Софи не хочет читать,  некоторые части читаю я, а она слушает и учится интонации, а когда у нее есть настроение удивить меня — она читает вслух с удовольствием!
• Мы порою читаем «по отдельности». Это повод делиться впечатлениями! Некоторые части я могу ей пересказать, да так интересно, что она бежит читать следующую главу, и я прошу пересказать ее мне!
• Мы часто читаем истории, которые легли в основу мультиков и фильмов. Например, как «Чарли»! Читаем половину и смотрим фильм до середины. Я говорю: «Давай дочитаем и потом досмотрим, они ведь тоже сначала прочитали, потом сняли фильм». Софи соглашается, так как считает, что это справедливо.
• Мы обсуждаем прочитанное. Например, что в фильме было как в книге, а что отличается? Это может быть захватывающей игрой «Кто найдет больше различий?». Обсуждаем, какие моменты мы представляли иначе. Если, например, герою предстоит сделать выбор, почему бы не обсудить с ребенком, какой выбор бы сделал он и почему. Это может быть что-то смешное и простое: например, в конфетном цехе Софи бы выбрала невидимые шоколадные конфеты, которые можно было бы есть незаметно на уроках. А мама - сладости, которые держишь в руках, а чувствуешь вкус во рту, чтобы не поправляться. Но постепенно вы придете к обсуждению важных и серьезных тем.
• И, конечно, важно ненавязчиво создавать благоприятные условия. У нас книги всегда оказываются под рукой. Особенно там, где нечем заняться: в аэропорту и в самолете, в очереди в поликлинике, на даче... Я не заставляю ее читать, просто наблюдаю, как она берет книгу, и начинает читать, рассматривает картинки, просит что-то обьяснить, хихикает сама по себе. Или подходит и говорит: «Мам, давай вместе, тут очень интересный момент!»

О высшем образовании

Однажды зашел разговор об образовании, и я сказала, что если Софи не захочет учиться в институте, я не буду настаивать. В этом есть определенный смысл: я воспитываю, развиваю и прививаю любовь и даже жажду к знаниям с малых лет. С умным ребенком легко общаться, его легче воспитывать. Чем больше вы вкладываете, тем больше он впитывает, тем больше он учится рассуждать как личность и добиваться результатов. Естественно, он и вырастет в умного взрослого! Я целенаправленно подвожу Софи видеть в учебниках и оценках нечто большее. Прежде всего, учиться думать критически и находить себя! Чтобы, окончив школу, она не металась в сомнениях - куда же пойти и кем же быть? Уже сейчас я учу ее относиться к оценкам, дипломам, выученным стихам и рефератам иначе - это хорошо, но это, в некоторой степени, поверхностно. Гораздо важнее - сознание, развитие критического мышления, умение пользоваться собственной головой и приходить к своим выводам, умение держаться своих понятий. 

Я не хочу, чтобы Софи к 18 годам пошла в институт, потому что «так надо». Возможно, она захочет получить степень, возможно, решит заниматься самообразованием или скажет, что хочет взять перерыв на год и уехать странствовать по миру... Я не буду настаивать. Я делаю все, чтобы мой ребенок был умным, но моя цель: чтобы эти знания помогли ей к 18 годам прийти к пониманию того, чего она хочет от жизни! Чтобы она шла к мечте, а не просто шла в университет на автомате, потому что «так прилично» или «так престижно». Я всегда говорю, что знания и ум первостепенны! Но хорошие оценки в аттестате и наличие диплома - это еще не все. Иногда, к сожалению, это так и остается формальностью. Поэтому, когда я говорю, что не буду настаивать, если Софи изберет другой путь, секрет кроется в другом: я иду к тому, чтобы Софи сама (морально, духовно, сознательно) подошла к желанию получить образование. И когда придет время принимать решение, она сама уже будет знать, что ей делать!

