Сергей: Когда я пришел делать Ольге предложение, она мне отказала. Сказала: "Какая свадьба, ты что?" Это было так много лет назад, в прошлом веке, считай, но я не отступил и сказал: "Даю тебе неделю на размышление". И через неделю мы подали заявление в ЗАГС и поженились. Так появилась наша семья.
Ольга: Я помню этот вечер. Он ко мне пришел, как обычно это бывало. Мы сидели в зале, и он так расслабленно, облокотившись на диван, сказал: "А выходи за меня замуж!" Я была не готова к такому повороту событий и ему сразу отказала. Он дал мне неделю на размышление. Я все взвесила, а почему нет? Мне 28, парень хорош собой, в конце концов, дети будут красивыми. Ну и если не сойдемся, то хотя бы попробуем.
Сергей: Я знал-то ее давно, когда она была маленькой школьницей. У нас разница в три года.
Ольга: Мы учились в разных школах, но они находились рядом, буквально через дорогу. Он часто бывал у нас – встречался со своими друзьями. И естественно, он музыкант, играл на гитаре – весь такой уличный романтик, а я пела в вокальной группе – вся такая комсомолка. У меня было столько общественных нагрузок и обязанностей (секретарь комитета комсомола школы, член бюро райкома комсомола, уже в институте член комитета комсомола института, в детском доме была председателем профкома), что у меня почти не было свободного времени.
Сергей: Комсомолка – не то слово! К ней вообще нельзя было подойти. А я был плохим парнем. Пришли мы как-то в школу, а тут стоит она, такая мелкая, в белой рубашке, как и должно быть у комсомольского вожака, и поет. Я тогда и подумать не мог, что вот она станет моей женой. У нас уже вовсю Deep Purple, Beatles, а у них комсомольские советские песни. C первой встречи прошло много времени, я уже работал тогда. Еду как-то домой в 63-м автобусе, а там эта дама. Ольга тогда в детском доме работала. Я ей руку подал, когда она выходила из автобуса. Это был роковой момент!
Ольга: Да, этого было достаточно! (Восхищенно) Я-то его узнала: черные кудри, синие глаза, сережка в ухе, за ним девчонки толпой ходили. Я знала его несколько лет, знала, как его зовут, что у него есть огромная черная собака – дог Линда, и что мы учимся в соседних школах. Однажды подумала: "Вот бы мне такого мужа!" И все, забыла об этом. Мысль посетила и ушла. И вот еду я как-то в автобусе, сумка такая большая на плече, рыба сырая из нее торчит, и вдруг – знакомый взгляд. Прямо передо мной стоял Сергей. Тут автобус остановился, он вышел и подал руку. Кто тогда так делал? Я обалдела и уже была наполовину готова выйти за него замуж.
Сергей: Это все лирика. Она меня использовала и до сих пор использует (смеется). Ольге с мамой привезли кирпичи на дачу, и она под благовидным предлогом попросила помочь. С тех пор и помогаю.
Ольга: Так получилось, что моего папу парализовало. У нас был мужчина в доме, но теперь все домашние обязанности легли на нас с мамой. И вот в день нашей встречи я прихожу домой, а мама говорит: "Оля, представляешь, я купила машину кирпича, а они привезли и прямо перед воротами дачи высыпали на дороге". Машины по этой дороге проехать не могут ни вниз, ни вверх. Просто высыпали и уехали. Председатель попросил срочно принять меры. Я звоню Сергею (хорошо, что мы предварительно обменялись телефонами) и говорю: "Сережа, нет ли там у тебя кого-нибудь, кто мог бы помочь?" Он мне ответил, что без проблем организует бригаду на завтра.
Сергей: И я понял, что погорячился. Мои ребята ушли в запой. А что делать? Я человек слова. Сказал – сделал. Поехал и начал разгружать кирпичи с Ольгой и ее мамой.
Ольга: Потом из той рыбы, которую я везла в автобусе, уху сварил на даче. И нас эта дача объединила, мы влюбились друг в друга. Нас объединила эта первая, ставшая общей, проблема. Мы так долго все это разгружали, столько перетаскали кирпичей, устали все смертельно. Теперь это общее сближает нас всю жизнь.
