Константин, есть люди с врожденным чувством стиля, с ними все понятно. А как одеваться тем, у кого оно отсутствует? Есть ли определенные правила, которых нужно придерживаться в одежде? Например, раньше обувь и сумка разного цвета были табу. А сегодня?
Я очень не люблю слово табу. Так же, как не люблю слова "must have", "нельзя", "не положено", "неправильно". Это все клише. Они были всегда и сейчас есть. Я учу своих учеников уходить от клише и создавать свое. Но тем не менее какие-то табу я могу озвучить. Например, очень правильно и стилистически выдержанный комплект. Приведу пример: платье в фольклорном стиле. Это белое платье с воланами, с имитацией ручной отделки, с вышивкой и ручным кружевом. Не надо это платье носить с фольклорными сандалиями в деревенском стиле. Не надо к нему добавлять косы. Не нужно подбирать к нему сумку из соломы с ромашками. Не надо украшений из керамики. Иначе получается уже образ для тематической вечеринки. Но именно так одевались в 70-е годы, тогда чистота и выдержанность стиля являлись показателем качества. Так как мы ничего нового уже не можем создать, мы ломаем стереотипы. Фольклорные платья - это мода 70-х. Длинные макси платья с цветочным принтом – романтика 70-х. Брюки-бананы мы взяли из 80-х, вместе с широким плечами. Оттуда же взяли легинцы. Балетки взяли из 50-х. Мы находимся в очень интересном веремени, накануне модной революции. Она неизбежна. Мы не можем предположить - что должно произойти, чтобы мы оставили моду ХХ века. ХХI век в моде не наступил.
Он наступит?
Непременно! Это неизбежно. ХХ век в моде наступил в 20-х годах прошлого века. До этого мы жили в моде 19 века. когда правил образ женщины-цветка. И только в 1925 году началось: сексуальная революция, андрогинность, независимость, эмансипе, геометрический костюм Шанель, короткая срижка, юбка до колена. Это была колоссальная революция. И уже все, что было 5 лет назад надеть было нельзя.
А как же клетка и полоска? Их тоже можно сочетать?
Конечно. Это же сочетание контрастов, конфликта. Просто, кто-то сделает это стильно, а кто-то ошибется.
Как это сделать стильно?
Обратиться к стилисту. Это должен быть очень концептуальный конфликт. И этот конфликт должен быть продолжен в остальном образе. Вот представьте героя фильма Остин Пауэрс. Сочетание несочетаемого: психоделия 60-х годов, клетка, полоска - конфликт цвета, цветочный принт, геометрия – все в одном конфликте. Но это - концептуальный китч. "Китч" - это безвкусица. Он может быть концептуальным, а может стать отсутствием вкуса.
А как отличить хорошего стилиста от плохого?
В первую очередь, надо поинтересоваться его образованием. Если это семидневные курсы, я бы не поверил такому стилисту. Сегодня очень много школ, которые якобы за семь дней дают образование стилиста. Необходимо базовое образование, а не просто выучить сочетание цветотипов за два часа. Надо пройти цветовидение и познакомиться с двенадцатичастным цветовым кругом Йоханнеса Иттона. Нужно не просто выучить модные пропорции сочетания сумки с туфлями, эта мода может пройти. Если ты не изучил основы композиции, то ты не научишься их разрушать. Что еще отличает плохого стилиста? Это бедный словарный запас, отсутствие профессиональной лексики. Если он аргументирует свои решения и советы такими словами, как "уау", "супер", "классно", "клево, "фантастик", то я бы усомнился в его профессионализме. Он не разбирается в ассортименте одежды, не отличает шов от строчки, блайзер от жакета и от пиджака, а кардиган называет кофточкой. Далее, мне кажется, профессиональный стилист должен обладать своим портфолио. Кроме того, профессионального стилиста отличает его собственный имидж.
Каким он должен быть?
Он должен быть стильным. Нужно приглядеться, не старается ли он выглядеть слишком модно или пафосно. Не пытается ли выглядеть слишком секси, подавляя тем самым клиента. Если он жертва up to date моды, и увешивает себя логотипами, я бы усомнился в его способностях креативного мышления. Стилист должен продемонстрировать индивидуальность, кративность.