О детских интересах

Мне часто задают вопрос: "Во сколько лет отдать ребенка на фортепиано (и другие занятия)?" Мое мнение: конечно, все индивидуально и, в первую очередь, зависит от способностей ребенка, но я могу поделиться нашим опытом. В 4 года Софи проявила желание заниматься музыкой и просто сказала: "Хочу играть на пианино!" И мы поддержали, считали, что ей это подойдет. Мы нашли первоклассного педагога, она отметила все то, что и я видела в Софи: исключительную память, послушные пальчики и музыкальность. Тогда Софи уже выступала сольно с танцами, поэтому, на самом деле, и ручки, и плечи, и пальчики слушались ее исключительно хорошо с малого возраста. Люди могут говорить: "Рано еще!" или "Поздно", но для каждого ребенка это индивидуально - каждый готов в свое время.

Педагог из консерватории вдохновилась способностями Софи, и мы взялись за общее дело. Педагог дает - ребенок воспринимает - мама должна быть счастлива. Но здесь, как звоночек, сыграл важную роль один очень весомый аспект: я всегда хотела и наблюдала, чтобы ребенок, если чем-то и занимался, то понимал, что он делает и зачем ему это надо, чтобы любое дело было ему в радость! Ведь, несмотря на возраст, у них уже есть свой внутренний мир. Это не про капризы, лень и отлынивание, это вот такое истинное непосредственное детское и, может быть, даже наивное стремление/желание. Дети одним только своим взглядом умеют показать, то это или пока нет... И важно уметь это видеть, различать, и только родитель способен это разглядеть.

Здесь хочется отметить, что никто не говорит бросать все, если ребенок вдруг сказал сегодня: «Нет». Но на это нужно обращать внимание и уметь отличать капризы от истинных желаний и вовремя вносить поправки или полностью менять подход к делу. Ведь именно желание и любовь этого человечка, хоть и маленького и несамостоятельного, - это залог хорошего старта и главная отправная точка, и этот момент не стоит упускать!

Об отношении к детству

Мы все хотим, чтобы наши дети были личностями, но так бездарно растрачиваем их детство! Личностями они рождаются, а мы говорим: «Еще ничего они не понимают». Они может и не все понимают, но чувствуют и основы их мировоззрения и ощущения самого себя закладываются именно с ранних лет! Поэтому не говорите, каким должно быть детство у всех - у всех оно должно быть разным, с учетом всех способностей, особенностей, врожденных умственных и физических данных, психологической устойчивости и уровнем восприятия окружающей среды. Это важно не упустить. 

Беззаботное детство — это не предоставленные сами себе дети: целый день на улице, перед телевизором и безбашенное поведение. Дети вроде бы и довольны - им можно просто веселиться, но их никто не воспринимает, как личностей! Беззаботность детства - в мышлении, в свободе мечтать и в неведении о бытовых проблемах, т. е. в отсутствии ответственности за такие взрослые вопросы, как чем прокормиться или как ухаживать за больными родителями. Но именно с детства человечек должен воспитываться, познавать себя, трудиться, пробовать и изучать, в нем должен поддерживаться настрой и интерес «Мне можно быть личностью, я – личность» и с этим желанием придет и осознание ответственности!

Трудное детство - не в чрезмерной занятости детей; трудное детство - это когда взрослые гребут всех под одну гребенку и заставляют идти против детского сознания, когда учат детей с малого возраста уметь давать сдачи, быть ушлее, хитрее. Мол, это все пригодится дальше по жизни. Вот тут я прихожу в шок. Для меня естественнее, что ребенок с детства приучается к труду, приучается тянуться к знаниям, приучается сам выбирать любимое дело и стремиться к нему, но не умеет хитрить, врать и давать сдачи. Когда Софи вырастет, для нее будет естественно трудиться и получать счастье от своего труда, потому что она научится быть собой с детства, а когда во взрослой жизни ей уже придется защищаться самой, давать сдачи людям - вот тут она будет чувствовать груз взрослой жизни, ей будет каждый раз не по себе, потому что это будет для нее неестественно, это будет отличать ее взрослую жизнь от детства с мамочкой и папочкой сейчас, и делать она будет это не с привычной естественностью или с радостью в душе, а с сожалением, потому что приходится. 

