Картинка
Успех и деньги

Как тратить деньги разумно:
5 простых правил планирования бюджета

Вынуждены в конце каждого месяца переключаться на режим жесткой экономии или влезать в долги? Вам нужно пересмотреть траты. Или начать больше зарабатывать. Если второй вариант по каким-то причинам невозможен, простые советы Comode.kz помогут вам разумнее планировать бюджет.

Правило № 1: Планируйте бюджет на год

Посчитайте, сколько вы зарабатываете в месяц и какая сумма получается за год. А затем распределите все траты. Сколько тратите ежемесячно, на что выделяете крупную сумму раз в год или сезон. Вы должны составить максимально четкое представление о своих доходах и расходах. Например, в холодное время года вы платите больше за коммунальные услуги, а летом позволяете себе отпуск. Все это необходимо учитывать. Распишите, какая сумма уходит ежемесячно на питание, оплату квартиры и уход за собой. Так вы поймете, сколько денег остается после вычета расходов первой необходимости. На что вы их тратите? Тщательно все рассчитав, вы поймете, в каком месяце стоит начать откладывать на отдых, а когда вы сможете позволить себе большие покупки.

Правило № 2. Распределяйте траты

Слышали про формулу семейного бюджета 50-30-20? 50 процентов зарплаты уходит на обязательные платежи (питание, коммуналка, кредиты и прочее). 30 процентов на личные траты – пополнение гардероба, косметики, уход за собой, кафе и занятия фитнесом. А 20 процентов – это неприкосновенный запас. Эту сумму вы должны откладывать ежемесячно, чтобы создать для себя финансовую подушку безопасности. При распределении денег, согласно этой формуле, пригодится анализ трат, который вы делали при планировании бюджета на год – обратитесь к списку и спросите себя, действительно ли все траты были настолько необходимы?

Правило № 3. Разумное потребление

Не ходите в магазин без списка покупок. Перед каждым шопингом определяйте конкретную сумму, которую не будете превышать. Если идете за продуктами, составляйте список на неделю. Так вы обезопасите себя от лишних покупок и не забудете ничего нужного. Отправляясь на модный шопинг, помните, что в тренде разумное потребление, поэтому за одеждой и косметикой тоже лучше ходить с четким представлением о том, что вы хотите купить.

И еще: не стоит забывать, что деньги не падают с неба, вы их зарабатываете своим трудом, поэтому не стоит переплачивать там, где можно сэкономить. Например, если вы видите, что в магазине рядом с домом цены на товары выше, чем в соседнем, идите туда, где дешевле. Может показаться, что 200 или 500 тенге не играют большой роли в бюджете, однако если вы посчитаете, сколько переплачиваете за год, то получится вполне приличная сумма.

Правило № 4: Откладываем – потом тратим  

Если 20 процентов от зарплаты для вас много (вспоминаем формулу 50-30-20), то откладывайте хотя бы 10. Не нужно думать, что вы сможете отправить эту сумму в заначку в конце месяца – вы потратите все. Поэтому откладывайте деньги сразу после их поступления на карту. Заведите отдельный счет, вторую карточку или депозит. Если ваши доходы нестабильны, скажем, вы получаете гонорары несколько раз в месяц, то откладывайте 10 процентов от каждого поступления. К концу года вы будете приятно удивлены тем, сколько вам удалось накопить, и, возможно, сможете осуществить свою заветную мечту, на которую всегда не хватало денег.

Правило № 5: Ставьте цели

Гораздо проще контролировать финансы, когда вы знаете, для чего это нужно. Например, вы хотите накопить на ремонт или первоначальный взнос для ипотеки. Но цель кажется недостижимой, потому что вы не можете ежемесячно откладывать крупную сумму. Однако если вы посмотрите на свои успехи в перспективе, то увидите, сколько денег сможете собрать за год. А какой эта сумма будет через два года? Лучше двигаться к мечте маленькими шагами, чем не двигаться вообще. Кроме того, напомните себе о том, что в условиях современного мира, угрозы очередной пандемии или экономического кризиса жизненно необходимо иметь финансовую подушку безопасности. Для человека, у которого есть ежемесячный стабильный доход, оптимальный размер накоплений на случай потери работы – это сумма, равная трем окладам (если вдруг поиски нового места затянутся на несколько месяцев). Таких запасов у вас нет? Начинайте откладывать. Надеяться на лучшее нужно всегда, но вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, зная, что у вас есть сбережения.

Конечно, не стоит отказываться от всех приятных трат и превращаться в скупердяя, который считает каждую копейку. Планирование и контроль бюджета не должны вводить вас в состояние депрессии. Напротив – мы надеемся, что с помощью этих простых правил и разумного подхода к деньгам ваша жизнь станет спокойнее и гармоничнее.