Мы беседуем с Ольгой после громкой премьеры театра "ARTиШОК" на новой сцене. Спектакль "Дон Кихот" – смелая и яркая постановка талантливой команды во главе с Галиной Пьяновой производит тот самый эффект, который запрограммирован в названии театра. И мы, конечно, начинаем наш разговор с обсуждения полученного шока…
Ольга, поделитесь вашими ощущениями после премьеры? Оправдал ли спектакль ваши ожидания?
Я в восторге от спектакля "Дон Кихот". Это самая грандиозная, объемная, многоплановая и сложносочиненная работа за всю историю существования театра "ARTиШОК". Спектакль абсолютно мирового уровня по замыслу, визуальному воплощению и актерским работам. "Дон Кихот" не просто оправдал, а превзошел все ожидания. Очень рекомендую посмотреть спектакль всем, кто интересуется современным театром как в мировом, так и в казахстанском контексте.
Какие, на ваш взгляд, театры Казахстана определяют сегодня лицо отечественного театрального искусства?
Думаю, что это театры, которые много гастролируют. Сегодня лицо Казахстана на международной сцене определяет театр "ARTиШОК", объездивший около 50 зарубежных фестивалей. Это театр, создающий современное театральное независимое искусство, который поднимает разнообразные, в том числе смелые и серьезные темы, за которые не берутся другие коллективы.
Можно ли сказать, что театр сегодня в моде, судя по аншлагам в театрах? С чем связан такой всплеск интереса к театру?
Аншлаг аншлагу – рознь. На премьерных спектаклях, как правило, аншлаги, но на регулярных они случаются не так часто. Если, например, в "ARTиШОКе" и театре Лермонтова билеты раскупаются на ура, то на спектакли небольших независимых театров, таких как "Жас Сахна", "Бункер", в пространстве "Трансформа", может быть продано ползала.
Мне хочется верить в то, что театр вошел в моду. Появилась масса независимых театров. Очень сильно расширился круг тем, которые мы сейчас обсуждаем через театр – он является уникальным инструментом коммуникации. С его помощью можно говорить обо всем более смело, чем в СМИ или фейсбуке. Особенность театра в том, что это происходит здесь и сейчас, этот момент невозможно зафиксировать, а только пережить и осознать то, что он никогда не повторится.
Сопоставимо ли то, что происходит сегодня в сфере театра в России с явлениями, происходящими в нашей стране?
Казахстанский театр во многом повторяет путь развития российского театра, отставая примерно на десять лет. Определенные театральные тренды, формы, идеи, которые появились в России к концу нулевых, у нас возникают сейчас. Ситуация очень интересная, потому что есть возможность пробовать все, что появлялось в мире за последние несколько лет, привозить театральные тренды, в том числе из России.
К примеру, есть предпосылки для развития иммерсивного театра, который отличает высокая степень вовлеченности зрителей в действие. Два спектакля – "Я - Гамлет" Немецкого театра и перформанс Дарьи Спиваковой "Целоваться с деревьями" – дали определенный толчок к тому, чтобы собственный иммерсивный театр у нас в Казахстане появился. Мы сейчас активно занимаемся инклюзивным театром в лаборатории "Действие буквально". Это театр, в котором на сцену в качестве артистов выходят люди с ограниченными возможностями. Это совершенно удивительный опыт, который нужно пережить. В ближайших планах – выпустить инклюзивный спектакль. И тогда, я надеюсь, зрители смогут вынести хотя бы частичку нашего опыта и ни с чем не сравнимые ощущения.
Можете ли вы, как театральный обозреватель, выделить театральные тренды?
Об иммерсивном и инклюзивном театрах я уже упоминала, что касается локальных алматинских трендов, то за последний год ярко наметилась тенденция – на первый план выходят казахскоязычные независимые театральные команды. На фестивале "Откровение" в казахстанской программе треть спектаклей была на казахском языке. Из того, что идет в Алматы, я бы отметила спектакли "Войцек" (28theater), B.O.Q (Laboratory #316), "Шанырау" театральной лаборатории EGO при казахском ТЮЗе. Казахские театры развиваются интенсивнее, и их продукт выглядит очень интересно и достойно. За последний год появилось много новых театральных компаний. Если снова говорить о шоу-кейсе, то в нем 5 из 12 спектаклей – продукты команд, организованных за прошлый сезон. В попытке подсчитать, сколько в Алматы существует театральных проектов, в том числе антреприз, локаций, арт-центров и т. д., я насчитала больше тридцати. И это тоже тренд – количественное развитие театра. Радует, что команды делают актуальный театральный продукт, ориентируясь на международные тренды. И, наконец, растет количество людей, готовых получать современное театральное образование в том виде, в каком оно доступно, то есть смотреть спектакли на фестивалях, онлайн, читать правильные книги по современному театру.
Стал ли фестиваль "Откровение" для вас откровением?
В течение четырех лет я работаю на фестивале "Откровение", занималась кураторством гостевой службы, образовательной программы, работой со СМИ. Этот год был первым, когда я выступила в качестве куратора казахстанского шоу-кейса, отбирая спектакли местных театров. Наблюдатели отметили, что это был самый лучший шоу-кейс за все фестивали, на которые им удавалось приезжать в Алматы, и этим я горжусь.