О грани между свободой и воспитанностью

В последнее время тенденция воспитания «свободных» детей выходит за рамки истинного понимания свободы. Мамы и папы, подняв флаг «Мы воспитываем свободного ребенка», забывают о воспитанности, о тактичности, об уважении к старшим - и все это перенимают наши дети. На самом деле есть одно золотое правило: «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». И это же главное различие между свободным ребенком и просто невоспитанным. Ведь Свобода - в мышлении, а не во вседозволенности и беспредельном поведении!

Софи я с рождения воспитываю свободным ребенком. Ее Свобода заключается в том, что мы всегда принимаем во внимание ее мнение, она умеет выражать себя, имеет право чувствовать себя и мир по-своему, и может выбирать сама, абсолютно без обязательств делать так, как сказали! Но она всегда помнит, что садиться на пол в магазине и стучать ногами - не значит быть свободной и выражать себя - это значит нарушать покой и свободу таких же свободных людей, как она. С такими мыслями и понятиями ребенок найдет способ выразить себя иначе - научится разговаривать, договариваться, вежливо просить, выражать внятно и спокойно свои предпочтения. Она понимает, что свободной быть хорошо, поэтому мешать свободе других она тоже не станет! 

Нельзя кричать в общественном месте, нельзя грубить старшим, нельзя бить людей и животных, нельзя трогать чужих или чужие вещи без разрешения, нельзя срывать уроки, нельзя вставать с тележкой посреди супермаркета, нельзя позволять детям бегать по сцене, срывая представление… Это все не проявление свободы вашего ребенка, это показатель вашей с ним невоспитанности и бестактности. Так вы воспитаете его не свободным, а беспредельным человеком. Можно не разделять мнение, скажем, учителя, но выразить это, не оскорбляя преподавателя и не нарушая покой окружающих. Можно иметь свое мнение и жить абсолютно своей жизнью, при этом относиться с уважением к окружающим, даже не разделяя их взгляды. И этому нужно учить с малого!

О любви

Любить ребенка — не значит сажать на голову, поощрение — не значит вседозволенность, любить детей больше жизни — не значит считать их царями Вселенной и вопреки основам воспитанности и трудолюбия помогать им думать, что весь мир существует для них одних!

Любить нужно так сильно, чтобы просто понимать, что только мы можем испортить своего ребенка; любить и брать на себя полную ответственность за то, каким человеком он вырастет! 

Только приняв эту ответственность, мы сможем вырастить его толковым и порядочным, чтобы жизнь его сложилась, и он смог найти себя и свое счастье.
Любить так сильно, чтобы одинаково принимать все победы и поражения. Любить ребенка — никогда не отворачиваться от него, но и никогда не закрывать глаза на свои же ошибки. Отпустить — легче, воспитывать — тяжелее; любить, балуя — приятней, прикладывать усилия, обучать — надежней. Всегда стоять рядом и держаться за руки, идти по жизни и расти вместе с ним, чтобы ребенок всегда мог положиться на вас, а вы, любя, окрыляли, а не уродовали.

О школьной жизни

«Школа учит, семья воспитывает». Я не делаю с Софи домашние задания, не потому что мне лень, а потому что я ей доверяю. Я не проверяю ее дневник, потому что я ей доверяю. Я не боюсь, что общество (класс, школа) повлияет на нее негативно, потому что я воспитываю (и внимательно воспитывала ее все эти 6 лет до школы) и научила внутренним убеждениям и любви к знаниям, что теперь лишь слушаю (касательно школы), когда делится, и отзываюсь, когда просит подсказать или помочь. Конечно она ребенок, но я ей доверяю... 

О самопожертвовании

Когда люди говорят: «Мы живем ради детей!», нельзя воспринимать их слова буквально, что они проживают скучную жалкую жизнь, перекладывая свои радости, надежды и амбиции на них. Жить ради детей — это понимать, что самый главный след, который мы в итоге оставим на этой земле — окажутся наши дети, и что, подходя к возрасту, когда у нас не останется ничего, кроме воспоминаний, самыми бесценными будут воспоминания о годах взросления наших детей! Как они росли и становились достойными людьми, как мы имели благословение за этим наблюдать и участвовать! Не их раскрученные инстаграмы, модные прикиды, коллекция дипломов на стене, а первые шаги, выпавшие зубки, первые счастливые победы, обнимашки перед сном и веселое поедание мороженого всей семьей! Только это останется по-настоящему ценно! И когда человек понимает и знает это, он говорит: я живу ради детей! 

