Нагима жила вместе с мамой в Астане. Училась в одной из столичных школ, где и познакомилась с Бауржаном. Он часто привозил в эту же школу свою младшую сестренку. Ему тогда было 25 лет. По словам Нагимы, сначала они были просто друзьями, а потом начали встречаться. После девятого класса Нагима захотела жить более самостоятельной жизнью, поступила в колледж, устроилась на подработку на автомойку.
В этот период она сильно полнела. Думала, из-за того, что много ест. Изменения в ее фигуре заметила не мама, а подруги. Одна буквально схватила Нагиму за руку, чтобы та сделала тест на беременность. Две полоски отчаянно сигнализировали совсем не о лишних килограммах. Откуда берутся дети, Нагима, конечно, представляла, но не думала, что это произойдет именно с ней. Общие знания часто оторваны от реальности у многих подростков и детей. Мама никогда не говорила с ней о сексе, средствах предохранения и возможной беременности. Шевелений ребенка в животе она тоже не чувствовала или, скорее, что-то чувствовала, но не могла распознать.
Первая ее мысль – надо сделать аборт. Но когда Нагима пошла к врачу, то после УЗИ ей сказали, что делать это на восьмом месяце беременности очень опасно. Не исключено, что после аборта она вообще не сможет иметь детей. Ее парень, узнав о беременности, сразу сказал, что собирается жениться на другой и не хочет иметь с Нагимой ничего общего, и даже засомневался в том, что ребенок от него. Что самое страшное – мама тоже говорила Нагиме про аборт и предлагала на это денег… Стыдно же – другие скажут, что в подоле принесла.
Когда Нагима родила, то испытала такое отчаяние, что даже не могла брать на руки свою дочь. Страх, обида, злость – все смешалось. В этот момент ей помогли координаторы "Дома мамы" из Астаны, они буквально окружили ее лаской, заботой, пониманием. Объяснили, что потом это невозможно будет исправить. Нагима не бросила новорожденную дочь и переехала жить в "Дом мамы". Ее Амине сейчас полтора года. Нагима освоила азы профессии парикмахера и пекаря. Дочка стала ходить в детский садик. Вместе с мамой, вдвоем, они проходят тренинги и учатся быть близкими и родными людьми, чтобы жить вместе.
В этой ситуации 16-летняя Нагима стала единственной виноватой в своих проблемах: ни мама, которая не объясняла ей ничего о сексе и его последствиях и не поддержала в трудную минуту, ни парень, который сбежал от ответственности, ни школа, которая не дала сексуального воспитания. И все равно Нагима выкарабкалась, ее история одновременно и шокирует, и обнадеживает.
Наша героиня торопилась жить взрослой жизнью. Но не обладала достаточным жизненным опытом, не представляла себе те трудности, с которыми можно столкнуться после незащищенного секса, и не отдавала себе отчета в том, что отношения с парнем – это не просто свобода и избавление от родительской опеки, а еще и ответственность.
Огромное количество девочек в Казахстане вступают в ранние браки, подвергаются сексуальным домогательствам и дискриминации. Эксперты считают, что цифру 1500 ранних браков в год можно смело умножать на пять. Ширма, за которую прячутся якобы религиозные традиции, помогает практике замалчивания.
В итоге мы видим страшную статистику:
1. В Казахстане почти 25% впервые обследованных девушек в возрасте до 18 лет имеют гинекологические заболевания, из них 22% – воспалительные заболевания половых органов.
2. Самой молодой маме в Казахстане 13 лет.
3. Смертность среди рожениц подросткового возраста на 50% превышает аналогичные показатели возрастной группы от 20 до 29 лет.
Асия Хайруллина
Председатель общественного движения "Лига женщин творческой инициативы"
За последние пять лет в Казахстане отмечено свыше 33 тысяч случаев беременности несовершеннолетних девочек в возрасте от 15 до 17 лет. Десять тысяч из них сделали аборт... По данным фонда ООН, показатель подростковой беременности в Казахстане растет. Сегодня это примерно 28 случаев на 1000 человек. Это гораздо выше, чем в развитых странах.
