Картинка
Семья

Суперпапа Серик: "Мой инстаграм для казахских мужчин, как бревно в глазу"

Серику 32 года. Он позиционирует себя как семейный блогер @superpapa_serik. Вместе с супругой он воспитывает дочь Адию (5 лет) и сына Айсултана (3 года). До того как он стал активным блогером, он дважды побеждал в телепрограмме "Суперпапа". Ему не слабо приготовить манты и заплести косы дочери. На своей странице он делится не только смешными постами, но и поднимает вопросы отношений с женой, детьми, родителями.  

В прошлом диджей и бухгалтер по образованию – как его занесло в блогеры? 

"После интерната я смог заработать два миллиона тенге на свадьбу"

Как вы пришли к тому, чтобы стать суперпапой в жизни и инстаграме?

Я родился в Талгаре и рос без отца. Он умер, когда я еще не родился, мама была мною беременна. Его тоже звали Сериком. Мое настоящее имя – Серикжан. Добавили казахское окончание "жан", потому что считали, что его душа переродилась во мне. Моя старшая сестра очень любила его, и по сей день ей очень тяжело вспоминать его.

Так случилось, что мама сильно заболела, работала на кирпичном заводе и получила инвалидность, ей было трудно поднимать нас в 90-е годы. Меня отправили в санаторный интернат. Почти пять лет я прожил в интернате, который находился рядом с домом, представляете? Я видел свой дом – у меня щемило в груди, что я живу не дома. Когда я перешел в пятый класс, мама забрала меня домой. Я стал ей помогать. Она часто лежала в больницах… Вот уже два года ее нет с нами. Сейчас я окреп, мог бы обеспечить ей лечение и отдых, а мамы уже нет.

То есть вы рано стали самостоятельным и научились готовить…

И вести хозяйство, и убирать дома – все делал сам. Нас, двоюродных братьев и сестер, отправляли на лето к апашке, мы многому у нее научились. В восемь утра вставали и начинали "генералить", потом ухаживали за домашней скотиной, потом помогали бабушке готовить на целую ораву родственников. Из всех детей у меня лучше всех получалось месить и раскатывать тесто.

Потом я жил вместе с сестрой, которая допоздна работала. А я был студентом, мог ей приготовить ужин. Поэтому моя кулинарная страсть – это наработанная годами практика, вынужденная мера выживания. Это не ради славы в интернете из серии "муж готовит", а просто мои реальные навыки.

Сейчас у вас дома готовит жена?

Да, моя жена хорошо готовит, мне с ней очень повезло. Теперь я стою у плиты намного реже. Кстати, на нашу свадьбу я в течение года копил деньги и почти все заработал сам. Перед свадьбой я работал бухгалтером. А вы представляете, какая может быть зарплата у бухгалтера в Талгаре? На таких позициях обычно бабушки сидят. Но я не побоялся такой работы, многому учился сам, спрашивал, интересовался. Мне не на кого было надеяться. Даже мама не знала, что я коплю на свадьбу. Я пригласил ее на торжество, уже когда заказал и оплатил ресторан. По тем меркам в 2012 году у меня ушло на свадьбу два миллиона тенге. Познакомились мы с женой на дискотеке, где я работал диджеем. У нас был единственный клуб на весь Талгар, широко известный, но в узких кругах. В этом году будет десять лет, как мы познакомились.

Диджейский опыт пригодился в нынешнем деле – продвижении в инстаграме?

Да, я всегда что-то организовывал – мероприятия, сценки, выступления. На месте не сидел, как говорится.

Сейчас у вас более свободный график работы? Что считаете основной работой?

Бухгалтерию и инстаграм. Я работаю сейчас на себя как индивидуальный предприниматель. Беру заказы по бухгалтерии и работаю удаленно. Сейчас и блогерство меня кормит. Если раньше моя зарплата не превышала 50 000 тенге, то сейчас за месяц могу заработать в 8–10 раз больше.

Многие считают бухгалтерию женским дело. А мне комфортно! Мне в Алматы часто предлагают работу – я не хочу переезжать. Мне важна свобода – благодаря этому я могу чаще уделять время семье и детям.

Эра суперпапы началась до супермамаситы

Когда началась ваша активная деятельность в инстаграме и как вам удалось стать популярным?

В 2015 году друг показал мне инстаграм, я начал, как и все, размещать свои фото, находить старых друзей, ничего особенного. Как-то я увидел по телевизору программу "Суперпапа", где соревнуются папы и справляются дома с детьми. Я сразу же понял – надо поучаствовать. Тогда у нас была только старшая дочка. Я выиграл. Мне посоветовали вернуться, когда будет двое детей. Спустя время я снова выиграл в этой программе – с легкостью справился в кадре с двумя детьми.

