Картинка
Своими словами

Завидуйте молча! Авторская колонка Натальи Першиной

Я долго собирала себя по частям, слонялась по углам, искала нужные мысли. Я в самом деле думала, что мне нечего сказать миру на тему зависти. Потом уткнулась в ноутбук и принялась умирать. Потому что в процессе размышлений над материалом стало ясно: несмотря на усердную внутреннюю работу и личностный рост, никакая я не кристально чистая личность. Я регулярно кому-нибудь завидую.

Например, в последнее время завидую коллегам, сумевшим обрести признание на ниве литературного творчества: создания сценариев, поэзии-прозы, блогов и прочего. Я могла бы тоже… Но почему-то до сих пор не смогла.

Еще внезапно выяснилось, что всегда присутствовала зависть к дизайнерам и декораторам, украшающим жизненные пространства. У меня желание украшать тоже было, но пока никуда не развилось и не монетизировалось. А еще я завидую своим вечно жующим и не толстеющим подругам – вот убила бы! Также друзьям, которые как-то умудряются, нигде не работая, круглогодично заполнять инстаграмы фотографиями на фоне пальм и моря или готических замков. Я завидую даже семилетней дочери своей подруги, которая вот так запросто взяла и отдала ребенка на занятия по мотокроссу – мне бы такую маму в свое время!

В общем, как вы поняли, жить сразу стало печально и незачем. Поэтому я незамедлительно решила умереть.

Вот именно так, завидуя кому-то, мы каждый день переживаем маленькую смерть. Играем в  чужие игры, проживаем не свою жизнь. И не важно, удалось ли, наконец, утереть нос тем, кому мы завидуем, – завтра зависть опять потребует новых жертв.

Она делает нас зависимыми, легкодоступными для манипуляций, а в конечном итоге – обессиленными и совершенно несчастными. От нее следовало бы избавиться уже хотя бы потому, что завидовать – слишком энергозатратно. Но удается это немногим.

Лики зависти

Зависть скрывается за множеством масок, ведь это одно из самых табуированных и порицаемых в обществе чувств. Зависть испытывать-то стыдно, не то чтобы этот дефект у себя открыто признать и как-то с ним работать. Но завидуют все вокруг – друзьям, подругам, знаменитостям, начальникам и подчиненным. Некоторые родители по-черному детям своим завидуют – непопулярно, но и такое случается. Углубляться не буду, оставлю психологам.

Что можем мы сами, без психолога – попробовать освоить некоторые навыки выживания с этим демоном в анамнезе, который есть Черная Зависть.

Как ее распознать? Идти надо на чувство злости – на привкус раздражения и едких комментариев, которые с языка так и рвутся. Зависть любит навешивать ярлыки и обесценивать. Любит отбирать чувство безопасности и внушать нестабильность. Любит ставить палки в колеса тому, кому мы завидуем. Нередко (о, ужас!) под видом искренней заботы. И где-то внутри в это время похоронным маршем звучит: «А вот у тебя никогда так не получалось… Тебе таким не быть… Такие радости не для тебя… Тебе уже никогда не…» – и тому подобные деморализующие аффирмации.

Что самое интересное, зависть бывает алогичной и абсурдной до кретинизма. Один мой приятель по детскому саду несколько лет изнывал от зависти к… дворникам. Потому что мама не пускала его гулять во двор, а дворник всегда там гулял – да еще с метлой.

Или, например, у зависти могут быть идеологические корни. Вот только не падайте сейчас: в детстве я на полном серьезе мечтала стать колхозницей!

В доме моих стариков очень любили фильмы, воспевающие жизнь простых тружеников. Будучи ребенком, насмотревшись всего этого безоблачного счастья, я умирала от зависти к советским колхозникам. Я любила бывать на свежем воздухе, петь и весело проводить время – совсем, как люди в фильмах про поднятие целины. Поэтому буквально замучила бабушек и дедушек игрой в колхоз. Мы косили воображаемое сено, вязали воображаемые снопы и доили воображаемых коров, распевая с энтузиазмом трудовые краснознаменные песни. Соседи поначалу тревожились, но вскоре привыкли: ребенок мечтает стать дояркой или трактористом – что тут странного?

Сегодня принято завидовать богатым и знаменитым, и видим мы нелепое подражание и неразумные траты на ненужные предметы роскоши. Зависть эта приняла такой размах, что, кажется, недолго до очередной социалистической революции. И на новом витке истории нас опять приучат завидовать рабочим и колхозницам.

