Айнора Ашим,
общественный деятель, мама троих детей:
Я этническая казашка, родилась в России, в городе Оренбурге, который исторически – исконно казахская земля, самая первая столица Казахстана. Училась в московском вузе, в университете, где не было казахов, всем было трудно выговаривать мою фамилию, и преподаватель в шутку назвал меня Назарбаевой. Кроме того, наш вуз считался престижным, и меня постоянно спрашивали: а ты, что, правда родственница Назарбаева? А я поступила туда сама, своими силами, окончив школу с золотой медалью. Я очень настырная, люблю добиваться своей цели.
Когда я заканчивала университет, мне стало интересно узнать – что же такое моя историческая родина и смогу ли я себя там реализовать. Мои предки с западного Казахстана, у нас много родственников живет в Актобе, и мы, конечно, бывали там в гостях, на свадьбах, но такого, чтобы пожить, посмотреть – этого не было. Мою старшую сестру как раз пригласили работать в Астану, и я поехала вместе с ней. Лето, мне 20 лет, земля моих предков, новая столица, большие перспективы... Я решила: хочу жить здесь!
Сестра поставила мне условие – останусь, если найду работу. Я перевелась на заочное отделение и начала искать работу. Тогда столица только строилась, были проблемы с кадрами, особенно со знанием английского языка и компьютера. Я окончила языковую школу и имела хороший уровень английского, в университете подрабатывала тем, что печатала курсовые на заказ, поэтому с компьютером была на "ты". В одной компании нужен был переводчик, и я решила попробовать. Мое резюме на тот момент – это сказки Андерсена, но я произвела впечатление, и меня взяли. Через полгода руководство, конечно, поняло, что я не профессиональный технический переводчик, но оценило меня как способного сотрудника, который может быстро учиться и выполнять ответственную работу. Параллельно я занималась получением нотариальной лицензии, изучала законодательство Казахстана и сдавала экзамены. Мои юридические знания я использовала в этой компании уже в должности юриста. Мне долго не хотели давать лицензию, я упорно ходила два года и все-таки получила ее сама. Открыла офис, очень гордилась собой, что всего добилась своими силами. Но как только моя карьера пошла в гору, я встретила своего мужа и стала заниматься самым важным для женщины делом – стала женой и мамой. Сейчас у нас трое детей: сыну семь лет, дочкам четыре года и год.
Мой муж с юга Казахстана, а я воспитывалась в России – вроде бы у нас должны быть большие различия в ментальности. Но их не было. Наверное, потому, что у меня очень сильные казахские корни, а он долго жил и учился за границей, и его мировоззрение немножко развернулось. Может, поэтому мы и сошлись. У моей мамы в семье было 10 детей, у папы – семеро, то есть я росла в большой казахской семье. И хотя мы жили далеко от родины, у нас строго соблюдались все традиции, бабушка разговаривала с нами только на казахском. Я рассказывала мужу об исконно казахских традициях, о которых он даже не знал. Так происходит со всеми, кто живет далеко от своей исторической родины: они боятся утратить свою национальную идентификацию и стараются быть "больше" казахами, чем те, кто живет в Казахстане.
Муж много ездил по работе, и мы часто переезжали. Пожили в Лондоне, в Дубае, в Европе, какое-то время жили в Астане. Везде, где бы я ни жила, мне выпадает роль всех организовывать. Когда мы жили в Дубае, то объединились с русскоязычными мамами. Сначала просто собирались на «русской полянке»: менялись рецептами, вещами, игрушками, дети вместе играли, мы общались. Потом организовали детский клуб, вели творческие занятия, организовывали разные тематические праздники. Про наше сообщество даже статью написали в местной прессе. Сейчас я состою в родительском комитете в детском саду дочери, в родительском комитете в школе старшего сына. В рамках садика и школы я организую праздники, поэтические, музыкальные конкурсы, благотворительные показы фильмов. Все это делается, в первую очередь, для блага моих детей, потому что приоритетом для меня всегда была и остается семья – мой муж и дети.
Жизнь за границей приучила меня к использованию онлайн-банкинга. Я много покупала через интернет, и мне нужно было регулировать свои финансовые передвижения. Я рада, что сейчас и в Казахстане все это развивается, я часто пользуюсь системой онлайн-платежей, в частности kaspi.kz. Оплачиваю коммунальные услуги, штрафы. Это очень удобно, экономит кучу времени. Ты со своего телефона можешь проконтролировать, оплачен ли твой штраф, погашена ли какая-то задолженность. Это дарит спокойствие, создает уверенность в том, что вся жизнь – под контролем. Кстати, такое же чувство спокойствия мне дарят занятия спортом. Сейчас я увлеклась кроссфитом. Этот вид спорта вызывает много споров, но мне он подходит, я вижу результаты. На самом деле неважно, каким видом спорта заниматься, главное – делать это.