Константин, есть ли вещи, которые вы бы отнесли к ошибкам дизайнеров? Которые, возможно, зря создали?
Давайте не будем называть их ошибками дизайнеров. Назовем их "вещи в зоне риска". Это вещи, которые были созданы в качестве модных трендов, must have, но которые опасны для фигуры или имиджа. Это ни в коем случае не говорит о том, что их нельзя носить.
Итак. На мой взгляд, это всевозможные шорты, бермуды, капри. Они нередко очень портят женскую фигуру: расширяют бедра, укорачивают ноги, делают их немного кривоватыми или более полными в голенях. Они смотрятся хорошо на тонкой и хрупкой манекенщице, да еще и в правильном ракурсе. Но на реальной женщине, даже с хорошей фигурой "песочные часы", эта вещь может оказаться опасной.
В зоне риска платье baby look, играющая длиной с коленом, и с горизонтальной повышенной талией под грудью. Если фигура не тонкая и не плоская, то платье сделает бюст очень низким, образ - глуповатым, инфантильным и смешным, а фигуру бочкообразной.
Следующая вещь в зоне риска - это высокие сапоги, которые заканчиваются под коленом. Они искривляют ноги. Их нужно либо перекрывать юбкой, либо носить с брюками.
Я считаю довольно опасными ботильоны. Они режут ногу. В сочетании с юбкой до колена они укорачивают ногу и искривляют. Поэтому ботильоны стоит носить с короткой юбкой, брюками или длинной юбкой. Гладиаторы или обувь с обилием ремешков также в зоне риска. Они режут ногу, и могут утолстить в области голени.
Что мужчины считают сексуальным в образе женщины?
Мужчины в большинстве случаев предпочитают доминировать над женщиной. Это заложено природой. Это один из архетипов коллективного сознания - дева в беде. Он предпочитает быть рыцарем, который спасает ее. Получается, что мужчина подсознательно предпочитает Белоснежку. Если женщина чрезмерно секси, она пугает мужчину. Подобная старательность пахнет отчаянием, как будто она хочет сказать "возьми меня, я готова на все!". Мужчина думает, "Господи! Такая как вцепится, так не отстанет". Легкий намек на сексуальность более притягателен и магнитичен, нежели подробно рассказанная история. Поэтому самое правильное – это умение включать фантазию. И юбка-карандаш, играющая с коленом, гораздо более привлекательна, чем откровенное мини, где уже нет недосказанности. И по результатам опроса разных мужских журналов, самой сексуальной женщиной ХХ века мужчины считают Одри Хэпберн, а не Мерлин Монро или Софи Лорен.
А как же Анджелина Джоли и Скарлет Йоханссон?
Их чаще выбирают женщины. Это они считают Анджелину секс-символом и примером для подражания. К тому же они имеют образ не банальный, тонкий. Не только внешний вид имеет значения, но и глаза, взгляд, глубина. Но путь подражания очень опасен. Я думаю, вы видели клип группы "Ленинград", где девушка пытается подражать Виктории Бекхэм. (смеется)
Давайте поговорим о must have. Какие вещи должны быть в гардеробе любой женщины?
Знаете как я назваю эти must have? "Маст хавать" (смеется). Я ненавижу эти списки. И тут меня никто не сможет убедить, что это правильно. Я очень настойчиво пытаются вымести эти штампы из сознания людей. Этих списков сейчас очень много, в том числе в интернете. В этот список всегда попадает маленькое черное платье, белая рубашка, синие джинсы, юбка-карандаш, жакет или блайзер и классические брюки. Это очень удобно для обывателей. Для людей, не обладающих вкусом или индивидуальностью. Неплохо иногда жить в диктатуре, когда за тебя все уже придумали. Но у каждой ли женщины есть маленькое черное платье? У вас есть, например?
Нет. У меня есть черное платье, но далеко не маленькое.