Что касается моих персональных откровений, спектакль Midnight – "Полночь", закрывавший международную программу, стал для меня даже не откровением, а закрытием гештальта. Дело в том, что в прошлом году режиссер спектакля Тильман Хекер приезжал на фестиваль с воркшопом, и в том числе рассказывал о технической стороне работы над "Полночью". Тогда на этом мастер-классе Тильман меня своей крутостью потряс до слез, а в этом году, посмотрев спектакль Midnight, я получила огромное удовольствие, сверив свои ощущения с теми, что чувствовала тогда. Это был самый сильный experience: такого высокого уровня постдраматического театра в Казахстане еще не было.
С какого спектакля или события началось ваше увлечение театром?
Театром я заинтересовалась восемь лет назад, имея к тому времени десятилетний опыт в "культурной" журналистике. Однажды записывала интервью с актером, который меня спросил, люблю ли я театр. В попытке ответить самой себе на этот вопрос я пересмотрела репертуары всех алматинских театров. Мне стало интересно писать о театре. Я начала интересоваться международными проектами, ездила на фестивали. Позже несколько раз съездила на семинар по театральной критике при Союзе театральных деятелей России. А потом внезапно начала писать пьесы и даже преуспела в этом. Два года подряд мои пьесы проходили отбор на крупнейший фестиваль современной драматургии "Любимовка" (Москва). А затем я выступила продюсером спектакля по моей пьесе "Комьюнити". При поддержке Фонда "Сорос-Казахстан" мы сделали шесть показов в Алматы, свозили спектакль на фестиваль в Норвегию. В планах у меня – продюсирование следующего спектакля. Оказалось, нельзя писать о театре и не заниматься им. Это настолько затягивает, что невозможно оставаться в стороне.
Театральный обозреватель – редкая специализация. Насколько уютно вам в этой нише?
Мне уютно и кайфово. Единственное – одиноко (улыбается). Каждый раз, когда в контексте обсуждения проблемы отсутствия театральной критики Казахстана всплывает мое имя, я испытываю определенную неловкость. Это не моя вина – в том, что больше никто не хочет писать о театре. И я понимаю, когда на мои неодобрительные рецензии обижаются, потому что создается впечатление, что на них ополчилась вся театральная критика. В общем, я жду, что рано или поздно коллеги придут в наш цех и будут писать о театре много, подробно, не ограничиваясь переписыванием пресс-релизов. Сейчас для этого достаточно и изданий, и возможностей, и спектаклей.
Что сегодня вам дает театр и что он способен дать современному человеку?
Современному человеку театр дает новый опыт и способ коммуникации. Театр дает возможность говорить о важных вещах здесь и сейчас. Дарит ощущение свободного падения не только артистам, но и зрителям, переживающим тот же опыт одновременно.
Существует мнение, что спектакль начинается не когда открывается занавес, а когда зритель покидает зал, унося с собой ощущение, с которым он пойдет дальше по жизни. Театр – это потрясающий инструмент влияния, возможность адресно сказать человеку какие-то очень важные вещи. И самое волшебное из всех искусств.
Самые сильные, на ваш взгляд, театральные постановки последнего времени, которые стоит посмотреть алматинцам, включая самых юных?
Совсем маленьким зрителям показать в Алматы совершенно нечего. Детский театр в Казахстане убогий, устаревший и неинтересный. Я прекрасно понимаю тех, кто объясняет свою нелюбовь к театру: "В пять лет меня сводили в театр, было чудовищно, и такой опыт еще раз пережить я не хочу". Думаю, что такое "искусство" с естественным течением времени умрет. Оно неконкурентоспособно и проигрывает в битве со смартфоном. Пример совершенно другого детского театра продемонстрировал на фестивале "Откровение" проект BabyLab из Москвы. Они показали несколько работ, в том числе иммерсивный спектакль "Лес" для детей от нуля до трех лет. Выражение "иммерсивный детский театр" взорвало мне мозг, потому что мы пока и для взрослых не делаем иммерсивный театр, а это спектакль для детишек, ползающих в памперсах. На фестивале родился совместный проект – лаборатория, в рамках которой руководители BabyLab, худрук "ARTиШОКа" Галина Пьянова и актеры местных театров создали эскиз беби-спектакля. Хочется верить, что этот опыт выльется в новый продукт.
Для просмотра могу смело рекомендовать все 12 спектаклей из программы казахстанского шоу-кейса фестиваля "Откровение" и спектакли, о которых я говорила выше. О новых проектах вы можете читать в моем паблике "Оля идет в театр" на фейсбуке, где я стараюсь отображать все, что происходит в области современного театра в Казахстане.
Топ-10 театральных постановок от Ольги Малышевой:
- "Дон Кихот", "ARTиШОК".
- "Без царя в голове", "ARTиШОК".
- B.O.Q, Laboratory #316.
- "Карагоз", Немецкий театр.
- "Финальный хор", Немецкий театр.
- "Войцек", 28theater.
- "Кыз куу", пространство "Трансформа".
- "30 лет назад моим родителям было 30", пространство "Трансформа".
- "Лисистрата", DramCom.
- "Ер Тостик Groove", театр "Бата".
Автор: Светлана Умыргалеева