Всем на зависть

Зависть часто бывает от плохого настроения и низкой самооценки. Счастливые люди вообще никому не завидуют, наоборот, их так и тянет своим счастьем со всеми вокруг делиться. Но если день не задался, крокодил не ловится, кокос не растет – все, дело труба. А тут еще сиськи – как их ни выпячивай – все равно маленькие. Глаза какие-то косые. Прическа не в ту сторону растет. Неудачи в личной жизни, карьера под откос летит. И целлюлит – куда ж без него? А соседки по ФБ – туда же: одна выкладывает бриллианты, мужем подаренные, другая греет свои безупречные формы на недосягаемых Сейшелах.
Думаешь: "Уйду в монастырь. Покончу с карьерой, редактора утоплю. Этим, из фейсбука, подарю годовой абонемент в кондитерскую – пусть у них тоже целлюлит отрастает".

И ведь понимаешь в такие моменты, что глупость делаешь. Но удержаться от зависти всем, кому хоть немного лучше, чем тебе, никак не можешь.

Знаете, что когда у Дональда Трампа рухнула вся его империя, он гулял по улицам Нью-Йорка и завидовал бомжам? Потому что в отличие от него они никому не должны были 10 миллиардов долларов. Будущему президенту США тем временем даже не в чем было явиться на процесс о собственном банкротстве. Костюм для похода в суд пришлось у кого-то одолжить.

Нередко зависть – от недостатка информации. Взять красоток из светских хроник. Вы таких тоже знаете: у них ослепительные инстаграмы и безупречная лента в фейсбуке. Там респектабельные и заботливые мужья каждый день дарят цветы, образцовые дети радуют успехами в школе, дорогие стилисты сотворяют шедевральные укладки и мейкапы, сверкающие кабриолеты уносят в неведомые дали. И вся жизнь – сплошной рекламный ролик.

Так вот, один такой объект всеобщей зависти и подражания я однажды застала в раздевалке фитнес-клуба. Объект, яростно матерясь, замазывала пудрой и заматывала в шарфик следы побоев любящего супруга. Очень респектабельного и очень заботливого, между прочим.

Мораль: на чужой странице в фейсбуке трава всегда зеленее. Об этом полезно бывает вспомнить, сравнивая себя с кем-то. И, возможно, это поможет обрести необходимые покой и гармонию. Всем на зависть.

Гендерный вопрос

Теперь мое любимое: "Зависть – типично женское чувство!" И женская дружба от этого не клеится. И вообще ее нет в природе.

Имеет ли зависть гендерную окраску? Очень сомневаюсь. Если присмотреться, мужчины проводят большую часть жизни, соревнуясь: духом конкуренции пронизаны все их игры и увлечения. Их жизнь – сплошное соревнование: быстрее, выше, сильнее. Многие мужчины, кстати, открыто признаются, что достойные соперники им просто необходимы. Даже если это ближайшие друзья. Об этом во всех подробностях мне поведал один хороший знакомый. С ближайшим другом они долгие годы идут то равняясь, то опережая друг друга в личных и социальных достижениях. Говорит, очень стимулирует мужчин такая крепкая открытая конкуренция.

Лично мне от понимания истоков и природы зависти стало легче. Я знаю, на каких жизненных поворотах меня может подстерегать это чудище, и встречаю его во всеоружии. Я помню, что в периоды неудач я могу быть довольно уязвима для зависти, поэтому предусмотрительно берегу себя от общения с безупречными обитателями соцсетей. Дистанцироваться от успешности и брызжущего слюной энтузиазма бывает очень даже полезно, и не дожидаясь невзгод. Профилактически.

А вообще заметила: если много и добросовестно разбираться со своей завистью, через некоторое время получаешь приятные бонусы. По мере того как эта проблема выходит из тени, черная зависть становится значительно светлее. Даже помогает служить благим начинаниям. Тогда вместо тоскливого завывания внутри «Ты ни за что не сумеешь так, как Маша…» начинает звучать азартное «А что, если я тоже так попробую?» Жить интереснее становится.

Тем, кто так умеет, можно только позавидовать. Самую малость.

Автор: Наталья Першина

Лария Джакамбаева: сделано в Казахстане, сделано с любовью!
Все самое важное я узнала в семье.
Моя жизнь стала иной и невероятной...