Картинка
Своими словами

Салтанат Азирбек: "Не превращайте себя в мусорное ведро!"

О службе

Пока девочки в детском саду фотографировались с куклой, я надевала, как мальчики, форму летчика. Постоянно была короткостриженная, но совсем «пацанкой» не была. В детстве у меня было обостренное чувство справедливости. Если при мне кого-то обижали, я непременно заступалась и выясняла причину раздора. Потом мечтала, что буду работать в милиции.

Нас в семье пятеро сестер и один брат, я – четвертая дочь. У нас вовсе не семья милиционеров, я не пошла по стопам родителей. Мама – заслуженный педагог, отличник образования, папа – инженер. Когда маме было 42 года, в 1991 году папа умер, и мы стали крепче держаться друг за друга.

В полицию я пришла в 2003 году, еще будучи студенткой КазГЮА. И не жалею, что сделала такой выбор, – помогать людям, городу. Вечерами, ночами пропадала на заданиях и происшествиях, с утра была на учебе, а после обеда бежала в редакцию телеканала «Южная столица», чтобы смонтировать сюжет. Меня всегда тянуло к криминалу: разобраться, выяснить, рассказать и показать. В 2008 году меня назначили руководителем пресс-службы ДВД. 

Скажу откровенно, в течение дня может произойти много чего, многие из случаев – вопиющие, но когда это плодотворная работа, комментарии о резонасных событиях, возможно, заявления о геройских поступках своих коллег и результатах расследования, то наибольшей удовлетворенности я не знаю. Это усталость, но очень приятная. День реально прожит не зря.   

О многих случаях нарушения правопорядка мы сейчас узнаем в интернете и из социальных сетей. Драки в кафе, автобус проехал на красный свет и прочие неприятные случаи, которые становятся достоянием общественности. Мы отслеживаем и реагируем на них. С масс-медиа разных форматов у нас давно налаженная связь.

Возможно, многие привыкли видеть меня по телевизору, но до конца не понимают, в чем заключается работа официального представителя ДВД.

Я – не просто говорящая голова, хотя выступаю без бумажки и на двух языках. Официальный представитель должен уметь действовать в непредсказуемых ситуациях, справляться одновременно с несколькими задачами, работать в условиях, когда отвлекают, быть беспристрастным по отношению к журналистам. Кроме того, быть человеком высокой этики. 

Мне важно, что нашей пресс-службе доверяют журналисты. Я работала на телеканале и знаю, каково это – быть журналистом, поэтому стараюсь делать работу коллег более удобной. В нашем подразделении 20 человек, у нас сплоченная команда и адекватное руководство.    

О семье

С мужем мы познакомились, когда вместе работали на канале «Южная столица». Я бегала на съемки криминальной хроники, он был видеоинженером. Сейчас у нас подрастают двое детей: дочке семь лет, сыну – шесть. Муж сейчас работает техническим специалистом, но уже не на телевидении. Мы живем с родителями мужа, они у нас – золотые, за что им безмерная благодарность.

С обоими детьми сидела в декрете, пока им не исполнилось 40 дней, потом выходила на работу. Свекровь поддерживает меня и с самого рождения находится рядом с нашими детьми. Она не упрекала и не отговаривала, у нас не было конфликтов на этой почве. Она понимала, что без работы я в буквальном смысле увяну.

Моя мама живет в Шымкенте, она – мой талисман. Мама тоже не ругала меня за решение выйти на работу. Все мои близкие знают, что это общественно- и государственно-важная работа. Муж тоже не ревнует меня к работе, он другой меня и не знает.

Мой день начинается в пять утра с пробежки на стадионе – четыре километра пробегаю ежедневно. Около шести утра я уже на работе, а то и раньше. При таком режиме у меня к десяти утра половина рабочих дел сделана, многое распланировано. Но ухожу с работы не раньше 19.00, чаще позже.

Муж отвозит детей в школу и сад, я их забираю, оставшееся время они коротают у меня на работе или я отвожу их домой. Как раскидаю своих "по лавочкам", иду в спортзал. 1-1,5 часа регулярно уделяю тренировкам. Не считаю свой график сверхъестественным, многие так живут. Я думаю, наши родители тоже сталкивались с такими заботами. 

Благодаря тому, что ситуация в городе была спокойной, без чрезвычайных происшествий и вопиющих преступлений, в этом году 8 марта мне удалось справить дома, в кругу близких. Большего счастья я и не представляю.

Иногда думаю, что можно было бы поменять работу, получать больше денег, иметь нормированный рабочий день, но это мимолетные мысли. Не могу представить себя на другой работе. И очень хочу, чтобы мне хватало сил быть женой, мамой и ответственным сотрудником. Верчусь.

