Картинка
Что, где, когда?

Как правильно играть в асыки? Правила игры

Асыки - это кость коленного сустава овцы, барана, козла, архара или крупного скота - коровы или верблюда. Кость лошади обычно не использовалась, так как ее форма отличается от остальных. Так же, как кость волка. Такие отличные по форме асыки назывались топай. Кости предварительно вывариваются в соленой воде или берутся из употребленной в пищу скотины. 

Так как основная деятельность кочевого казахского народа была связана в первую очередь с животноводством, игры в асыки были широко распространены как среди детей, так и среди взрослых. Существует множество игр с асыками. Но чтобы успешно играть в них, нужно знать виды асыков и их основные положения при выпадении.

Основные виды асыков

Видов асыков существуют великое множество. Вот самые распространенные из них:

  1. Кеней, кентай -мелкие асыки овцы или козы. Созвучный со словом "кішкентай"- маленький.
  2. Сақа - биток, самый главный, крупный и тяжелый асык. Чаще всего кость крупного барана или архара.
  3. Ешкімер - асык козы. Обычно самые мелкие и легкие.
  4. Қойлақ - асык барана. Самый распространенный вид асыка.
  5. Құлжаз - асык самца архара.
  6. Топай, сомпай - асык коровы.
  7. Шүкейт - асык газели.

Оңқай - асык с правой ноги животного, солақай - с левой.

Так же, асыки делятся по внешнему виду: старые, затертые асыки; свежие асыки, на которых еще остались кусочки мяса; обычные "рядовые" асыки; главные битки - сақа, и т.д. У каждого асыка есть своя ценность. Так, за один свежий асык можно получить два рядовых асыка, а за один сақа - два свежих асыка. За құлжаз иногда давали три асыка. Главный же асык - сақа имеет наибольшую цену. Сақа обычно берется из невареных суставов, потому что в процессе варки кость теряет в массе, что плохо отражается на ударной силе. А для большей устойчивости сақа заливается свинцом (или обвязывается медной проволкой). В древности у привелегированных ханских и султанских детей, сақа заливался даже золотом. В казахской народной сказке "Алтын сақа" (золотой сақа) хорошо передана ценность этого асыка. Ради нее мальчик чуть не погибает от рук злой колдуньи. 

Основные положения асыков

Существуют 4 основных положений асыков, соответствующих четырем граням кости:

  1. Алшы - положение асыка на одном из ребер, при котором вогнутая грань асыка с углублением смотрит вверх. Первая по значимости позиция.
  2. Тәйке - положение противоположное алшы. Более ровная грань асыка смотрит вверх. Вторая по значимости позиция.
  3. Бүк - положение асыка плашмя, при котором выпуклая сторона смотрит вверх. Третья по значимости позиция.
  4. Шік - положение асыка плашмя, при котором вогнутая сторона смотрит вверх. Четвертая по значимости позиция.

И три дополнительных положения: омпы - вертикальное положение асыка, при котором острые "рога" лежат снизу, шоңқай - положение противоположное омпы, и редкое положение қынжы (или жантай) - положение при котором асык балансирует на острой грани.

Общие правила игры

У игр с асыками есть некоторые общие правила:

  • все игры в асыками подразумевают участия нескольких игроков;
  • положение алшы всегда наиболее выигрышное, поэтому кидая асык нужно стараться "положить" асык именно в это положение;
  • очередность броска между игроками определяется жеребьевкой: игроки одновременно кидают свой биток сақа (либо один игрок собирает все битки, и выбрасывает на землю). Игру начинает тот, чей сақа выпадет в положение алшы. Если битки нескольких игроков выпадут в положении алшы, то право первого броска разыгрывается между ними. 
  • за единицу измерения "табан" всегда берется растояние, равное длине стопы именно бьющего игрока, тем самым соблюдая принцип справедливости.

Игры с асыками

Играть в асыки можно как днем, так и ночью. У каждой игры есть свои правила, и свои особенности. Есть игры как для маленьких детей, так и для взрослых. Игры с асыками тренируют в человеке выносливость, ловкость, зоркость, смелость, точность и прочие качества. 

Вот лишь некоторые виды игр с асыками: омпы, үш табан, бүгіп алу, көн (жоң), жарып алу, сыпырмай, түртпей, тыштырмай атан, бестас, мергендік немесе шеңбер жасап ату, хан талапай, алты табан, асық қағу, қаршу, алшы, шұбырту, ұпай ұтысу, қол жоң, ат жарыстыру, қошқар соғыстыру, мұз ойнақ, иірмекіл, қақпақыл, сасыр, хан ойыны, аламан хан, асық табысу (асық жасыру), бүк-шік, төрт шүкейт, шомшы, манай и т.д. Рассмотрим некоторые из них.

"Уш табан" (три стопы). Асыки выставляются в ряд - на расстоянии одной стопы друг от друга. Этот ряд называется "кон". Очередность броска определяется описаным выше правилом. Главная цель игры - выбить асыки на расстояние более чем три стопы (табан). В этом случае, игрок забирает выбитый асык себе. Если расстояние на которое улетел асык меньше чем три стопы, выбитый асык остается лежать на месте. Игра начинается со стартовой линии, но каждый последующий удар начинается с того места, куда упал сақа.

"Шеңбер жасап ату" (круг). Вокруг кона чертится круг. На расстоянии 3-4 метров от круга игроки стреляют по асыкам на кону, стараясь выбить асыки за пределы круга. В случае попадания, игрок забирает себе асыки, выбитые за круг, и продолжает стрелять по асыкам в круге. Если при броске он не выбивает асыки из круга, бросает уже следующий по очереди игрок. И так до полного отсутствия асыков в круге.

"Омпа" (омпа). В эту игру обычно играют дети помладше. На расстоянии примерно 20 шагов нужно начертить два кона. Игроки ставят на кон свои асыки. В центре кона один асык стоит в положении «омпы». Выстроившись у черты, игроки по очереди выбивают  асыки на кону. Выбитые асыки игрок забирает себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Побеждает тот, у кого окажется больше всего асыков.  

"Хан ойыны" (игра хана). В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Ведущий игры собирает все асыки в горсть, затем бросает их перед остальными игроками, сидящими по кругу. Один из асыков, обычно покрашенный в красный цвет, является ханом. Игроки должны внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бүк», «шік» или «тәйкі», то ведущий должен аккуратно выбить все близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. «Хана» же можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алшы», то каждый из игроков должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем.

"Хан талапай" (ограбление хана). Это игра для самых маленьких. Игроки садятся полукругом перед ведущим. Ведущий собирает все асыки и со словами "Хан талапай!" раскидывает их перед игроками. Задача игроков - собрать наибольшее количество асыков. Игра учит маленьких детей счету.

"Құмар" (азарт). В игре участвуют не более 5-6 человек. Для игры нужны 4 асыка, покрашенные в разные цвета. Игроки садятся в круг, и по очереди бросают асыки. Цель игры - кинуть асыки так, что бы все четверо выпали одной стороной. Если асыки выпадут сторой алшы - игрок получает 4 очка, если стороной тәйке - 3 очка, бүк - 2 очка, и шік - 1 очко.

"Атбакыл" (наездники). Игра состоит из двух игроков. Один игрок бросает в определенном направлении свой cақа, а другой игрок должен попасть в него своим битком. Если он сумеет попасть, то первый игрок несет его на своей спине до того места, где лежит его сақа. Затем, асык кидает второй игрок, а первый старается выбить его сақа своим битком.

Руководство к первому свиданию
Идеальная пара: как выбрать перчатки
Топ 10 интернет-магазинов