Сейчас остро стоит вопрос полового воспитания и распространения достоверной информации о состоянии репродуктивного здоровья девочек и защиты их прав. В Казахстане нет уголовного наказания за кражу невесты, в том числе несовершеннолетней. А ведь не всегда несовершеннолетняя невеста становится законной женой. У представителей религиозных течений жених может вообще произнести три раза слово "талак" и бросить невесту, а еще хуже – передать ее другому мужчине.
Нужно понимать, что сведения по формально существующим, но не зарегистрированным бракам (сожительству), или бракам, заключенным по религиозному обряду, остаются недоступными для огласки. Насильственное принуждение девочек к сексуальным отношениям и замужеству наносит непоправимый вред неокрепшему организму.
Но фактор так называемого уята – страх перед осуждением общества и семьи – заставляет девочек избавляться от родившегося вне брака ребенка. Часто такие случаи заканчиваются гибелью новорожденного. А если родители потворствуют тому, чтобы их дочь рано вышла замуж, то они даже не отдают себе отчета в том, что, толкая дочь на ранний брак, они подвергают ее, по сути, пожизненному изнасилованию.
Жанна Уразбахова
адвокат, правозащитник
Мы должны говорить о том, что нам нужно защищать девочку от насилия, сексуальных домогательств, дискриминации, ранних и принудительных браков. Девочки становятся жертвами насилия, потому что в силу своей психологической и интеллектуальной незрелости не могут противостоять обстоятельствам, которые выстраивают перед ними именно взрослые люди. В том числе родители, родственники, общины и политики, не придающие этим проблемам значения.
В Казахстане число зарегистрированных ранних браков остается достаточно высоким, несмотря на иллюзию "снижения" статистических данных.
Если в 2012 году их количество приближалось к 3000, то за 2017 год зарегистрировано около 1500 браков с несовершеннолетними. Это, конечно же, результат заметной активизации общества и государства в противодействии данной проблеме, принятия более строгих законодательных мер, ужесточения ответственности за насилие в отношении несовершеннолетних и женщин.
К сожалению, в Казахстане изнасилование считается преступлением средней тяжести с лишением свободы до пяти лет. И более чем в 70 процентах случаев происходит примирение сторон, потому что часто насильники – это члены семьи жертвы. Во всех развитых странах это считается тяжким преступлением. Нужно исключить из Уголовного кодекса норму о примирении сторон после изнасилования – именно на этом мы настаиваем на каждой встрече с профильными госорганами.
Акмаржан Кушербаева (Kaliya)
певица, общественный деятель
Какие у нас ассоциации в современном обществе со словом "девочка"? К сожалению, не очень приятные. Целочка, телочка… Почему в обществе мы допускаем к себе такое отношение?
Сами же уделяем огромное внимание мальчикам в семье, как бы возвышая их на ровном месте. В итоге у мальчиков больше выбора и больше свободы. Ранние браки из-за ранней беременности ни к чему хорошему не приводят.
Что мы в итоге получаем? Социально зависимый огромный слой населения – женщины, которые окажутся за пределами благополучия. А каких детей в итоге воспитают? Поэтому мы и поднимаем эту тему. Это на всех на нас влияет.
Каждая пятая женщина в Южно-Казахстанской области, по статистике, подвергается сексуальному или физическому насилию. Каждая вторая – психологическому давлению. Вдумайтесь, какие страшные цифры!
Каждая девочка имеет право на собственный выбор. Я бы хотела получить такое письмо от будущей дочери, которая, когда повзрослеет, поблагодарила бы меня за то, что смогла получить образование, стать самостоятельной и готовой к семейной жизни. За то, что я дала ей знания и возможность все в своей жизни решать самой.
В продолжение темы о ранних браках Лига женщин творческой инициативы презентовала социальный ролик "Письмо родителям", в съемках которого приняли участие казахстанские актрисы, исполнительницы и блогеры Kaliya, Аиша, Асель Сагатова, Айнур Ильясова, Мариам Сатаева, Динара Тасбулатова, Айна Досмахамбеткызы. Режиссер Алмаз Кособаев показал разные характеры девушек, которые благодарят родителей за возможность устроить свою жизнь, получить образование и опыт работы до брака. За право решать самой.