29 августа сотрудник редакции Comode.kz Айтуар Искаков стал папой. Мы попросили его рассказать, какими были для него прошедшие девять месяцев.
Паук или мышь?
Перед Новым годом мы были в Нур-Султане. Обычно, когда мы приезжаем туда, то каждый живет у своих родителей. Мы просто ходим на свидания. Помню, мы должны были куда-то идти, я заехал за женой, и она начала жаловаться, что встречалась с подругой в обед и ничего не могла есть. Я ждал, пока она соберется, и вдруг услышал дикий крик из туалета. «Что там? Паук или мышь?» – побежал. Открываю дверь, она в слезах и рядом три теста на беременность. До сих пор помню эту мысль: «Ого! Так что ли?» Мы собрались и поехали в больницу, сделали УЗИ и сдали анализ крови на ХГЧ. Оба волновались ужасно. А потом решили пока никому ничего не говорить и вернулись к обычной жизни.
Жена мне потом сказала, что как только узнала, что беременна, перестала втягивать живот. Из-за живота мы, кстати, очень переживали. Он долго не появлялся. Жена все время хотела ездить на УЗИ, боялась, что что-то произошло, а мы не в курсе. Она просто много всего читала, а мне это совсем не нравилось. Люди же обычно не пишут про что-то хорошее и не рассказывают, что кто-то жил долго и счастливо. Чаще это какие-то страшные истории, а она у меня впечатлительная.
Я сразу стал думать про воспитание. Продумывал в голове ситуации. Например, ребенок в истерике что-то просит. Как я должен себя вести? Что делать, чтобы таких ситуаций избежать? Может, не стоит потакать ему во всем? Но я к литературе не обращался, логически сам рассуждал. Понял, что все, что буду делать я, будет делать и он. Как-то гулял с собакой и заметил, что дети, которые только ходить научились, топают на собаку и отгоняют ее. Откуда это? От родителей, которые не любят животных и так делают. Ребенок растет и думает, что это нормально. Поэтому нужно мне самому быть в первую очередь нормальным человеком, добрым и порядочным. Человечность заключается в доброте, особенно по отношению к тем, кто слабее. И такой пример надо ему подавать. Тогда и он вырастет настоящим человеком и будет хорошо относиться к животным.
Иди на диван!
Месяце на третьем у жены начался страшный токсикоз. Она водит машину и за рулем ездила со стаканчиком – так сильно ее тошнило. Мы перестали варить дома мясо, потому что она не могла выносить запах. А вот киви страшно полюбила. Я понял, что женский организм – это удивительный механизм, который во время беременности знает, что ему надо, а что нет.
Запах алкоголя жена тоже не могла переносить. В одну из пятниц я что-то отмечал с коллегами, пришел поздно, сильно выпивший и лег спать. А так как мы взрослые женатые люди, то и спим вместе. Уснул, но быстро проснулся, потому что жена начала мена толкать: «Иди на диван!» Это был первый раз в нашей семейной жизни, когда я спал на диване. Решил не пить, пока ей не полегчает.
В целом каких-то странных желаний и загонов, про которые все рассказывают, вроде «хочу понюхать рельсы» или «съесть краденый шашлык», у нее не было. Наверное, просто у меня адекватная жена. Хотя такая ходячая катастрофа! Есть дети, которые все время бегают в ушибах, вот она до сих пор такая. Я все время боялся, что она упадет или ударится. Но все обошлось. Мы вообще переживать перестали месяце на восьмом. Но если ребенок не пинался, она волновалась, и я прикладывал ухо к животу и слушал сердцебиение. А если ничего не слышал, то выдумывал, потому что понимал, что если скажу, что ничего не слышу, то настроение жене это не поднимет. Я ее все время настраивал на позитив.
Очень боялся, что жена во сне ляжет на живот. Все время по ночам просыпался и контролировал. Хотя после того случая с диваном я стал первым кандидатом на выселение с кровати. Обычно мы спим так: я, жена и собака. И жена стала говорить: «Иди на диван. Нам с Лило неудобно сейчас с тобой спать».
