Картинка
Экономика и финансы

Какие профессии/специалисты востребованы во время кризиса

На протяжении нескольких месяцев эксперты со всего мира прогнозируют рост безработицы в мире, но мало кто говорит о реально важном – кто будет востребован в этот период, в каких специалистах будут нуждаться компании и как изменится рынок рекрутинга в период сложившейся ситуации.

COMODE ознакомился с исследованием «Новые вызовы HR» Ассоциации HR-менеджеров Казахстана и провел опрос среди экспертов: как отреагировал рынок подбора персонала в нашей стране и в каких специалистах будут нуждаться наши компании в период «новых возможностей».

Гульмира Раисова

Президент Координационного Совета Ассоциации HR менеджеров

По данным исследования «Новые вызовы HR», которое мы проводили в апреле 2020г могу сказать, что сокращений могут избежать только компании с большим запасом прочности и накопленными ранее резервами.

Многие компании все-таки рассматривают предстоящий период как возможность определиться, кто из работников наиболее эффективен, кого нужно сохранить, а с кем можно и расстаться. Произойдет «сегментация» персонала и частьнаименее эффективных, с кем мирились ранее, могут остаться без работы. Но есть и компании, которые будут «резать» по «живому» из-за сокращения объема бизнеса.

По результатам опроса 30% респондентов из частного сектора,а именно консалтинга, обучения и транспорта говорят о возможном сокращении персонала.

Тахмина Кодири,

Директор по управлению персоналом, Beeline Казахстан

Если говорить о Beeline Казахстан, то мы живем в трансформации постоянно и стараемся предугадывать тренды и предиктивно управлять талантами.

Наш текущий фокус направлен на подбор специалистов онлайн-продаж и обслуживания, ИТ, разработки продуктов, дизайна, инженеров, экспертов BigData, аналитиков и т. п. Но, понимая, что на рынке остро не хватает специалистов с гибкими навыками, к примеру, экспертов, которые могли бы заранее исследовать проблему с различных ракурсов, смоделировать кризисную ситуацию, провести анализ реальной ситуации, дать рекомендации с учетом различных сценариев, мы находим возможности повысить квалификацию или переучить текущих сотрудников. В кризис важны такие умения и способности, как: быстро учиться и переучиваться, умение принимать решения в условиях неопределенности, критическое мышление, гибкость, в том числе умение быстро адаптироваться к технологическим изменениям, эмпатия и эффективные коммуникации.

Отдельный акцент мы сейчас делаем на разработку программ рескиллинга и апскиллинга по наиболее востребованным направлениям. Под такие системы переобучения и повышения квалификации, в первую очередь, подпадают те сотрудники, чей труд автоматизируется, переходит в цифровой формат, и мы помогаем им найти новое применение своим талантам внутри компании, если то, что они делали раньше, больше не востребовано в связи с новыми реалиями. Рескиллинг стал новым трендом в развитии и мотивации персонала.

Еще один немаловажный вектор – это понимание и прогнозирование будущего кадрового резерва в компании, который основан на внутреннем прогнозе востребованности специалистов. Мы продолжаем активную работу  с ведущими вузами страны в рамках проекта Digital Generation, привлекая на стажировку будущих инженеров, архитекторов ИТ-систем, тестировщиков, IT-специалистов, IT-разработчиков и аналитиков.

В сложившейся ситуации изменился формат подбора кандидатов на вакантные позиции. Если раньше мы использовали и онлайн и офлайн форматы в примерном соотношении 50/50, то с вводом ЧП и карантина мы полностью переключились на дистанционный подбор персонала. Весь процесс адаптации и введения в должность новых сотрудников проходит также дистанционно, это касается и подписания трудовых договоров. Коммуникации с новичками, наряду с куратором, проводит телеграм-бот, выступающий важным диджитал-помощником в этом процессе.

Необходимо отметить, что поддержка и сотрудничество работодателей друг с другом заметно усилились. К примеру, мы, как социально ответственная компания, создали сообщество через мессенджер Telegram под названием STAFF Sharing KZ, к которому уже присоединилось более 300 HR-представителей Казахстана. Эта инициатива направлена на обмен вакансиями, рекомендацию кандидатов на вакантные позиции и др. Актуальность такого проекта продиктована прежде всего текущей ситуацией на рынке труда, и мы надеемся поддерживать сотрудничество и в дальнейшем, так как многие компании проходят сейчас через определенные периоды турбулентности.

Кристина Кравцова,

Управляющий партнер международной консалтинговой и Executive Search компании HILL International

Наша компания как внешний провайдер услуг подбора персонала видит ситуацию происходящего на рынке труда как бы «сверху» и с разных сторон. В период карантина многие компании приостановили найм полностью, некоторые оставили подбор только критически важных функций, занимающихся жизнеобеспечением и выживанием компаний.

Конечно же исключением стал найм рядового персонала для ритейл и фарм бизнеса, а также компаний, оказывающих доставку товаров и продуктов питания. Также на рынке рекрутинга появился новый тренд - обмен массовым персоналом и разнорабочими. Рекрутеры и HR менеджеры из компаний, где бизнес остановился или закрылся, старались трудоустроить своих сотрудников в компании, столкнувшиеся с резким спросом на такой персонал.

Кризис практически не затронет квалифицированный персонал, на него спрос есть всегда. Будут востребованы финансисты, которые смогут оптимизировать текущие расходы, более эффективно распоряжаться ресурсами компании, а также способные привлекать «дешевые» деньги.

Также мы уже наблюдаем рост спроса на специалистов в области построения бизнес-процессов и организационной эффективности, так как кризис обнажил многие дыры в данной области. Работники в сфере IT будут востребованы в том числе, так как компании, столкнувшись с отсутствием эффективной IT инфраструктуры, будут пытаться исправить данный недостаток.

Есть риск того, что узкоспециализированных специалистов коснутся сокращения, так как компании будут стараться расширять функционал сотрудников, тем самым снижая свои расходы

Сымбат Мустаханова,

HR-директор компании «Белый Ветер» (Крупная сеть магазинов цифровой техники)

Считаю, что в сложившейся ситуации, для среднего бизнеса, например, будут востребованы специалисты-универсалы, т.е. специалисты с разносторонними навыками, что позволит работодателям решать задачи в разных направлениях (к примеру, офис-менеджер+кадровик+бухгалтер (рядовой)+ продажник или смм-менеджер+дизайнер+копирайтер).

Профессии будущего (с учетом универсальности):

а) HR в широком смысле этой профессии (а не просто рекрутеры);

б) все профессии, связанные с цифровизацией/ автоматизацией бизнеса;

в) SMM, Маркетинг, видео-дизайнеры;

г) специалисты онлайн-продаж.

Исследование «Новые вызовы HR» Ассоциации HR-менеджеров Казахстана можно скачать тут: https://hr-a.kz/page11096529.html

​Отопительный сезон – без сбоев
Изменить подходы к мерам господдержки
Изменить подход к мерам господдержки