О детях

После первых родов врачи не советовали мне рожать второго из-за лишнего веса. Между сыном и дочерью разница в возрасте – 1 год 7 месяцев, в обоих случаях были тяжелые роды. Уже тогда я всерьез задумывалась, что нужно привести себя в порядок.

Когда я и муж с детьми вместе, любим отдыхать активно – на природе, в парках. Ходим в кино. С удовольствием посмотрели мультфильм "Зверополис" с зайкой-полицейским. 

Когда дети видят меня по телевизору, то прислушиваются, о чем я говорю, а не просто смотрят на меня. Они понимают, что такое зло и добро. В розовых очках не воспитываются, но и детства не лишаются. Стараюсь увлечь их другими делами, нежели вникать во все происшествия, о которых я говорю с экрана. Дети просят братишку или сестренку, мы тоже об этом думаем.

О здоровье

Когда меня спрашивают, как я похудела, или делают комплименты, то меня это не раздражает и не коробит. Это нормальная реакция людей. Бывает, спросят в магазине или общественных местах. По возможности, если человек действительно нуждается в корректировке своего веса, я стараюсь дать какие-то советы из своей практики, но не увлекаюсь.

В 2013 году я ушла с поста руководителя пресс-службы, меня пригласили на должность оперуполномоченного. Я не уходила из системы ДВД, но спустя 10 лет стажа снова почувствовала себя студенткой и вновь училась чему-то новому. Теперь в криминальной полиции я тоже не чужой человек.

Именно в то время ритм работы у меня стал поспокойней, появилась возможность обернуться, посмотреть по сторонам и на себя. "Опа, а годы-то идут, здоровье уходит", – подумала я. Поменяла свое отношение к питанию и подключила физические нагрузки.  

Не могу назвать это диетой – я выбрала другой режим питания. Теперь питаюсь пять раз в день небольшими порциями, акцент делаю на овощи, фрукты и мясо, могу обойтись без гарнира. Стала много пить воды, исключила мучное, сладкое и жареное.

С вечера готовлю себе еду на следующий день, часто мне помогает свекровь – потушит капусту для меня или что-то еще легкое. Закуп продуктов – это вотчина нашей мамы и мужа, на мне – уборка и другие домашние дела. 

В школе танцевала в ансамбле. Даже будучи полной, продолжала танцевать – люблю это дело.

За 10 лет службы в полиции я могла не завтракать, не обедать, что-то хватать на ходу. Когда человек загоняет себя, обмен веществ дает сбой. Эффект от одного съеденного яблока может быть как от целой буханки хлеба. При этом когда я была в весе, не ела тортов и хлеба.

Я не пила никаких добавок, чаев и не ела волшебных огурцов, хотя мне это приписывают в интернете.

Без фитнес-нагрузок я бы не смогла скорректировать свой вес. Консультировалась, читала, спрашивала – сейчас столько информации. Мой фитнес-инструктор – опытная спортсменка, бывшая конькобежка, хорошо разбирается в физиологии и анатомии человека. Она мне очень помогла.

Никогда не комплексовала по поводу лишнего веса. Могу и сейчас спокойно смотреть архивное видео с собой, мне больше интересно, как и что я говорила. Я не звезда эстрады, не актриса, но все же прилично выглядеть хотелось. Неслучайно, что именно в этот момент у меня появилось свободное время. В течение года и трех месяцев я худела и фиксировала вес, теперь только поддерживаю его. Вновь вернулась в пресс-службу, это моя территория.

Когда появилась впервые после паузы в эфире, то невозможно было не заметить, что я похудела (а к тому времени я скинула 20 кг). Журналисты заметили, делали комплименты. Муж высоко оценил мои старания, хотя обычно скуп на лестные высказывания. Он – моя опора!

Никогда не поздно задуматься о себе. Бог любит тех, кто любит себя. Он нам дает все органы в аренду. Любите себя, не превращайтесь в мусорное ведро и тщательнее разбирайтесь в еде.

***

Не училась в музыкальной школе, но могу подбирать аккорды на гитаре и фортепиано, люблю что-то сыграть на домбре.

Думаю на русском языке, но синхронно перевожу на казахский язык. Когда меня в 91-м году перевели в казахскую школу, я не могла выговорить правильно трехзначные цифры, а спустя время была отличницей.

Несмотря на то, что работаю в преимущественно мужском коллективе, не козыряла тем, что женщина.

Люблю читать детективы, сразу все представляю в голове, перед глазами уже все в картинках – как в кино. Хотя казалось бы, такие ситуации на работе – не редкость.

Через 12 лет я могу уйти на пенсию по выслуге лет, но хочу все продолжить работать. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

Фотограф: Бахытжан Абдумаликов

Лария Джакамбаева: сделано в Казахстане, сделано с любовью!
Все самое важное я узнала в семье.
Моя жизнь стала иной и невероятной...