Картинка
Что, где, когда?

Свадьба по-казахски: "беташар" и "үйлену той" (часть 3)

Казахскую свадьбу условно можно разделить на две части: свадьба невесты (ұзату той) и свадьба жениха (үйлену той). Обряды и обычаи, связанные с ұзату той, можно найти в первой и второй части серии "Свадьба по-казахски".

На следующий день после ұзату (или по договоренности в любой другой день), родственники со стороны невесты отвозят в дом жениха ее приданое - "қыз жасауы". Этот обряд демонстрации приданого называется "қыз жасауын көрсету". На нем обычно присутствуют лишь женщины как со стороны жениха, так и со стороны невесты. Қыз жасауы включает в себя постельные принадлежности, куханную утварь, комплекты одежды и белья, бытовую технику, мебель и многое другое. 

После этого сторона невесты дарит подарки родителям и родным жениха - все тот же "киіт". Важно, чтобы киіт соответствовал тому, что дарили сваты на құда түсу. Это своебразный знак щедрости обеих сторон.

Вся процедура заканчивается веселым застольем, на котором сватов непременно угощают "құйрық-бауыр".

Невесту же после ұзату той ждет не менее интересный обряд "беташар". "Беташар" переводится как "открыть лицо". В старину, после приезда в дом жениха, лицо невесты не показывали никому. Сначала родственники жениха устраивали праздник, собирали гостей, накрывали богатый дастархан и только потом проводили обряд беташар. 

Невесту в сопровождении двух жеңге (жена старшего брата или другого родственника, старшего по возрасту) выводят перед родственниками. Лицо невесты должно оставаться закрытым до конца обряда. Сама невеста обычно стоит, склонив голову, тем самым показывая уважение и смирение перед родственниками жениха. Сам обряд проводит ақын (народный поэт-импровизатор и певец). Под звуки домбры он перечисляет всех родственников жениха. Невеста, в знак уважения и почтения, кланяется каждому. Родственники, кого называет в своей песне ақын, в ответ кладут деньги на заранее приготовленную посуду. Обряд может длиться от нескольких минут до одного часа - все зависит от песни ақына и количества родственников. 

Как только были произнесены имена всех родственников, ақын производит беташар — открывает лицо невесты кончиком домбры. Иногда вместо домбры покрывало с лица невесты скидывают камчой. После этого мама жениха подходит к невесте, целует и обнимает ее и говорит свои пожелания. Затем тоже самое делают остальные родственники. 

В старину женщинам, участвовавшим в обряде, мама жениха дарила отрезы ткани, которыми они завязывали "саба" — посуду для сбалтывания кумыса и его хранения. Это обряд называется "бие қысырамас" и делается для того, чтобы кобыла не осталась без приплода. Сейчас этот обряд уже не соблюдается, и вместо отрезов ткани женщинам дарят символические подарки.

На этом обряд беташар заканчивается, и начинается основная свадьба - үйлену той. Үйлену той проходит весело и шумно, и количество людей на этой свадьбе бывает намного больше, чем на ұзату той. 

************************************************************************************

Важно понимать, что никаких закрепленных правил нет. В зависимости от региона нашей страны все эти обычаи могут иметь определенные различия. "Сырға салу" и "құда түсу" могут совершаться в разные дни. Обмен падарками "киіт" может происходить в один день (чаще всего во время сватовства). Если у невесты богатое приданое, то по договоренности сватов его могут отвезти в дом жениха заранее, а после ұзату приехать уже на "қыз жасауын көрсету". 

Иногда все эти обычаи совершаются в один день: құда түсу, сырға салу и қыз ұзату. 

Если же девушка сбегала с женихом или имело место похищение невесты - "қыз алып қашу", то родители невесты не делали ұзату той. Свадьба начиналась с беташар и үйлену той.

Руководство к первому свиданию
Идеальная пара: как выбрать перчатки
Топ 10 интернет-магазинов