Понимаю, что мой, но любить вроде как пока не за что
Когда начались схватки, я увидел в глазах жены первобытный ужас. Вообще сначала я не хотел идти на роды. Но потом узнал, что бывает так, что врачи грубо обращаются, хамят женщинам, могут сказать что-то типа: «Чего орешь? Раздвигать ноги не больно было». А на партнерских родах такого не бывает. Поэтому я решил пойти. И вообще хотел поддержать жену. Весь процесс видеть не обязательно. Ты муж и партнер. На курсы мы во время беременности так и не пошли, но смотрели видео на YouTube о том, как нужно дышать при родах. Нам это не очень помогло. В итоге раскрытие было небольшое и пришлось делать кесарево сечение. В операционную меня уже не пустили.
Это было так странно. Она ушла с животом, а вернулась с ребенком. Я взял его на руки, понимаю, что мой, но любить вроде как пока не за что. Я его еще не знаю. Но я знаю, что он причина того, почему я буду жить всю свою оставшуюся жизнь. Хотя отдаю себе отчет, что если бы в этот момент мне принесли любого другого рандомного ребенка, я бы по запаху, например, не понял, что это не мой. А вот в душе все на свои места встало. И в жизни тоже. Хаос ушел. Я ему сразу помыл попу, поменял памперс. И хоть опыта у меня нет, я сделал это так, будто всегда умел.
Я не из тех, кто всегда думает о смерти. Но рождение сына, повторюсь, повод жить. Я в своей жизни делаю ради близких какие-то вещи и какие-то не делаю. Например, с парашютом не прыгаю, чтобы в случае неудачи их не расстроить. Мне-то потом все равно, а они расстроятся… Теперь ситуация другая: я хочу увидеть, как он растет и становится человеком.
Первую ночь я ночевал в больнице. Жене делали операцию под общим наркозом, потом она пожаловалась на врачей и расплакалась. Вообще очень бесит, что в наших больницах все – от уборщицы до охранника – вежливые только потому, что надеются, что ты им во время выписки денег дашь. У нас же отцы щедрые. Ходят и раздают всем деньги. Особенно явно это у казахов проявляется. У нас такой менталитет: женился в кредит, а потом на выписке из роддома ходишь и деньгами бросаешься.
Мы планировали заплатить за роды 200 000 тенге, но так как пришлось делать кесарево, то сумма увеличилась до 350 000. И еще нужно платить за место, а это около 10 000 в сутки. Хотя разница между платным и бесплатным отделением только в том, что к тем, кто рожает платно, отношение немного лучше.
Несмотря на негатив в роддоме, я почувствовал отцовский кайф. Меня спрашивают: «Мальчик или девочка?» А я отвечаю: «Мужчина!»
Подводя итоги этих девяти месяцев, я вывел три правила для будущих отцов:
- Не нужно относиться к беременности только как к ноше женщины. Потому что это не так. Ты не помогаешь, ты делаешь все вместе с ней, потому что беременность и роды – это не только ее забота. Все должно быть 50 на 50. Сколько делает она, столько же делаешь и ты.
- Не нужно жить так, чтобы тебя одобряли братки с района. Они не одобряют, если ты не пьешь, потому что у тебя беременная жена, или прикалываются над тобой, потому что ты носишь ее сумку. Ты должен быть нормальным мужиком. Твоя женщина лишается во время беременности некоторых возможностей, и ты должен себя ограничить. Это честно.
- Не нужно позволять никому вмешиваться. Взрослые женщины часто любят говорить: «Мы тоже рожали». Они – это они. У всех разный организм и все переносят беременность по-разному, в этот момент нужно поддерживать свою жену и никого не слушать.
P. S.: Мама меня ругала, что я выложил фото сына в инстаграм. А я не хочу ждать, пока ему исполнится 40 дней, я хочу радоваться и делиться своей радостью сейчас. Поэтому не стал закрывать лицо ребенка смайликом и просто написал рядом: «Добро пожаловать!»