Картинка
Отвечает Светлана Романовская

«Вы имеете право на достоверную информацию!» – Светлана Романовская отвечает на вопросы читателей о детских садах

Все родители хотят выбрать для своего ребенка лучшие детский сад и школу, но иногда просто не знают, на что обращать внимание, помимо общего впечатления. А также не всегда понимают, как решить возникшую в детском учреждении проблему. Мы собрали вопросы наших читателей для председателя правления Национальной Лиги Потребителей Казахстана Светланы Юрьевны Романовской и попросили ее подробно разъяснить каждую ситуацию. 

Качество питания 

Как я могу проверить качество питания в детском саду? Меня же на кухню никто не пустит… Есть ли у меня право требовать какие-либо документы, подтверждающие, что на кухне работают квалифицированные повара и используются качественные продукты? 

Мы имеем право на полную достоверную информацию обо всем, за что мы платим деньги. Когда нам нужно сделать правильный выбор, мы вправе потребовать любые интересующие нас документы, подтверждающие квалификацию поваров, сертификаты безопасности и ветеринарные заключения. На все это мы имеем право. Здесь можно провести аналогию со школами. В школах есть родительские комитеты, и из этих родительских комитетов формируются группы, которые следят за качеством питания. Они имеют право в любой день прийти и попробовать то, чем кормят детей. Конечно, для проверки они должны надевать бахилы, шапочки, маски и халаты, чтобы никаким образом не повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие того помещения, в котором готовят. 

Если ребенок отравился в школе или детском саду, куда нужно обратиться? 

Обязательно вызвать скорую помощь и проконтролировать, чтобы при поступлении в больницу были сделаны смывы с желудка ребенка, и на основании этих смывов обратиться в бывшую СЭС (в Министерстве торговли и интеграции РК есть Департамент охраны общественного здоровья, отвечающий за санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан). Либо можно обратиться с официальной претензией в детский сад или школу, или заплатить 1% от оспариваемой суммы и подать исковое заявление в суд. 
Отравление доказуемо, потому что сотрудники больницы, в которую ребенка доставила скорая помощь, обязаны взять смывы с желудка и все анализы, чтобы установить, в результате чего ребенок отравился. 

Ребенок постоянно жаловался, что в детском саду кормят невкусно. Сейчас у него начались регулярные проблемы с желудком. Поговорила с другими родителями – та же история. Куда можно обратиться?

Непосредственно в детский сад. Но все зависит от цели. Если вы хотите потребовать компенсацию, связанную с лечением ребенка, то следует подать коллективный иск от родителей и провести независимую экспертизу. Доктор скажет, в результате чего появились боли в желудке. Но одно дело – невкусная еда, и совсем другое дело – опасная. Если вы просто хотите изменить ситуацию, то необходимо составить официальную претензию, создать независимую экспертную группу, которая может в любой момент прийти и попробовать ту еду, которой кормят детей в детском саду или школе. 

Проверка документов

Какие документы и сертификаты нужно потребовать, когда устраиваешь ребенка в детский сад, чтобы убедиться, что с детьми не работают люди без образования? 

Есть квалификационные требования. Например, если это няня, то у нее должна быть обязательно санитарная книжка и опыт работы. Если это воспитатель, то у него должно быть специальное образование (колледж, училище, может быть, университет). Все подтверждающие документы мы имеем право проверить. Никто не имеет права отказать. Если отказывают, значит документов нет. В таком случае не стоит выбирать этот детский сад. 

Безопасность

Если ребенок во время прогулки в детском саду получил травму, кто несет ответственность? 

Детский сад. Заметьте, не воспитатель, который был рядом, а детский сад. В процессе может быть произведена замена на надлежащего ответчика (того, кто виноват), но у вас договор непосредственно с юридическим лицом, то есть с детским садом, и именно детский сад несет любую ответственность за безопасность ребенка. 

Скоро осень, а у нас в детском саду все время сквозняки. Столько раз уже просили отремонтировать окна, но безрезультатно. Дети постоянно простывают. Садик платный, но мы ходим туда из-за удобного расположения. Можно куда-то написать жалобу или как-то заставить руководителя обратить внимание на проблему? 

Составьте официальную претензию на имя первого руководителя детского сада. В претензии изложите все проблемные моменты и требования. Также вы должны предупредить, что в случае бездействия, из-за того что дети постоянно простывают, вы будете требовать возмещения материального и морального вреда. Администрацию следует официально ввести в курс дела, поэтому претензия должна быть направлена официально с уведомлением о вручении и с описью того, что в конверте. Потому что они могут сказать, что не было никакой претензии. Мало того, на основании Административного кодекса предусмотрена ответственность, если вам на эту претензию не ответят. Ответ должен быть. Если ответа нет, то вы имеете право обратиться в государственный орган, чтобы возбудили административное дело и наказали предпринимателя, в частности администрацию детского сада. 

Итоги

• Родители имеют право требовать любые документы, которые подтверждают квалификацию специалистов, которые будут взаимодействовать с ребенком. 


• Необходимо заключать официальный договор с описанием и стоимостью услуг, в котором должно быть прописано, что вы имеете право получать достоверную информацию обо всем, что касается вашего ребенка. Договором должна быть закреплена ответственность учреждения за жизнь и здоровье вашего ребенка. Приведу пример из практики: мы поднимали вопрос о школьных партах, детских игрушках и мебели в детском саду – во многих случаях они не соответствовали стандартам безопасности. То есть не были подобраны, например, под рост, пахли формальдегидом, игрушки были с содержанием токсичных красок и тех же формальдегидов, из-за которых у детей развиваются разного рода желудочно-кишечные проблемы, потому что маленькие дети постоянно тянут все в рот. У конструкторов были мелкие запчасти, которые могли попасть в нос и вообще куда угодно. Это реально существующие проблемы. И за все это несет ответственность, и это должно быть предусмотрено договором, та компания, которой вы оплачиваете деньги. Обращаю на это особое внимание, потому что бывают случаи, когда вы заключили договор с одной компанией, а платите деньги совсем другой. И потом, если вы захотите что-то изменить, этот договор не будет оплачен и возникнет большая проблема с выяснением, кто вам оказывал эти услуги.

Будьте бдительны! 

Проблемы в путешествии. Что делать? Отвечает Светлана Романовская