Потом заметил конкурс в инстаграме, где нужно было снять видео о своей жизни. В минуту я уложился и рассказал свою историю, как жил в детстве в интернате и, став папой, решил дарить свою любовь детям. Этот ролик взорвал мой аккаунт. Крутые блогеры начали меня репостить и подписываться. За ночь на мою страницу подписались сразу 5-6 тысяч подписчиков. Тогда я понял, что нужно продолжить. Приготовил с детьми манты – и это тоже стало "бомбой". Отец-казах режет тыкву, мясо, катает тесто и лепит вручную манты – казалось бы, ничего сложного. А для нашего общества это до сих пор диковинка. С прошлой осени я начал плотно работать над страницей, и теперь у меня больше 140 тысяч подписчиков.

В Сети бывает просто хайпануть, но удержать аудиторию намного сложнее. Это так?

Именно! Когда я выложил ролик, как готовил бешбармак с детьми, он уже не "залетел". Надо постоянно что-то придумывать и чем-то удивлять. Я стараюсь вести различные рубрики и при этом не ухожу от реальности в фотошопленные фото. К примеру, у меня есть рубрика "Чрезвычайная помощь детям", где я недавно объяснял, что делать, если ребенок подавился. Мое видео о менингите посмотрели более 300 000 человек. А мой ролик, где я заплетаю дочери косички, до сих пор очень популярен. Я дорожу каждым подписчиком, всегда отвечаю в "дайрект" и на комментарии.

Суперпапа сразу ассоциируется с успешной страницей супермамаситы. Вы знакомы?

Алия Байтугаева – одна из первых, кто меня поддержал в инстаграме. Она выложила в сторис мой аккаунт, когда у меня было всего 10 тысяч подписчиков. Благодаря ее поддержке число моих подписчиков перевалило спустя время за сто тысяч. Она очень креативная.

Прежде моя страница называлась "DJ Серик" – не совсем удачно для семейного блога. Называться суперпапаситой было бы глупо и смешно. А суперпапа – это моя победа в программе, даже медали есть. Суперпапой Сериком я стал, когда Алию еще не знал.

Вы столкнулись с недопониманием мужской аудитории, быть заботливым активным папой в Казахстане не принято.

Хейтеры были, есть и будут. Пишут разное. Мол, не мужское это дело. Как не мужское, если это мои дети и мой дом? Почему у нас считается зазорным для восточного мужчины проводить много времени с собственными детьми, помогать жене по хозяйству? Я хочу это переломить. Есть и те, кто благодарит. Мне даже удалось помирить рассорившихся мужа и жену. Как-то мне написал мужчина и сказал, что он поссорился с женой и она не берет трубку, не хочет с ним разговаривать. "Она точно читает вас – напишите ей, как она мне дорога", – попросил меня он. Я ее убедил и они помирились.      

"Я не хочу растить детей блогерами"

Как родственники реагируют на вашу известность в Сети?

Сестра толком в инстаграме не сидит. Дяди и тети – тоже. Но иногда им присылают мои видео по WhatsApp, и они, конечно, узнают, радуются. А родственники жены – активные зрители и подписчики.

У вас не было сомнений, показывать детей в кадре или нет?

Не было. Я не боюсь, что сглазят. Я в это не верю.

Как дети ведут себя перед камерой?

Честно? Их сто раз снимаешь, уже должны были вроде привыкнуть, но иногда одно слово заставить их сказать сложно. Дочка более артистична. Мороки много: пока выстроишь кадр, пока слова выучат, сделают что-то не наигранно.

Кстати, о наигранности. Многие дети, которых часто снимают на камеру и для блогов, в жизни не могут выйти из образа. В них чувствуется эта наигранность и жеманные улыбки…  

Именно поэтому я стараюсь всю инициативу брать на себя, а их снимать как второстепенных персонажей. Дети есть дети, я не хочу растить из них суперблогеров. Пока мне хватает именно роли папы в кадре. Я постоянно думаю над идеями, сразу записываю к себе в блокнот. У меня очень много загашников. Другое дело, когда они сами начнут вести свои страницы – вот тогда посмотрим. Мне ничего не запрещали, вырос вроде неплохим человеком.

В детстве вели личный дневник?

Я больше читал, чем писал. Телевизора дома не было, оставалось читать книги, ночами с фонариком тоже. В школе я выигрывал в разных литературных конкурсах. В интернате вместе с учителями проводил факультативы по сказкам. Пишу и говорю на казахском языке тоже, хотя многие этому удивляются.

Вы были любимчиком у учителей?

В школе до сих пор меня помнят. Хотя я ненавидел этот интернат, но учился хорошо и на Доске почета всегда висела моя фотография.

Вы понимаете, что инстаграм – это не навсегда?