Сергей: Кирпичи – это, конечно же, лирика. Мы прошли вместе столько сложных моментов. Открывали свое частное предприятие, познакомились с человеком, который сначала помог нам, вошел в доверие, а затем, воспользовавшись тем, что Ольга была в положении, распорядился нашими деньгами и заключил несколько липовых сделок с разными фирмами. Слава богу, этого человека мы нашли и сдали его в милицию. И такое было. Мы познакомились со всем рэкетом города Алма-Аты. За нами заезжали в 6 часов утра и увозили в неизвестном направлении. Поэтому сейчас все удивляются, что мы живем уже 25 лет и никаких проблем у нас не возникает – не ругаемся, ничего. А делить нам нечего. Мы прошли вместе через такую "мясорубку", что какие-то претензии становятся мелкими после этого. Нет ни повода, ни желания для ссор.
У меня была бурная молодость. Я не скрываю и горжусь тем, что меня воспитала улица. Деньги начал зарабатывать лет с двенадцати: то фотографии распечатывал, то фарцевал джинсами (за это тогда били и стригли волосы). В молодости еще боксом занимался, чтобы суметь постоять за себя. Я свою семью никогда не дам в обиду, хоть какая беда будет, не дай бог, я всегда смогу защитить.
Ольга: У нас в доме есть правило: своих в обиду не даем! Это у нас прямо с грудного возраста детей так. Я как-то гуляла со старшим сыном Данилом, который лежал в коляске, и один выпивший мужчина решил посмотреть: двумя руками полез к ребенку. Я его попросила отойти, а он снова пытался заглянуть. У меня уже началась паника – вдруг перевернет? Сергей стоял на балконе, увидел это, выскочил и одним движением отправил незнакомца куда-то в кусты, за скамеечку. И тут половина подъезда, которая видела это из окон и балконов, начали кричать: "Вот ты такой-сякой, человека толкнул, обидел его..." А мне стало непонятно – плохой он в этой ситуации или хороший. И я сказала: "Зато я горжусь своим мужем. Меня есть кому защитить!" И все замолчали.
Сергей: Это продолжается до сих пор. Я придерживаюсь такого принципа: если уж что-то делать – то делать хорошо. Раньше я занимался двором перед домом: обрезал деревья, стриг кусты. Возле подъезда была горка в японском стиле. Со всего микрорайона люди приходили фотографироваться.
Ольга: Там все было так гармонично и шикарно. Сергей сам искал разные саженцы, приносил, рассаживал. Свою задачу посадить дерево он уже давно перевыполнил. Вырастить сына – уже двух сыновей вырастил и поставил на ноги. Построить дом – так у нас дом на даче построен кирпичный, двухэтажный. Некоторые недолюбливают Сергея из-за того, что у него обостренное чувство справедливости. Вот, например, идет мама с ребенком, показывает ему, как все красиво, и тут ребенок бежит, срывает с нашей клумбы цветок и несет маме. Нам, конечно же, это не нравилось. Ведь это для общей красоты. Если вам нравится, то посадите своему ребенку клумбу с цветами, и пусть он у вас в саду рвет эти цветы и приносит вам. Им это было непонятно.
Сергей: Как-то около нашего дома появился бандит, машины поджигал (два автомобиля сгорело). Милиция вся на ушах! Я выловил его, поймал, сдал в отделение. Так получается, что мне больше всех надо. Еще был случай. Мимо нашего дома шла женщина-почтальон. Наркоман вырвал у нее из рук сумку, угрожая ножом, и забежал в один из подъездов на 4-й этаж. Я бросился за ним, а он на меня. Нож больше кухонного! Я его быстренько обезвредил и сдал милиции. Теперь все участковые нашего района со мной здороваются за руку.
Ольга: В школу нас вызывали нечасто. Мальчишки учились и вели себя достойно. Но однажды младший сын, учась в 8-м классе, сообщил, что нас к себе вызывает директор школы из-за его внешнего вида. Никита ходил с длинными волосами и серьгой в ухе и не хотел стричься (дух противоречия в переходном возрасте). Пришли мы с Сергеем в школу, директор посмотрела на мужа – длинноволосый, серьга в ухе. "Это у нас национальное! Я цыган!" – ответил он, не дожидаясь вопроса. Директриса поняла, что жаловаться бесполезно. А я сказала, что Никита немного комплексует из-за круглой формы лица и пытается прикрыть виски и скулы. Конечно же, я это придумала. Ведь своих не сдаем! Да и не хотелось конфликтовать с сыном. Уж больно возраст опасный. После этого директор попросила всех учителей нашу семью больше трогать. Мы с Сергеем никогда на сыновей не давили. Старались обо всем договориться, уважать их интересы и увлечения, даже если они были противоположны нашим. Боялись передавить, не навязывали свое мнение, а просто его озвучивали. Очень мягко, советами, мудро, чтобы не унизить и не оскорбить достоинство ребенка.