И вы без него как-то обходитесь же? У меня, например, нет синих джинсов. Они мне не нужны. Кому-то это маленькое черное платье просто не подойдет по фигуре. Может оно вам бедра делает грушеобразными. Или вам нужна другая длина. А еще, многие полагают, что маленькое черное платье непременный атрибут дресскода coctail. Но в действительности, это люди, которые не знают этикета и дресскодов. Согласно дресскоду coctail, женщина имеет право надеть костюм, брючный костюм, маленькое вечернее платье или юбку с блузкой. Я считаю, что базовые вещи в гардеробе должны быть. Но они у каждого свои, которые зависят от фигуры, образа жизни и других параметров.
Что мы все о женской моде? Расскажите о мужской. О ней мы знаем намного меньше.
Мужская мода сейчас нереально бурлит Европе! Она развивается куда динамичнее нежели женская. Рушатся стереотипы, которые нам навязал XIX буржуазный век, когда считалось, что мужчина не интересуется модой - он должен думать о бизнесе, зарабатывать, а его стильный образ демонстрирует длинноногая красавица, увешенная бриллиантами. Мы жили в рамках этих стереотипов лет 200, но так было не всегда. Мучжины были гораздо более активными в моде в XVIII веке или в средние века. Вспомните барокко! Женский образ бледнеет по сравнению с мужским образов в эту эпоху. И на самом деле с точки природы это правильно. Представьте себе самку павлина, например. Там же смотреть не на что. То ли дело самец! Или лев. Вот это hair дизайн! Львица на его фоне проигрывает, конечно. Тестостерон самца заставляет наряжаться, драться и бегать за самкой.
Мы долгое время жили в капиталистической формации, и сегодня эти стереотипы начинают рушиться. Мы находимся в ренессансе, и трудно сказать, какая формация наступит. Но то, что мы прощается с буржуазной формацией это очевидно. Сегодня мужчины одеваются ярко, броско, модно. Причем, это не обязательно представитель шоубизнеса. Это - деловой человек. Он выбирает костюм с отливом, у него интересный галстук, он носит мокасины без носок, одевая их с брюками. Если здесь, в Казахстане, это редкость, это не значит, что мужская мода не придет к вам.
И что сейчас в мужской моде?
Элегантность с креативным подходом, я бы сказал. В основе элегантная классическая традиционная вещь, но обязательно с элементом креатива. Костюм и галстук, но к нему кеды. Не убогие, а стильные. Или лоуферы и мокасины без носок. Или заменить галстук шейным платком. Или сделать оригинальную прическу.
Откуда взялась эта тенденция - носит обувь без носок?
Она началась еще в 90-е годы. Это из той же серии, что носить сумку под цвет обуви. Это разрушение традиции. Мы не способны придумать новую обувь, новый дизайн брюк или сумки, мы просто находим новые сочетания, разрушая традиционные. Но говоря о мужской моде, я бы говорил больше об образах. Наиболее актуальные мужские образы на сегодня, это - ботаник, некий концептуальный nerd, интеллектуальный угловаты Шурик или Вуди Аллен 60-х годов. Также образ бродяги: микс битников, хиппи, гранджеров. Антибуржуазный, антигламурный. А мачо вышел из моды. Я имею ввиду этот образ мужественного мужчины с кирпичным загаром, с щетиной, с распахнутой рубахой на волосатой груди, с кулоном в виде зуба дракона. Но даже такой образ можно преподнести небанально, если добавить к нем интеллектуальные очки, или коротковатые штанишки клеточку.
Кого из знаменитых людей вы можете назвать иконой стиля?
Нет таких. Лет 10 назад я бы назвал Марлен Дитрих, Одри Хэпберн, Жаклин Кеннеди. У мен был некий набор, который соответствовал моим предпочтениям, визуальным или эстетическим. Сейчас я нахожусь в таком периоде жизни, когда мне нравится все разнообразие мира. Мне в равной степени нравится бабушка в национальном камзоле с платком на голове и в кроссовках Adidas. Мне жутко нравится пацан из микрорайона: в спортивном костюме, в сандалиях с носками, в кожаной куртке, с золотой цепью, с барсеткой с мобилой. Я восхищаюсь и думаю "Боже! Какой классный и вкусный персонаж!". Я придерживаюсь философии хиппи - все, что есть в мире, имеет право на существование. В юности да, нам нужно на кого-то ориентироваться. Но люди имеют право быть нестильными, старомодными, безобразными.