Я строгая мама, но иногда могу поиграть с сыном в PSP. Потому что я на одной волне с детьми, хорошо чувствую их. Конечно, порой мне кажется, что внимания на всех не хватает. Мне важно быть хорошей женой и мамой, но кроме того следует находить время для самореализации и творчества. У меня много энергии, поэтому я решила направить ее в мирное русло (смеется). Мое хобби – писать стихи и петь в караоке (согласно эзотерическим учениям, это лучший способ выхода отрицательной энергии для женщины). А когда я жила в Америке, то получила сертификат тренера RPT (Rapid Personal Transformation) – это методика скоростных психологических преображений человека.
Я горжусь успехами детей. В свои семь лет мой сын Ален имеет несколько золотых медалей за первые места в городских соревнованиях по плаваниюи синий пояс по каратэ, который он получил в Америке. Дочка тоже занимается плаванием, и еще танцами. Все дети получают музыкальное образование, занимаются ментальной арифметикой и уже сейчас показывают отличные результаты. Мне близка японская система воспитания, в основе которой четыре "кита": спорт, музыка, языки и математика. Я считаю, это помогает гармоничному развитию ребенка. Главное – направлять ребенка и дать основы понимания, что такое хорошо и что такое плохо. Это поможет им легко принимать решения в любой ситуации и в любой стране мира, потому что основы человеческих ценностей для всех культур одинаковы.
Алина Прибылова,
дизайнер интерьеров:
Я занимаюсь дизайном интерьеров уже около восьми лет. Мечтала об этом еще со школы, класса с седьмого. Выбор профессии был определен так давно, что ни для кого из родных это не стало сюрпризом, хотя мои родители никакого отношения к этой сфере деятельности не имеют. Когда я окончила университет, то сразу же с партнерами открыла свою компанию. Было не страшно, мы знали, как это все должно происходить, а со временем пришел и опыт. Стартап оказался удачным – первого клиента мы получили после двух недель работы.
Мне всегда было интересно создавать интерьеры, созидать пространство, где будет приятно жить. С детства у меня была страсть что-нибудь дома переделать, переставить, к тому же в то время появились передачи типа «Квартирного вопроса», которые меня привлекали. Сейчас, кстати, я сапожник без сапог. На собственный дом времени совершенно не хватает, все силы и фантазия уходят в рабочие проекты.
Сегодня многие люди обращаются к услугам профессиональных дизайнеров. Причем не только с высоким уровнем дохода. У нас есть проекты эконом-класса: они для людей, которые хотят жить в красивых функциональных интерьерах, но не хотят тратить на это много времени и сил. Это кажется затратным, но на самом деле оправдывает себя. Человек, который не знает, как все работает, не сможет продумать ту же электрику, освещение, просчитать правильно квадратуру материалов и зачастую тратит больше, когда все делает сам.
Нам часто приходилось переделывать такие непродуманные интерьеры. Многие люди обращаются к нам не в начале проекта, а позже, когда уже что-то сделали и допустили ошибки. Самые типичные из них – неправильный учет освещения, неправильное зонирование. Когда, например, хотят громадную кровать «запихнуть» в маленькую комнату, куда больше ничего не встает. Большие вопросы возникают о функциональности помещения, ведь в комнате нужно не только правильно расставить мебель, но и учитывать много мест хранения, чего люди не делают, а потом не знают, куда все свои вещи девать.
Чтобы не получилось, как в поговорке «Скупой платит дважды», всегда нужно начинать с проекта. Даже если вы делаете все сами, проект однозначно нужен. Надо понять, как правильно расставить мебель – это называется функциональное зонирование. Продумать детали: если у вас здесь стоит диван, то рядом обязательно должны быть розетки. Поиграть с освещением – повесить не одну люстру по центру, потому что это скучно, а использовать какое-то локальное освещение. То есть сначала нужно продумать, а потом уже начинать.
Наша профессия – она унисекс. Но мужчины почему-то всегда пользуются большей популярностью. Зато именно в Казахстане женщин-дизайнеров больше. А вот клиенты, как правило, 50 на 50. Обычно приходят семейные пары, и я бы не сказала, что в основном женщины – двигатели ремонта в семье. У нас есть мужчины, которые всем заправляют, а женщины вообще ни в чем не участвуют. Раньше у наших людей наблюдалась поголовная любовь к помпезной классике, теперь наши клиенты отходят от этого – за последние пять лет мы сделали всего один такой интерьер. Сейчас люди пытаются сделать что-то минималистичное и используют какие-то этнотемы в элементах.
У меня насыщенная жизнь: это и встречи с клиентами, и выбор материалов, и поездки на стройки – многие наши клиенты живут за городом, где строят дома. В офисе мы бываем редко. Пару лет назад я поняла, что без машины мне никак, и села за руль. И как только появился автомобиль, тут же появились штрафы – это какая-то неизбежность (смеется). Я постоянно пользуюсь системой электронных платежей KASPI BANK, потому что совершенно не хватает времени куда-то пойти, даже элементарно положить деньги на телефон. И однозначно делать это с карты гораздо удобнее. Недавно я открыла для себя оплату штрафов через интернет. Когда увидела, что на сайте Kaspi есть такая функция, сразу поняла – это для меня. Пользоваться услугой очень просто: я один раз «вбила» данные своей машины, и теперь в мой личный кабинет приходят уведомления о штрафах, которые я сразу могу оплатить.