Завтра может стать популярной другая Сеть или формат общения. В конце концов, меня просто могут заблокировать или украсть страницу. Хотя я изучил меры безопасности в инстаграме и часто меняю пароли. Мне бы хотелось развивать свой альтернативный бизнес – например, открыть семейное кафе в Алматы "У суперпапы". Один день в неделю я бы готовил сам для всех гостей. Потому что многие пишут, что хотели бы попробовать мои блюда… Меня часто приглашают в сетевой маркетинг, так как у меня наработанная аудитория. Н это не для меня.

О чем вы точно не будете писать на своей странице?

О том, что ниже пояса. Меня читают и взрослые, и дети.

Какие инструменты в продвижении своего аккаунта считаете самыми эффективными?

Тут нужно учитывать все вкупе – и контент, и сотрудничество, и совместные вайны, видео с блогерами. И даже обложки и подписи к видео тоже нужно уметь делать интригующими. Надпись "ШОК! Папа приготовил с детьми манты" сыграла на все 100%. Гивы тоже нужно выбирать. Сейчас почти все звезды проводят именные "гивы" – эдакие подарочные эстафеты для подписчиков, чтобы нарастить аудиторию. Но ее нужно удержать. В основном меня читают мамочки, женщины. А мне бы хотелось, чтобы росла именно мужская аудитория.

О реакции жены на популярность мужа, равноправии и честности перед детьми

Как реагирует жена на вашу растущую популярность?

Сначала вся эта инстаграм-активность ей была неинтересна. Она была скептически настроена. Сейчас вовлеклась, помогает мне снимать видео. Сама в роликах снимается. Когда она появляется на видео или фото, у меня намного больше просмотров и лайков.

А кто из вас "плохой" или "хороший" полицейский в воспитании детей?

Я – "хороший", мама – "плохой" полицейский. В этом мы похожи на другие семьи. Супруга мне часто говорит: "Детей не ругай, особенно дочку. Меня она простит, а тебя не сможет".

Вы бы хотели, чтобы ваши дети учились в городе или, как вы, в Талгаре?

Мы живем отдельно в однокомнатной квартире в Талгаре. Я очень люблю Талгар. Ходил в простой садик, учился в простой школе, получил высшее образование, стал специалистом. Время покажет, переедем мы в город или нет. Пока мы выезжаем в Алматы каждые выходные.

Скажите, а бывает так: вы отвечаете на комментарии, заливаете новое видео о том, как важно проводить время с детьми, сами сидите и смотрите в смартфон, а дети бегают без присмотра. В такие моменты не кажется, что вы себе врете?

Я монтирую видео днем, когда дети в саду, а выкладываю в 22.00, когда они спят – это прайм-тайм, иногда провожу прямой эфир к 12 ночи. Кстати, монтирую сам на своем же телефоне. В субботу-воскресенье я не выкладываю посты, обычно только сторис. И, по статистике, в выходные меньше смотрят, самые хорошие дни для постинга – с понедельника по четверг.

Перед тем как опубликовать текст, жене даете почитать?

Обязательно. И оценит, и ошибки, если есть, исправит.

Воспитательницы ваших детей наверняка ждут ваших новых видео?

В садике мы – звезды. Даже недавно грамоту выдали за активное участие в жизни детского сада, потому что я снимаю любой утренник, помогаю "апайкам", консультирую, как лучше вести инстаграм-страницу садика.

В душе вы понимаете, что у вас есть стремление к лучшей жизни, потому что в детстве у вас многого не было. А сейчас у современных детей почти все есть сразу с рождения…

Иногда я боюсь этого. Меня-то жизнь закалила. Может быть, если бы отец остался жив, то вообще жизнь по-другому бы сложилась. Мы сейчас своих детей на пять минут на улицу не отпускаем никуда. А сами носились во дворе сутками напролет.

Вы готовы пойти в декретный отпуск по уходу за детьми, а жену отпустить на работу?

Нет, это уже перекос. Я помогаю ей и мне не стыдно. Но не более. Я же понимаю, что, как отец, я должен на несколько шагов вперед думать о будущем и достатке своей семьи. Просто на самом деле у мужчин иногда больше времени, чем у женщин. Если мы куда-то выезжаем на пикник, то ей нужно и еду приготовить, и детей собрать, и посуду помыть, и белье развесить. Почему бы мужчине не помочь ей: поиграть с детьми, собрать и одеть их, вовлечь в процесс, дать маме иногда отдохнуть от быта. Я свою жену иногда даже из дома выгоняю, чтобы она с подругами погуляла. Людям тоже нужно отдыхать друг от друга, свои увлечения иметь.

Для меня главное – равноправие и желание помочь родным людям. Для меня это нормально. Мой инстаграм для кого-то резонансный, необычный. Мол, казахи такими отцами не бывают. Но я же есть! С инстаграмом или нет – я уже не поменяюсь.