Картинка
Успех и деньги

Карьерный тупик: я не хочу заниматься тем, что умею делать

Иногда карьера заходит в тупик. Ты просыпаешься президентом какой-нибудь небольшой, но гордой страны с огромным ВВП на душу населения и вдруг осознаешь, что больше не о чем мечтать. Но в этом случае только попробуй пожаловаться. И в следующей жизни проснешься простым клерком в бедной стране. Мироздание — профессиональный мститель.

Обычно все гораздо прозаичнее. Карьерный кризис наступает «чуть за 30». И дело вовсе не в том, что ты добился всех высот мира, владеешь небольшим заводиком и огромным пароходиком. Ты вдруг теряешь уверенность, что хочешь заниматься «делом твоей мечты».

Все начинается еще в университете, когда тебе отчаянно хочется работать. Например, плести венки. Сначала ты подаешь цветы для венков, потом тебе доверяют плести кусок венка — и ты счастлив! Со временем венки становятся все совершеннее, рука набита и ты начинаешь использовать не только одуванчики, но и другие цветы. И вот ты уже начальник небольшого цеха по плетению венков, в котором даешь задания и проверяешь сделанные другими венки. Казалось бы, плети да плети. Но твой цех по плетению венков закрывается.

И вдруг приходит страшное осознание и вопрос, на который ты не можешь дать ответа, — а хочу ли я продолжать это делать?

С одной стороны, ты учился этому пять лет в университете. Потом еще десять лет занимался этим пять дней в неделю. Серьезный срок, который вроде как убеждает тебя в том, что именно это — дело всей твоей жизни. Но ты уже сплел столько венков, что тебе хочется заниматься всем, чем угодно, только не этим. Надежный способ разлюбить мороженое — есть только его в течение нескольких лет.

Но в случае с венками есть и еще один подвох: ты больше ничего не умеешь. Ты все десять лет совершенствовал свои знания в плетении венков: слушал вебинары, смотрел венки, сделанные в разных странах мира, прислушивался к профессионалам и настойчиво прокачивал этот навык в себе. Сегодня ты — профессионал. Профессионал, который отчаянно не хочет заниматься тем единственным делом, которое умеет делать.

Конечно, всегда можно броситься в пучину поиска себя и смысла жизни: закрыть депозит и съездить в индийский ашрам, пойти на курсы кройки и шитья, записаться на онлайн-курс «5 шагов к миллиону», изучить все вакансии газеты «Работа для всех». Хорошо, если в заначке есть сбережения или муж, который терпеливо будет терпеть поиски смысла жизни и оставлять каждое утро деньги на те самые поиски. Хуже, если тебе нужно зарабатывать деньги.

Самые сложные сделки с совестью. А именно их и предстоит заключить, так как ближайшие 30 лет до пенсии нужно как-то скоротать. Внутренний полиграф дает сбои, когда задаешь себе не самые удобные вопросы: «Готова ли я начать учиться чему-то новому, начать с минимальной зарплаты и потратить еще пять лет жизни на то, чтобы продвинуться по карьерной лестнице?”, “Действительно ли я устала делать то, что умею, или меня пугает перспектива поиска новой работы?» Каждый честный ответ — повод к действию. Или бездействию. Все зависит только от банковской смс с суммой остатка на счете. Если не ходить с подругами в кафе и отказаться от голубого платья в полоску на лето, то мне осталось размышлять над этим не больше трех недель.