О звездной болезни

Меня часто спрашивают, как Софи относится к своей популярности, как к ней относятся одноклассники, и как она ведет себя с ними? Видимо, мы настолько привыкли к своей жизни, что уже не понимаем, что именно интересует читателей. Как оказалось, вопрос в звездной болезни! И тут у меня есть одно твердое убеждение: вы наверняка и сами замечали, что бывают люди абсолютно из себя ничего не представляющие, но какие-то ненастоящие и наигранные, независимо от статуса, возраста. Раньше я предполагала, что Софи непосредственная благодаря ее возрасту, но все больше замечаю, что уже и среди ее сверстников очень много завистливых, избалованных и где-то даже недоброжелательных детей. И вот мой ответ: все зависит от воспитания. Нам с Софи повезло в двух случаях: она родилась уже такой, и мы ее постоянно воспитываем, а не в окошко глядим. Так что все в самом человеке и в содержимом его головы и пока родителей. Ничего нового. Но глупо бояться, что дети испортятся обстоятельствами и образом жизни, если изначально не закладывать в них добродетель. А обстоятельства, кстати, найдутся у любых детей (чуть-чуть красивее подруги, чуть-чуть сильнее, чуть-чуть богаче). Наша общая задача — воспитание. Софи — живой тому пример. Она обожаема подругами и ничем не выделяющая себя в общении, отношении, непосредственна и добра. И так должно быть у всех!

О тайм-менеджменте

Этот пост, надеюсь, будет в поддержку мамам, кто до сих пор сожалеет, что у них нет водителей, нянь/домработниц, кто сам отводит ребенка в школу/садик пешком, или кто ежедневно стоит в этих ужасных пробках, как и мы.
Каждое утро мы начинаем свой день с пробок, и это для нас самый удивительный, необыкновенно сближающий, успокаивающий и дарующий настроение на целый день момент. Не лишайте и вы себя этого удовольствия! 
Мы живем далеко от школы и дорога занимает до часа в час пик. Зимой мы будем выезжать затемно и встречать рассвет в пути. За это время мы успеваем:
✔беседовать о жизни;
✔слопать по яблоку;
✔учить английский в машине! (Аудио уроки на дисках для малышей. Получается English listening and speaking with mum по 50 мин в день);
✔петь вместе песни по радио;
✔слушать духовно-наполняющее радио «Классик».
Все по настроению, но все это мы делаем вместе! Обстановка позволяет, вокруг суета, а у нас такой маленький теплый мирок добра, тепла и мягкого одеяла. Утром особенно происходит какой-то мозговой штурм, эти мгновения незабываемы, наши беседы незабываемы. Ни за что не лишайте себя возможности копить в себе эти воспоминания, и отчаянно защищайтесь от мира вокруг! Дети вырастут, а ваша душевная близость с ними останется навсегда!

О приоритетах

Софи 7 лет. Каждое утро Софи встает в 6 часов. Ее жизнь немного отличается от большинства деток, Софи совмещает всевозможные общеобразовательные, творческие, спортивные занятия с репетициями, выступлениями, съемками  и светскими мероприятиями. Помимо этого она обязательно должна отдыхать и развлекаться и уделять время семье, близким и друзьям. На счету у Софи множество побед и титулов, а в нашем родном городе не осталось ни одной концертной площадки, зала, где бы Софи не выступала. Ни одного! Даже музеи и стадионы, другие города и зарубежье. Ни одного местного телеканала, где бы о Софи не сказали. Софи знают в творческих кругах и узнают на улице. Но сейчас Софи подходит к возрасту, когда ей приходится выбирать, и в скором времени ей придется сделать окончательный выбор и остановиться на чем-то. Те же танцы требуют уже большего технического уровня и развития, учитывая тот уровень, что она уже достигла. Пока она справляется, но от, например, вечерних светских приглашений мы уже чаще отказываемся в пользу другого. Для успеха первого требуется всегда трезвое распределение приоритетов.

