Картинка
Финдевичник

Проект «Финдевичник»: карты – это вам не игра!

Как было раньше... Чемоданы собраны, такси у подъезда. «Так: паспорта, билеты, деньги взяли?» – контролируем мы друг друга. Потом посидим несколько мгновений на дорожку, и в путь. Времена изменились. Осталось только: «Паспорта и карты взяли?» Необходимость в билетах отпала – они электронные, то же самое с деньгами: не нужно возить с собой наличные, достаточно захватить банковскую пластиковую карту – и деньги всегда с тобой.

Ловлю себя на мысли, что последовательность изложения не та. Ведь сначала появились банковские карты, а уже потом как следствие – возможность приобретать авиа- и железнодорожные билеты по интернету, как раз с помощью этих карт. Но это, наверное, уже не столь важно. Главное – человек перестал иметь дело с бумажками.

Мы совсем не думаем о том, чем обеспечен этот наш комфорт. И что без какого-то суперсовершенного механизма договоренностей между банком, платежной системой, поставщиками тех или иных услуг и еще бог знает кем, без технической, программной основы для всех этих решений пользование пластиковой банковской картой было бы невозможно. Это целая индустрия, скрытая от глаз потребителей, целое подземное царство, закулисье в театре экономики. И хотя это безумно интересно, но нам не столь важно, ведь нас интересует только конечный продукт – спектакль на самой сцене, где идет представление, в котором вы платите с карты, платеж проходит, вы получаете вашу покупку.

Мне казалось, что о банковских картах и неограниченных возможностях ее использования я, как финансовый журналист, знаю все или почти все – именно поэтому мне уже интересно только «закулисье». Но когда я начала работать над этой статьей, я поняла, насколько мои знания несовершенны. Для меня это практически фиаско!

История первая. Моя дочь обладает даром находить самые дешевые авиабилеты на свете, даже таких, каких, кажется, вообще в природе не существует. Этими ее способностями не без удовольствия и безвозмездно пользуются все родственники, друзья и знакомые в любое время суток. Причем их маршруты неисповедимы.

Однажды дочь, как заправский фокусник, вытащила билет из Сети моей сестре, проживающей на Украине. Сестра пробовала купить его через интернет – не получилось, платеж не прошел. Расплатились моей карточкой. При этом я была в одной стране, она в другой. Она пытается перевести мне деньги за билет через сайт своего банка. Тщетно!

Я ей объясняю: «Значит, у тебя локальная карточка (хотя лого одной из международных систем на ней значится), ничего не получится». А она мне доказывает, что банковская система на Украине продвинутая и предполагает такие переводы денег – с карты на карту.

Развязка была такой: ей пришлось выпустить новую карточку, функционал которой предусматривает расчеты в интернете и международный перевод на другие карты. А до этого она владела картой, с которой эти вещи проделывать было нельзя.

Совет: всегда интересуйтесь у банка – какими возможностями будет обладать ваша карта.

История вторая. В этих трех абзацах могут поместиться тысячи подобных историй, которые происходят в наши дни и касаются взаимоотношений банков и клиентов. Будьте бдительны!

Суть вот в чем: обзаводится человек банковской картой, активно пользуется ею, а на каком-то этапе, пока еще срок действия карты не закончился, интерес к этому технологическому фетишу пропадает. Например, у человека нет необходимости пополнять карту, или он предпочитает наличные расчеты – они для него более понятны, или он не может войти в личный кабинет на сайте банка, выдавшего карту…  Причин может быть много. И человек просто забывает о ее существовании.

Но банк не забывает. У него автоматизированная система, которая, конечно, начислит деньги за годовое обслуживание карты, снимет эти деньги, а если необходимой суммы нет, то начислит долг и пеню, пеню, пеню.

Совет: не пользуетесь картой – уведомите об этом банк и сдайте ее. Чтобы потом не было больших и неприятных неожиданностей.

История третья. Ура! Мы летим в Рим. По договоренности с подругой я оплачиваю гостиницу, она арендует автомобиль. Нам действительно хочется быть мобильными в самом Вечном городе и посмотреть окрестности, а вдобавок заглянуть в Неаполь, Флоренцию, Венецию.

Уже в аэропорту по прилете на стойке оформления автомобилей в аренду нас настигает первый итальянский сюрприз: карточка, по которой следует оплатить аренду авто, должна быть не дебетовой, а кредитной, и, кроме того, цифры на ее лицевой стороне должны быть выпуклыми. Это не прихоть отдельно взятой автокомпании, а, похоже, общее правило, имейте в виду!

У подруги – пластик с плоскими цифрами. Я достаю свою испанскую карточку (выпущена в Европе), но, увы, – то же самое. Деньги на карте есть, но платеж невозможен, потому что цифры не выпуклые. Из дальнего кармашка своего портмоне достаю карту казахстанского банка, мало надеясь на чудо. О, повезло!

Совет: нельзя рассчитывать на везение, особенно в чужой стране. Проведите ревизию своих банковских карт, как это сделали мы с подругой после случившейся с нами неприятности.

