Картинка
Искусство

Он умер от сердечного приступа, но оставил около 400 уникальных работ

Молдакул Нарымбетов стал основателем казахского авангарда, открыл школу современного искусства, принял участие более чем в сорока международных выставках. Но по большому счету, при жизни он не получил ни славы, ни денег, которых заслуживал. Он был по-настоящему народным художником, олицетворял себя со страной и своим народом. Но наверху этого не заметили.

Казахстан Нарымбетова, который смотрит на нас с его картин, - это сонные дома среди песка и сухих кустарников, это сгорбленные спины людей, утяжеленные вековой усталостью. И вдруг среди этого медитативного покоя – взрыв ярких красок и бушующих линий, безумный шаманский танец зеленых человеческих фигур на красно-фиолетовом фоне.

У Молдакула получалось транслировать вещи,  казалось бы, несозвучные - смирение и протест, бунт и умиротворение, страсть и покорность.

Художник-радикал, лидер известной авангардной группы «Кызыл трактор», он продвигал актуальное искусство, опередив свое время, и он первым начал работать с нестандартными материалами, вроде автомобильных шин. Совершенно уникальный язык, который художник адресовал нам, до сих пор не позволяет искусствоведам причислить его к какому-то определенному художественному направлению. Может быть, потому, что Молдакул был шире любого из известных на сегодня направлений.

"Три бия". 2008-2010 годы. 121х243 см, смешанная техника, акрил, резина

Куратор выставки Владислав Слудский написал о художнике: «Обладая минимальным количеством ресурсов, Молдакул Нарымбетов не только писал замечательные картины, но и создавал массивные скульптуры буквально из мусора - отработанных резиновых покрышек, которые ему отдавали СТО, расположенные рядом с его студией в Каменском плато в Алматы. Художник мастерски справлялся с таким неподатливым материалом, как резина, и смог найти способ сделать эти грузные объекты пластичными, дышащими, живыми - как если бы они были сделаны из органических материалов».

Молдакул использовал не только шины, но и камни, войлок, музыкальные инструменты, шерсть, дерево, воду. Художник мог соединить эти вещи с живописным полотном, насыщая свои работы множеством граней и разночтений, заставляя наше воображение проснуться, отряхнуться и осмелеть. «Нарымбетов систематически наделял старые смыслы новым телом, - пишет Слудский,  - что в конце концов привело к чистому, пластичному и утилитарному языку, на котором способен разговаривать каждый – и арт-специалист, и обычный человек, казалось бы, не подготовленный к прочтению замысловатых художественных подтекстов. Сложное высказывание, облеченное в простоту и честность, является серьезной величиной в искусстве, немногие художники смогли добраться до этих пределов. Молдакул Нарымбетов смог».

Чем больше смотришь на картины Нарымбетова, тем больше погружаешься в транс от осознания этого уникального симбиоза, где художник использует ироничные, легкие, простые инструменты для того, чтобы донести до нас сакральное: жизнь часто бывает сложна, а судьба несправедлива, но это не повод складывать руки и оружие. Несмотря ни на что, жизнь стоит того, чтобы ее любить. И странно, что мы, люди, с такой рьяной готовностью умудряемся разрушать то, что нам дорого.

"Я не была лично знакома с Молдакулом, не успела, к сожалению, с ним познакомиться, и это, наверное,  еще больше подталкивает меня к изучению  феномена его творчества и группы "Кызыл трактор" лидером которой он являлся, - говорит руководитель Центра современного искусства Национального музея РК Роза Абенова. – И как человек, и как художник он был харизматичен, смел и креативен, полон идей и планов. Он ушел  на пике своего творческого подъема, не успев многое нам сказать. Я думаю, что казахстанское современное искусство  обеднело без "главного шамана" Великой степи, и что государственные художественные институции до сих пор должным образом не оценили его вклад в искусство Казахстана. Очень важно, что сейчас его работы выйдут к зрителю. И я надеюсь, что молодые казахстанцы,  которые задаются вопросом - кто мы и в чем состоит  жизненная и гражданская позиция, будут горды художником-соотечественником. Который своим уникальным творчеством  показывает истинный патриотизм без пафоса и  формализма. Молдакула Нарымбетова можно отнести к редким художникам,  сумевшим  найти и ярко выразить свою идентичность. Мы долго шли к этой выставке, это была наша многолетняя мечта, и я очень рада, что сегодня Молдакул Нарымбетов выставляется в залах Национального музея РК" 

Выставка в Астане еще раз напомнит всем нам о великом мастере спустя годы после его смерти. Его нет, но его картины говорят с нами.

Говорят образами, которые создал сельский парень, большую часть жизни проживший в Шымкенте. Человек, которому была отпущена уникальная способность видеть мир глобально, а свою родину – детально.

"Монголия". 2009 год. 120х172 см, смешанная техника, акрил

В 2011 году Молдакул Нарымбетов сказал в интервью «Свободе слова» (и это заявление стало для него отчасти пророческим): «Я занимаюсь искусством, которое никому не нужно. У меня шестеро детей и двенадцать внуков, а я занимаюсь делом, которое не кормит. Мои проекты никто не финансирует. Но я никогда не стремился стать продаваемым. Я родился и умру в Казахстане. С кистями, сжатыми в кулаке. Возможно, нищим и непризнанным».

Организаторы выставки уверены, что когда речь идет о настоящем искусстве, для признания никогда не бывает поздно.

Выставка проходит в рамках музейного проекта «История современного искусства Казахстана в лицах» и будет работь до начала зимы.  

Где научиться танцевать лезгинку?
Зачем сегодня нужен театр?
Внимание! Вас снимают! Удачные и неудачные позы для фото