О домашних заданиях

Домашняя работа у нас никогда не доходит до дома. Софи успевает делать ее в школе, в свободное время между уроками. Вот, например, я (мама) люблю садиться за дело основательно, потому и бывает, что тяну до последнего, жду момента. А вот Софи любит все и сразу, пусть торопливо, но чем раньше, тем лучше. Иногда это удручает — садиться за выполнение каникулярных заданий в первый же день каникул. У Софи такой характер, она не может спокойно отдыхать, пока их не сделает. И вот так бывает мучает меня ими. Зато я понимаю, что, видимо, от этой ее привычки, значительно увеличиваются наши возможности посвятить себя после школы другим любимым делам. И вообще вот уже скоро окончание учебного года, а мы даже не заметили, как он пролетел. Не было ни периода адаптации, ни утомленности, ни перегрузок, мы вообще не меняли свой привычный ритм и не забрасывали даже на время ни одного своего дошкольного занятия. Я наблюдала и ждала: как будет сложно, сразу начнем разгружать нагрузку, но учительница ее хвалит весь год за то, что Софи учится, не напрягаясь, как будто между делом, и говорит, что это хорошо! Так что я уверенно сегодня считаю, что детство перед телевизором, а потом стресс в 1-м классе — не совсем мудрый подход в подготовке детей ко взрослой жизни, и теперь всем молодым мамам все-таки смогу наверное ненавязчиво порекомендовать — занимайтесь с детьми. С самого их рождения! Заинтересуйте их и ищите то, что им понравится! И когда-нибудь это выплывет вам же на помощь!

Об основах воспитания

Что за детство нынче у детей? Все выходные в незабываемых впечатлениях. А с 6 утра по будням бегом с нетерпением за новыми знаниями и к друзьям!
1. Ребенок не обязательно должен иметь много свободного времени, но он очень должен быть свободным с детства в душе и уме!
2. Счастье ребенка не в удовлетворении родительских нужд. Но родительская нужда в понимании детских!
И тогда 3-е: Никогда результативность детей не показатель правильности нашего пути. Ничего не заменит нам счастья их искренней любви! У нас в машине появилась новая «вонючка» со вкусом клубники, Софи говорит: «а нет такой с запахом мамочки?» Потому что, по ее версии, запах мамочки намного вкуснее и самый лучший. Софи бесконечно любит маму — это для меня лучший результат. И знак того, что я на верном пути. И только поэтому я иду дальше! Чего и всем желаю!

О будущем

Мало, кому понятен, выбранный мною путь. Ошибаются и те, кто обвиняют меня в корысти к успеху дочери, и те, кто считают, что я наоборот жертвую своей жизнью ради нее. Я не жду благодарности от Софи, я благодарна Софи за ее глаза, переполненные интересом к жизни. 
Я не жду результата, я также не знаю, что будет завтра, я живу здесь и сейчас. Я никогда не предопределяла ее судьбу и боюсь, когда-либо сделать это. Я готова за ее интерес продать и дом,  и машину, отказаться от всех удобств, лишь бы она знала, чего хочет. Я просто живу в том, в чем вижу себе смысл, я счастлива. И даю жить ей тем, что делает счастливой ее. А еще: просто Софи такая, и я такая. И я думаю, нам повезло, что мы встретили друг друга!

О главных задачах

Так получается, что мы с Софи идем своей дорогой. Мы ни за кем не наблюдаем. И я не знаю, что ждет нас завтра. Это сложно. Но у меня есть задачи, чтобы не сбиться с пути:
1. Поддерживать Софи в ее творчестве. Кто бы что ни говорил, держаться за свое любимое дело, бороться с трудностями, работать, выкладываться и продолжать свой путь к своему счастью! 
2. Помогать пережить каждый из этапов, славу и популярность, какими бы взлетами и пиками она пришла или не пришла, не поддаться и не соблазниться, оставаться собой и помнить только истинные свои цели.
3. Направлять в чистом мышлении, из года в год в оценке жизненных ценностей, что бы ни случилось. 

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?