Основы понимания

Прежде всего, все эмитированные банковские карты делятся на дебетовые и кредитные. Обычный клиент банка в этом совершенно не разбирается. Он все банковские карты называет «кредитками», а это величайшее заблуждение. И полагаю, что в нем находится каждый второй клиент казахстанских банков. Поэтому давайте проштудируем основы.

Дебетовая карта – это банковский счет, привязанный к кредитной карте. Ее владелец вносит личные средства на свой банковский счет (это может быть и карта, полученная по месту работы как зарплатная) и получает право распоряжаться собственными средствами, которые поступают на карту. Можно расплачиваться за покупки в розничных сетях или через интернет, оплачивать «привязанные» к карте услуги ЖКХ, сотовой связи, телекоммуникационные.

Кредитная карта – это совершенно другие возможности. Ее название говорит само за себя. Банк, эмитировавший эту карту, предоставляет на нее кредитный лимит, заранее оговоренный с владельцем этой карты. Если владелец карты делает покупки с помощью этой карты или, возможно, снимает наличные деньги через банкомат, то он, получается, берет деньги в кредит у банка и, естественно, в дальнейшем обязан погасить и возникающую задолженность, и проценты по ней.

Информацию о том, какая это карта – дебетовая или кредитная, на самой карте, естественно, не найти. Облик пластиковых карт унифицирован. Просто, заключая договор с банком о выпуске карты, нужно знать ее особенности и отдавать себе отчет в том, на что вы подписываетесь.

Но тип карты – это лишь начало. Нужно знать, что есть карты экономкласса, которые обслуживаются только в стране проживания, международные карты, ну и, конечно, карты, подчеркивающие статус ее обладателя.

Когда-то я считала карты статуса Gold, Premium,VIP – недоступными и суперэлитными. Это так, но лишь отчасти. Вопрос практически заключается лишь в том, какую сумму вы готовы оплачивать за обслуживание этой карты в год. Но если подсчитать, какие выгоды вы получаете благодаря этой карте в покупках и путешествиях – это и скидки, и бонусы, то окажется, что она выгодна для любого человека. Для того, кто действительно не сидит на месте, а хорошо зарабатывает, обожает новые впечатления и активно познает мир – прежде всего, в путешествиях.

Так что свой статус можно определять самому – все зависит от вашего желания и возможностей по программированию общественного восприятия. 

Со статусом определились. Но первоначально важно не только это, еще важнее – какие условия предоставляет банк-эмитент своим клиентам. Обо всех условиях вам расскажет менеджер банка, и не стесняйтесь задавать вопросы так, чтобы для вас не осталось ни одной неясности.

Об условиях Банка ВТБ (Казахстан)

При оформлении кредитной карты в первую очередь обращайте внимание на то, какой льготный период погашения определен банком. Обычно это один календарный месяц, но, например, Банк ВТБ (Казахстан) предоставляет кредитный период в течение двух месяцев. Это дает клиенту возможность использовать деньги банка без выплаты процентов в течение этого времени – просто потом надо будет погасить основную задолженность. А в течение этого срока вы абсолютно безвозмездно можете распоряжаться деньгами, которые, по сути, взяты в кредит!

Большинство банков на казахстанском рынке хотя и предоставляют своим клиентам кредитные лимиты, но очень сильно их ограничивают, делают их чисто символическими – речь, как правило, идет о сумме 100-200 тысяч тенге. В случае с ВТБ кредитный лимит может достигать 2 млн тенге, что превращает эту услугу в полноценное и выгодное кредитование. Причем срок кредитования составляет до 36 месяцев. Но если вы погашаете израсходованную сумму в течение двух месяцев, то процентов, как сказано выше, не платите. И, что очень важно, кредитный лимит опять становится доступным сразу после погашения.

Это очень конкурентное предложение, в которое «вшита» и вполне адекватная процентная ставка, и возможность досрочного погашения. А дополнительные скрытые комиссии, которыми грешат игроки финансового рынка в Казахстане, просто отсутствуют.

Текст: Ирина Галкина

PS.: Подробную консультацию о кредитных картах в Банке ВТБ (Казахстан) можно получить в любом отделении Банка ВТБ (Казахстан) или позвонив по телефону 5050 с мобильного телефона (звонок бесплатный). Также есть информация и на сайте: http://www.vtb-bank.kz/individuals/kreditovanie/

Партнер проекта «Финдевичник» – Банк ВТБ (Казахстан)

Банк ВТБ (Казахстан) является дочерним предприятием публичного акционерного общества «Банк ВТБ» (Российская Федерация, Санкт-Петербург).

6 марта 2018 года S&P Global Ratings повысило долгосрочный кредитный рейтинг ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) с «ВВ» до «ВВ+» и подтвержден его краткосрочный рейтинг на уровне «В». Прогноз изменения рейтингов – «Стабильный». Это самый высокий рейтинг среди местных банков.

На финансовом рынке Казахстана работает с 2009 года. В настоящее время реализует новую стратегию, предполагающую гармоничное развитие всех сегментов банковского бизнеса.