В нашей компании нет руководителя, нас трое, и мы работаем как партнеры. Нас часто спрашивают, как удается совмещать бизнес и дружбу. Мы работаем вместе уже пять с половиной лет и каких-то камней преткновения у нас нет: каждый занимается своим делом, но всякий новый объект обязательно обсуждаем вместе, выслушиваем идеи друг друга и приходим к общей задумке. Даже если бывают трения, мы сразу это проговариваем, и конфликт сходит на нет, никогда ничего не накапливаем. Мой совет – все конфликты нужно решать сразу и не зацикливаться на этом.
Асем Нургисанова,
домохозяйка, мама пятерых детей
Я сама из маленькой семьи, у меня есть только один брат, и, наверное, это сыграло свою роль – я хотела иметь много детей. Сейчас у меня четверо сыновей и дочь. Старший сын ходит в 11 класс, младшему четыре года. Я всегда хотела еще одну дочку, но все время рожала мальчиков (смеется). Боялась, что единственная дочь в окружении мальчишек вырастет пацанкой, старалась ее воспитывать по-особому, делать ей какие-то поблажки. Но все равно мальчишки оказывают на нее свое влияние. Я своих детей не делю, они для меня все одинаковые.
Поначалу, конечно, было трудно. Но когда дети подрастают, становится намного легче. Сейчас вот один сын пошел в 1-й класс, а другой учится в 11-м: они вместе уходят в школу, вместе приходят, старший присматривает за младшим. Вообще, в нашей семье так заведено – старшие дети заботятся о младших. Но я их этим не обременяю, все происходит по их желанию.
Я думаю, всем детям хватает моего внимания, и мне хватает времени на всех. С каждым ребенком я занимаюсь отдельно, у каждого из них свои увлечения. Двое сыновей занимаются плаванием, дочка – вокалом, еще один сын ходит на рисование и велоспорт. Все увлечения они выбирали для себя сами. Например, третий сын пошел на плавание, потому что туда ходит старший, они всегда вместе. Но он делает успехи, завоевывает медали на соревнованиях.
Мы много общаемся с детьми в дороге, когда я вожу их на занятия, на секции. Я начала водить машину во время второй беременности. Муж вышел на работу, ему дали служебный автомобиль, а наш простаивал, и я села за руль. Сначала, конечно, всего боялась, сейчас уже больше 10 лет за рулем. Я езжу аккуратно, все-таки везу детей, но иногда, бывает, нарушаю – когда времени в обрез, а мы торопимся на тренировку.
Когда мне приходят "письма счастья", я оплачиваю штрафы в интернет-отделении Kaspi. Когда ты регистрируешь там свое транспортное средство, все данные сохраняются, и если заходишь оплатить телефон или коммунальные услуги, сразу видишь, есть у тебя новый штраф или нет. Буквально сегодня утром пополняла баланс на мобильном телефоне сыну и увидела, что мужу пришел штраф, сразу же отправила ему скриншот. Это воспитывает. Оплатишь несколько штрафов и задумаешься.
По профессии я конструктор швейных изделий, окончила академию моды "Сымбат". Я с детства шила, у меня всегда были склонности к этому. Однажды я взяла мамин плащ и сделала из него себе юбку. Пдащ лет пять висел в шкафу, она его не носила, и я взяла его без разрешения. Через некоторое время, когда я уже вовсю ходила в этой юбке, мама стала этот плащ искать. У меня спрашивает: ты его не видела? А там на рукавах были оборки, которые я пустила на карманы. Я показываю свою юбку и говорю: "Какой плащ? Вот с такими оборками?" Она была в шоке, но все обошлось.
До этого я училась в школе манекенщиц, работала в Театре моды, а в институт поступила на политолога. На 3-м курсе поняла, что это все-таки не мое, мне больше нравится творчество, нравится что-то создавать. Несмотря на то, что сейчас я сосредоточена на воспитании детей, я не бросаю свою профессию, беру заказы на дом. Но для меня это больше как хобби, потому что детей у меня много, а времени мало (смеется). Семья для меня всегда стоит на первом месте.
Домохозяйка, многодетная мать, бизнес-леди... Неважно, чем ты занимаешься и какими заботами наполнен твой день, успешность и продуктивность напрямую зависят от желания идти в ногу с эпохой и не терять ни минуты, даже на такую, вроде бы, мелочь, как оплата штрафов. Это то, что объединяет всех людей, уважающих себя и свое время.
Фото: Екатерина Новоселова, Владимир Третьяков