Сергей: Не было у них никаких запретов. Только чтобы не курили, не пили, со всякими странными ребятами не дружили. Своим примером я показывал, что правильно, а что нет.
Ольга: Еще у нас дома есть такое правило: не твое – не трогай! Всегда спрашиваем разрешения друг у друга, если речь идет о чьей-либо вещи. И самое плохое – новость или информацию – нужно нести домой. Мы детей приучали, что никогда не будем ругать, что бы ни случилось. Можем высказать какое-либо недовольство в целях воспитания, но ругать или бить – никогда! Да если честно, то мальчишки повода не давали. Мы и сами друг с другом не ругаемся сильно. Бывает, спорим, но я знаю, если Сергей в чем-то хорошо разбирается, значит, это можно ему доверить. А он не лезет в то, в чем я хорошо разбираюсь. Если, к примеру, нам нужно выбрать какую-то технику, Сергей сам все изучит, поищет, сам выберет. Я вообще дома королевой себя чувствую. Любовь и забота с трех сторон! Сергей умеет и любит готовить. Мы с ним иногда наперегонки бежим на кухню. У нас есть и хлебопечка, и шашлычница, стараемся всегда какие-нибудь новые рецепты находить. Это же делают и наши дети, но по-своему. У каждого свои рецепты и секреты.
Сергей: Это она меня снова использует. Все знакомые удивляются, что у нас дома я готовлю по большей части. Я вообще много чем интересуюсь, много читаю, смотрю.
Ольга: Мы часто смеемся друг над другом. Иногда бывает ссоримся и говорим: "Все, разводимся". И тут начинаем спорить: "Ты иди первый разводись!" – "Нет, ты первая! Вот с работы идти будешь, зайдешь, тебе все равно мимо проходить! Тебе ближе!"
Сергей: Ну, бывало, час походим, подуемся, но чтобы больше – нет. А зачем? Что бегать друг от друга? Мы же вместе. А потом я подойду, обниму, поцелую ее – и все! Все хорошо у нас снова.
Ольга: У нас были такие трудные периоды в жизни, если сказать, что мы бедно жили, – это ничего не сказать. Было очень сложно, но мы не упрекали друг друга: вот ты иди работай, а я посижу, подожду. Ведь если бы я жила одна, я бы не сидела без работы. Работает тот, кому нужнее. Первое время у нас, может, и были конфликты, не скупились в выражениях, ругались громко. А сейчас я поняла, что ругаться бесполезно. Ну зачем? Муж у меня замечательный, я его люблю, никогда никому не позволяю о нем плохо говорить. Да, где-то в глубине души мне, может быть, и хочется что-то сказать, но я себе такой роскоши не позволяю. Он меня ценит и понимает. Я люблю, например, песни Стаса Михайлова, прямо заслушиваюсь ими. И тут как-то по телевизору показывают его концерт, а Сергей подходит и начинает ругаться: "Вот, ты со своим Стасом Михайловым!.." И переключил. У меня такая обида – думаю, ну как так можно, мне же нравится! А потом, на следующий день, он приходит и дарит мне диск Стаса Михайлова. Представляете?! Мы его слушали долго в машине, и он стоически терпел.
Сергей: Все зависит от того, как вы друг к другу относитесь. Я такой упертый, принципиальный, но я прекрасно понимаю, что вдвоем нам проще, чем поодиночке. Да, я все сделаю по-своему, но сделаю еще и так, чтобы она была счастлива.
Ольга: Если мы ссоримся, то, знаете, кто первый просит прощения? Сергей! Он всегда извиняется первым, и при этом неважно, кто был не прав. И девушкам надо запомнить: если человек уже сделал первый шаг для примирения, пошел навстречу, то не надо вставать в позу и продолжать спорить. Все, тема закрыта! Человек уже нашел в себе силы прийти и попросить прощения, и вы идите ему навстречу. Я не верю женщинам, которые говорят, что им мужчина не нужен. Я вот такая, самодостаточная! Врут, нагло врут! Жить нужно вдвоем, помогать друг другу, ближе вас никого нет. Мы с Сергеем все стараемся делать вместе, хотя мы полная противоположность друг друга. Нам было бы сложно, если бы каждый играл свою игру. Где-то он меня терпит, где-то я его терплю, потому что не всегда все созвучно моим взглядам. Лучше семь раз промолчать, чем один раз ляпнуть! Иногда нужно промолчать, не выпячивать свой характер. Тогда в семье все будет хорошо.