А как же Кейт Миддлтон?
Кейт Миддлтон еще не доросла до иконы стиля. Второй Дианой я еще не могу назвать ее. У нее, по-моему, идет конфликт мотивов. С одной стороны, для нее важен доминирующий мотив леди. И по гардеробу, это все перфектно. Ее прекрасно одевают. У меня нет ощущения, что это ее собственный выбор, ее одевают. Она одета по протоколу - прекрасные костюмы, замечательные и интересные шляпки. Но, когда она эту шляпку одевает на распущенные волосы, у мне возникает ощущение, что она никак не может расстаться с образом невесты. Второй ее мотив - это быть юной, легкой, современной девушкой, живущей по соседству. Она еще этот образ леди не приняла и не полюбила. Думаю, что она еще созреет. У Дианы тоже не сразу все сложилось.
Можно ли хорошо и стильно выглядеть в спортивной одежде?
Можно. Потому что в спортивном стиле есть колоссальное разнообразие. Есть великолепные спортивно-гламурные вещи. Но спортивный стиль опасен тем, что в нем есть некая обыденность, которая может сделать человека никаким. Например, молодой женщине до 35 лет спортивная курточка, бейсболка, и кеды придадут некую подвижность и энергичность. Но, как этот образ опасен для женщин старше 50 лет! Он может сразу превратить женщину в пенсионерку.
Вы часто говорите о разрушении стереотипов. Зачем разрурашть стереотипы?
Чтобы заявить о своей индивидуальности. Примерно в подростковом возрасте у всех людей наступает период, когда хочется произвести впечатление на окружающих. И девочки часто делают это через одежду, одеваясь порой броско и нестандартно. А мама говорит "Я с тобой в таком виде никуда не пойду". И совершает ужасную ошибку. Фэмили лук, когда мама одевает ребенка также, как себя, я тоже считаю ошибкой. Ребенок должен сам выбирать, что ему носить. Если ребенку долгое время запрещать что-то, то у него наступает сверхкомпенсация. Если не давать подростку выразить свою индивидуальность, то рано или поздно это все ровно вырвется наружу. Хотя иногда из этого может получится тренд. Например, именно это предшествовало japanees street fashion.
Александр Васильев как-то заявил, что совсем скоро мода станет мусульманской. Вы согласны?
Первые нотки мусульманской моды появляются еще во времена Пушкина и Байрона. Мусульманская одежда давно живет в наших гардеробах. Мужской халат и тюрбан – это мусульманский восток. Домашние тапки - это восточные туфли без задников. Халат без пуговиц, завязанный поясом, – это мусульманский восток. И самое интересное, что смокинг, казалось бы чисто европейское изобретение, основан в своем дизайне на том же домашнем халате. Атласные лацканы смокинга и пояс-кушак - элементы восточного халата. Я могу привести много примеров того, как европейская мода заимствовала вещи у других культур. От эскимосов мы взяли куртку-аляску и парку. Сам по себе капюшон - изобретение эскимосов. Из Африки мы взяли звериный принт, силуэт tube, тюрбаны, сандалии, украшения из грубо обработанных камней, ракушек. Из Китая заимствовали стойку-воротник. Шуба - от татаро-монгол. Маленький костюм Шанель с отделкой по низу, центру, и по рукавам – это от русской телогрейки. Шляпка-таблетка основана на папахе, только без меха и с букле.
Бывает так, что вы устаете от профессии?
Был такой период, когда мне хотелось все бросить. Я задавался вопросом: на что я трачу свои силы, энергию? И один знакомый дал мне отличный совет: если чувствуешь, что занимаешься ерундой, подними свою работу на уровень философии. Ищи глубину. Поэтому, если вам кажется, что вы занимаетесь ерундой, попробуйте сделать так же.
В материале были использованы фотографии из прокта "Преображение от Bogomolov’ Image School" для портала look.tm
"