Картинка
Звездный стиль

Платья за 7 тысяч долларов и весом 35 кг: казахстанский дизайнер Наиль Байкучуков в цифрах

21 октября мне исполнится 34 года, из которых 20 лет я шью. С детства я рисовал и шил куклам одежду, просил дарить мне кукол, чтобы я оттачивал свое мастерство. Я был в седьмом классе, когда мама научила меня шить. Я учился на дизайнера, специально обучался конструированию и пошиву платьев с пайетками, камнями, стразами.

Из 24 часов в сутках посвящаю работе по 12–14 часов. Она занимает 80% моего времени. Да, я пробовал себя и в смежных отраслях – обучался на курсах визажиста, мастера по волосам, но никогда в сфере красоты не работал. Получается, что я вообще никогда никем не работал, только дизайнером платьев.

Причем начинал дома, потом открыл небольшое ателье и дальше начал развивать свое дело. Я очень люблю свою работу – стоит мне полентяйничать пару дней, и мне сразу становится скучно, хочется бежать в цех и творить. Стараюсь делать все, что от меня зависит, ищу интересные решения, реализую новые идеи. Я очень благодарен судьбе, что мы подружились и стали вместе работать с Динарой Сатжан - она придала мне сил и уверенности в творчестве и бизнесе. Мы также вместе работаем и открываем шоу-румы с Аидой Кауменовой. 

В 14 лет я выиграл свой первый дизайнерский конкурс, который назывался "Мастера нового века" и проходил в Бишкеке. Я был единственным школьником среди участников-студентов. Меня взяли на конкурс в виде исключения, а я взял и выиграл. С тех пор создание нарядов стало моей страстью и основным делом в жизни. Кстати, на мой взгляд, тогда уровень дизайнеров был выше. Сейчас в странах СНГ очень много дизайнеров одежды, но среди них много "мишуры".

Примерно 1000 тенге я получил в качестве оплаты за свое первое платье. К сожалению, точную сумму не помню, но примерно так. 

За 20 лет я принял участие примерно в 100 показах – в среднем по 5 показов в год.

У меня открыты 3 магазина – в Астане, Алматы и Бишкеке. Концепт всех магазинов схож – вечерние и свадебные платья, уютная, красивая обстановка, мягкая мебель – все, чтобы было настроение выбрать подходящее платье не торопясь.

7000 долларов – такова самая высокая цена за сшитое платье от моего бренда Nayil Baikuchukov. Безусловно, оно было на заказ. Надеюсь, это не предел.

35 кг – вес самого тяжелого платья из тех, что я сделал. А в среднем вес наших платьев – 3 кг. Пайетки, бусины, камни мы заказываем килограммами. И если платье весит 20 кг, то 12 из них – это фурнитура. Время изготовления платья зависит от сложности пошива. К примеру, люневильская вышивка занимает два месяца.

10 часов у меня ушло на самый быстрый пошив платья. Так получилось, что девушка заказала пышное платье в камнях. Но перед самим торжеством передумала и захотела наряд без камней. Я привык, что у девушек меняется настроение и они могут внезапно передумать. Даже если изначально было задумано платье зеленого цвета, то в любой момент вполне можно услышать: "А почему вы не предложили мне сшить красное?" При этом для меня важно уложиться в бюджет клиентки, и первым делом мы решаем этот вопрос, чтобы избежать недопонимания.

300 метров фатина потребовалось на создание одного из наших свадебных платьев. Это стало рекордным расходом ткани в моей практике.

16 образов из "Черной коллекции" я представил на прошедшей Неделе моды Kazakhstan Fashion Week осень-зима 2018/2019 в Алматы. Обычно я не называю свои коллекции, ведь это всегда вечерние образы. Но у этой коллекции название так и просилось. При создании платьев мы учитываем особенности нашего менталитета, поэтому чаще всего это платья в пол. Мы создаем не просто красивые наряды, а эффектные, востребованные и продаваемые.

30 дней мне понадобилось, чтобы сшить "Черную коллекцию". Главное – создать образы, а шьем мы быстро. Помимо коллекции у нас есть производство формата масс-маркета и индивидуальных заказов. У меня высокая работоспособность, впрочем, как у всех, кто занимается любимым делом.

Открою секрет – примерно через месяц у нас в магазинах будут продаваться не только платья, но и вечерняя обувь: туфли и ботфорты из люксовых материалов, ткани и кожи. По цветовой гамме это будет обувь из золота, серебра, бордо и изумруда. Специально к этой обуви мы отошьем более короткие по длине платья.

20–35 лет – это средний возраст моих клиенток. Это девушки и женщины, которые хотят выглядеть женственно и эффектно. И в основном нам везет с фигурами клиенток. Многие из них – выпускницы, артистки, невесты, но как-то даже была сотрудница полиции. Мне приятно, что в моих платьях у девушек случаются судьбоносные события – предложения руки и сердца, проводы невесты, свадьбы. Женщины хотят нравиться мужчинам, а мужчины любят глазами. И я знаю, как порадовать этот глаз.

40 человек работает у нас в команде. В ателье в Алматы – 10 человек, в Бишкеке – 30 человек. Подбором персонала я занимаюсь сам. Обычно набираю сразу несколько человек на испытательный период, который длится одну неделю. Этого достаточно для меня. Я, как профессионал, сразу вижу, на что человек способен. Безусловно, важны моральные качества, потому что это работа в коллективе.

У нас работают в основном девушки,  портных-парней всего двое. Но это не потому, что мужчины плохо шьют, а просто в нашем обществе есть парадигма: портной считается женской профессией.

Мне самому было сложно адаптироваться – в наших реалиях профессия портного для мужчины считается несерьезным занятием. Немногие мужчины готовы открыться и заявить о том, что им нравится шить. В Европе все иначе, поэтому там и больше дизайнеров-мужчин.

5900 км от Казахстана – это самое далекое расстояние, куда отправилось мое платье – его увезли в Италию. Платья от нашего бренда носят во многих других странах. Я очень горжусь тем фактом, что супруга президента Чехии на официальном приеме в Астане была в нашем платье. Но мои самые верные клиентки из Алматы, Астаны, Бишкека и Москвы.

3 квадратных метра – такова площадь моей личной гардеробной. У меня был период, когда мне самому очень нравилось наряжаться. Сейчас мой стиль более практичный, не ультрамодный. Мне важно, чтобы было удобно, красиво и комфортно. Часто на работу я хожу в спортивном стиле: он обеспечивает мне свободу движений, а это важно, когда нужно подрезать подол платья или замерить длину.

Около 500 платьев я сшил на сегодня. Дизайн платьев – это всегда кооперация с клиентом. Я вижу женщину в одном образе, а у нее может быть совершенно другое представление о себе. Поэтому я всегда прошу подсказать, что ей самой нравится и чего хотелось бы. Не скрою, самые шикарные платья получаются, когда мне говорят: "Я вам доверяю!" И наоборот, очень тяжело работать, когда все время контролируют меня – такое платье получается "сухим". Я знаю, что для меня лучшая реклама – это сарафанное радио. Когда ко мне обращаются после того, как кто-то увидел мои платья на других. Это лучшая похвала.

Автор: Айман Кази

Фотографии с показа с KFW Наиля Вагапова