Картинка
Что, где, когда?

Разия Хасанова и ее спектакль "В главной роли". История классической неудачницы

Про новый спектакль Разия Хасанова говорит: "Я всегда думала о взрослых женщинах, которым 40–45 лет, о том, сколько шишек надо набить и какую такую мудрость постичь, чтобы суметь остаться счастливой в этом возрасте. У нас в стране принято держать статус и соответствовать возрасту, чтобы все вокруг были удовлетворены твоим хорошим поведением. Но я-то вижу каждый день – мы другие, чем нам диктуют общественные стереотипы. Мы живые, мы не хотим соответствовать. У меня было нестерпимое желание высказаться на эту тему, а сцена – лучшее место для этого".

За три года существования Interius отыграл более 300 спектаклей. У театра нет своего здания и своего зала для репетиций, а свой зритель есть – многие казахстанцы посмотрели "Любовницу" и "Огонь детка" не один раз. Удивительно и то, что на сцене театра играют непрофессиональные актеры, и это ключевой момент: Разия набирает в труппу тех, кто бредит сценой, кто до полусмерти хочет петь, играть и танцевать. А театральные навыки актеры получают сразу на репетициях или между ними: это мастер-классы, уроки танцев, вокала и сценического движения. И есть то, что очень помогает лучше усваивать школу Мейерхольда и Станиславского: это вера самих актеров в то, что спектакль нужен. Именно такой. Именно сейчас.

Прототипом героини спектакля "В главной роли" стала реальная женщина, каких сотни, тысячи ходят по улицам Казахстана. Ее жизнь, которую для создания драматической постановки пришлось рассмотреть под лупой, состояла из рядовых вещей, и были они – совсем не эталон. Кругом неудачница: денег не хватает, как дочь – плохая, как мать – тоже так себе, да и карьера могла бы сложиться лучше… Это анекдотически забавная история о жизни, полной неудач, о том, как у одной женщины не складывалось, казалось бы, нигде. 

"Но когда мы повернули это на 360 градусов, – делится Разия, – оказалось, что более счастливую жизнь трудно отыскать. Просто надо правильно на нее посмотреть – через призму смеха, иронии и любви. У любой из нас получится принять свою жизнь такой, какая она есть, а это, по сути, и есть счастье. Эти глубокие вещи мы доносим до зрителя с помощью демонстративного искусства – яркого, зрелищного. Конечно, мучение – каждый раз искать баланс между глубиной темы и голыми ногами, которые крутят фуэте, – мы тратим на это львиную долю времени на репетициях. Но мы не хотим просто танцы. И высокомерными по отношению к зрителю быть не хотим".

Разия Хасанова до сих пор не может ответить себе на вопрос, почему ей не жилось спокойно, что заставило ее распрощаться с привычным графиком и начать делать сценические постановки. Возможно, злую (а может, и добрую) шутку с ней сыграла ее детская увлеченность театром. Мало кто рискует воплощать свои детские мечты во взрослой жизни. Но Разия как раз из тех, кто не боится быть смешной, как и не боится быть в пух и прах раскритикованной.

"Нас же воспитывали так, – говорит Разия. – Делай, достигай, ничего не бойся, надо быть умной, сильной, крепкой. В этом есть доля правды. Но чему нас на самом деле не учили – никто не сказал нам, что надо уметь наслаждаться жизнью. С мужьями и без, с карьерой и нет, с морщинами и без них, с путешествиями или намертво прикованной к дому. Это же про нас история: если волосы кудрявые, то выпрямить, если прямые, то накрутить? Мы находимся до такой степени в претензиях, беспокойстве, тревоге и фантомных болях, что нам некогда даже подумать о том, а что, собственно, для нас главное в жизни.

Еще и общество подливает масла в огонь: ты должна, ты должна, ты должна… Спектакль "В главной роли" говорит о необходимости перестать ежесекундно что-то доказывать. И учит дзену, учит тому, что если не получилось, то и не должно было – получится, когда придет время. Принять свою жизнь – эта тема так для нас актуальна, и спектакль как раз об этом".

Главную роль в спектакле попеременно исполняют две актрисы – Диана Самыкен и Диляра Есмагамбетова.

Диляра Есмагамбетова: "Чтобы сыграть это, надо было понять – какая ты, когда находишься в состоянии покоя. Разия не зря "машет саблей" и кричит на репетициях "Я вас всех убью!", потому что нас, конечно, надо убить, чтобы мы остановились. Спектакль как раз об этом – об умении остановить себя, остановить мгновение. Не оправдывать себя, не врать себе, отпустить себя, остановиться и точно понять – кто ты и чего хочешь".

Диана Самыкен: "Я музыкант, пришла из мира музыки. Сцена для меня всегда была местом, где надо петь. Там ты спел, выключил микрофон, пошел домой. А театр оголяет твои собственные чувства, хотя играешь ты вроде чужие. В театре, даже после окончания спектакля, ты живешь ролью еще какое-то время, твоя героиня владеет тобой, не отпускает, и невозможно провести линию, где она, а где ты. В театре ты надеваешь на себя чужую жизнь, чужого человека. Мы привыкли обороняться от внешнего мира и живем в броне, а на эту бронь ничего не наденешь, приходится оголяться".

"В главной роли" – четвертая постановка театра Interius. Ребята знают, что премьера пройдет хорошо, а на третьем спектакле будет полный провал. Знают, что  (опыт прежних постановок) будут полные залы. А когда спектакль повезут по Казахстану, лучше всего его примут Астана и Шымкент: там зритель самый отзывчивый, теплый. И Разия без весов знает, что опять потеряла несколько килограммов, так бывает перед каждым новым спектаклем. И она была бы рада, но, к сожалению, худеют не бедра, а лицо.

"Кажется, Катрин Денев шутила, – вспоминает Разия, – что с возрастом приходится выбирать: стройные бедра или молодое лицо. Сейчас понимаешь, что это не шутки вовсе. В жизни вообще все так серьезно – зачем мы сделали такой веселый спектакль? Наверное, потому, что жизнь, несмотря ни на что, – такая прекрасная штука!"

Руководство к первому свиданию
Идеальная пара: как выбрать перчатки
Топ 10 интернет-магазинов