Сергей своим поведением учит сыновей правильно относиться к женщине. Они мне никогда не грубят, всегда очень нежно со мной обращаются, как с китайской антикварной вазой (смеется). Сыновья к своим девушкам тоже относятся бережно и уважительно. Уверена, что они их никогда не обидят, никогда не оскорбят, учтиво будут относиться. Я считаю, молодым парам нужно обязательно немного пожить вместе с родителями. Не для того чтобы кто-то кого-то обслуживал, а чтобы каждый научился быть терпимее к другому, чтобы стремились собираться поужинать за одним столом и обсудить что-нибудь хорошее или не очень. Пусть на кухне мало места (у нас всего 6 квадратных метров), но в ней иной раз до шести человек собирается. При этом все становятся такими учтивыми, внимательными, обходительными. Все ухаживают друг за другом. Нужно учиться сосуществовать, уважать друг друга. Только так можно сформировать понятие "семья".
Сергей: Мы прошли через непонимание и протест. Не все поддерживали наш брак. Родители всегда хотят лучшего для своих детей и, бывает, вмешиваются в отношения. А это хуже всего. Можно быть максимально дипломатичным, но лучше пусть каждый отвечает за свое. Моя мама искала мне невесту, ей не нравился мой выбор, да и Ольгины родители были недовольны мной. Нас даже выгоняли из дома, но мы сплотились и не позволили никому нас рассорить. Живем вместе уже 25 лет! Характеры наших матерей очень непростые, но мы справились. Мы не стали эгоистами.
Ольга: И Данил, и Никита знают, что к нам всегда можно приехать с друзьями, особенно на дачу. Но без Сергея мне, конечно, сложно справляться. Я как-то раз была на даче одна, ждала ребят и решила к их приезду сразу огонь в мангале развести и баню затопить. Но у меня ничего не вышло, все потухало по очереди. Приехал Никита, за 5 минут все сделал, у них это уже в крови. И по этому поводу есть совет для девушек: необязательно показывать, что вы все умеете, иначе придется уметь все! Меня вот папа научил и гвозди забивать, и деревяшки рубить, а если сильно нужно, я, может, и утюг починю. Но после появления Сергея я все свои умения спрятала. А есть женщины, которые все сами, все за мужчину пытаются сделать, чтобы показать, какие они прекрасные, тем самым отбирая у мужчины шанс доказать, что он лучший! Ну раз мужчина готовит, пусть готовит, зачем мешать?
Сергей: Еще мы стараемся все друг другу говорить сразу, не врать, чтобы потом не выкручиваться. Чтобы не узнавать от другого человека какую-нибудь неприятную новость, чтобы всегда быть в курсе происходящего. Ко мне как-то приехала подруга, мы с Олей решили ее на дачу пригласить, чтобы она там отдохнула, попарилась в бане, подышала горным воздухом. Ольга была занята, и мы с ней и ее сестрой приехали на дачу. Только мы прибыли на место, как Ольге тут же раздался звонок. У нас там есть сосед, он позвонил своей маме, а она, в свою очередь, Ольге. И она так деликатно спрашивает: "Оля, а где твой муж сейчас? А что он делает?"
Ольга: Мне мгновенно сигнал поступил (смеется). А я-то знаю, мне стало смешно, я ведь в курсе всего. Поэтому у нас ревность – тема закрытая. Было что-то еще в самом начале отношений, но совсем чуть-чуть. Я же постоянно в центре внимания. Я сразу предупредила: мне всегда звонили, звонят и будут звонить. Но это только деловые звонки.
Сергей: А у меня какая ревность может быть? Я один раз в лобешник дам – и все. Не буду особо разбираться.
Ольга: За это я его и люблю, за его харизму, за нестандартный подход. Он очень яркий, такой необычный, ко всему подходит неординарно, нестандартно. Да, где-то мы терпим друг друга, но это такие мелочи по сравнению с тем, какие ощущения и счастье мы дарим друг другу. С мужем бывает хорошо, а бывает и плохо, а без мужа – всегда плохо!