– Мне все время хочется сохранить то, что у меня есть. А пока мы живем – мы верим. Верим в то, что все будет хорошо. Все будут здоровы и счастливы. Не будет войны. Стихии обойдут нас стороной. Так верили люди и триста, и двести миллионов лет назад. И чтобы вера в удачу была сильнее, мы придумываем себе приметы и талисманы. Счастливые номера, удачные дни недели, благоприятные знаки природы, – рассказывает Лейла.
Серия картин «Көз тимесін» («Оберег») создана автором в Казахстане и Австрии. Формы и орнаменты амулетов и талисманов восходят к археологическим исследованиям, а трактовка их цветовых решений обусловлена эмоциональным фоном в процессе написания картин. На вопрос о значении красного цвета, который фигурирует во всех картинах, современный казахстанский художник ответил следующее:
– Красный цвет – это сила, огонь. Власть меня сама по себе совсем не интересует. Мне нужна сила, а сила нужна для того, чтобы ее отдавать, делиться с другими людьми.
Отдельным разделом выставки являются картины, посвященные наследию Абая Кунанбаева. Цитаты из «Қара сөздер» помещены на галактически абстрактные пространства холстов в дань уважения философии учения Абая. По словам Лейлы Махат, из всего разнообразия настольных книг именно «Қара сөздер» в ее семье занимает первое почетное место на книжной полке. Картины лошадей на протяжении многих лет являются источником творческого вдохновения для казахстанского галериста. Статичность и движение, яркость палитры и графичность композиции – Лейла Махат решает исполнительные задачи неожиданным образом, применяя различные техники живописного письма, которые вы можете наблюдать в персональной экспозиции.
На выставке представлена и другая серия работ под названием Woman in Art. Портреты известных женщин-художников и неизвестные натурщицы эпохи Ренессанса объединены в подборку работ, посвященных женщине как участнику созидательного процесса.
– Человек, который является моим куратором по европейским проектам – доктор Герберт Фродл – заставил меня понервничать при нашей первой встрече. Его реакцию на свои работы я не забуду до конца жизни. Доктор Фродл зашел ко мне в мастерскую и в течение двух с половиной часов разглядывания моих картин и графических работ молчал. Потом он сказал: «Ауфидерзейн», сел в машину и уехал… Этот шок, который я в течение двух часов переживала, я не забуду никогда. Я – никому не известная как художник в Вене… И легенда мира искусства только что долго рассматривал мои работы и… Ничего не сказал… Затем я узнала, что его молчание продолжалось половину пути до галереи. После чего доктор Фродл сказал: «Да! Я буду ее куратором. И ее выставку я буду делать сам. И я сам отберу ее работы для этой выставки. И я сам выстрою экспозицию. И я сам открою эту выставку!» – делится воспоминаниями Лейла Махат.
Лейла Махат является автором и куратором казахстанских международных проектов. Выставки произведений художника проходили в музеях и галереях Казахстана, России, Соединенных Штатов Америки, Италии, Чехии, Словакии, Японии, Китая, Бангладеша, Индии, Нидерландов, Австрии, Германии, Молдовы, Турции, Словении, Латвии и Румынии.
Оксана СОЦКАЯ