Картинка
Своими словами

Чем старше, тем моложе: Нургуль Ертаева

Если бы я могла обратиться к себе 20-летней, я бы сказала то же, что говорю своим детям: "Салмақты бол". Будь избирательной по отношению ко всему – окружающим людям, поступкам, даже банально питанию. Это не означает, что я была такой неразборчивой в юности. Просто когда подобные вещи тебе говорят родители – в моем случае отец, – их не совсем воспринимаешь. Родительские наставления кажутся старомодным советом человека, который пытается вторгнуться в твою жизнь. А жизнь показывает, что старомодные советы наиболее качественные.

Я не была засюсюканной папиной дочкой. Я просто папина дочь. Мы были очень близки с отцом. Его похоронили 10 лет назад, но он остается для меня Абсолютом.

С мужчинами в какой-то степени легче. На мой взгляд, мужчина вообще по своей психологической структуре проще, чем женщина, и поэтому более внятен, с ним легче договориться. Я довольно внимательная и нежная в общении с женщинами (по крайней мере, мне так кажется), к подчиненной-женщине я отношусь бережнее, чем к подчиненному-мужчине. Не потому, что мужчин не люблю. Просто считаю, что среднестатистический мужчина буквален, воспринимает ровно то, что ты ему говоришь. Женщина же начинает домысливать, придумывать, рефлексировать. Отсюда и анекдоты о женской логике. Я выгляжу как женщина, но мыслю как мужчина. Женщины больше подвержены манипуляциям – через комплименты, лесть. Себя я считаю комплиментонезависимым человеком.

Умею сглаживать углы так, чтобы человеку было со мной комфортно. Пожалуй, это основной данный мне Богом талант. Самой мне комфортно с прямолинейными людьми. Сложные игры меня не привлекают. Даже в случае с банальным торгом я говорю: дайте мне последнюю цену, без ритуальных танцев.

Для близости с человеком требуется не время, а количество событий на единицу времени. Тогда и рождается "ты". Для меня это местоимение – большое, теплое и родное, но вместе с тем "ты" может быть проявлением фамильярности. У меня была долгая история с одной подругой. У нас был сильный эмоциональный коннект. Но, несмотря на это, мы несколько лет преодолевали неспособность перейти на "ты", имея большое к тому желание. Мне нужно было это "ты", как символ доверия. А иной раз, бывает годами сохраненное "вы" не как инструмент дистанцирования, а как проявление уважения к человеку. Другая подруга старше меня лет на десять, у нас совместная история, моя жизнь прожита ею в моих рассказах и наоборот, но я ее так уважаю, что сохраняю "вы". Потому что чувствую, что человек это может воспринять как фамильярность. По-хорошему, это тема для диссертации.

Я все-таки "кондовая" казашка. И плохо реагирую, когда девочки позволяют себе курить рядом с матерями. Где-то в Европе, в другом контексте, это, возможно, естественно. У нас – нет. Должна быть иерархия в отношениях. Я не хочу, чтобы дети были мне друзьями. У меня есть друзья, а дети должны оставаться детьми. Но это не означает, что мои старшие (дочери 18 лет, а сыну – 21 год) не открыты в общении со мной. Я интегрирована в их жизнь. Знаю все, но тем не менее дочь не хлопает меня приятельски по плечу: "Мать, сейчас что-то тебе расскажу".

Я старомодна в том, что касается хороших манер. Для меня перестает существовать мужчина, который может себе позволить сидеть, разговаривая со стоящей женщиной. Мне много чего не нравится. Хотя... В Казахстане на фоне других стран больше условных проявлений уважения. По меньшей мере, у нас в крови уважение к старшему поколению. 

Испытываю слабость к красивым людям и вещам. Красота обезоруживает. Но, тем не менее, нужна одна минута, чтобы понять, продолжает ли внешне красивое оставаться красивым, когда человек открывает рот. Говорит он злую вещь - и все куда-то девается, даже выражение лица меняется. С возрастом мысли отпечатываются на лице.

Не люблю, когда коверкают язык, неважно какой. Вот что за выражение – "по ходу"? При этом мне нравятся диалектизмы, даже матерщина. Главное – оперировать разными арго в контексте. У меня есть друг в Москве, очень известный музыкант, настоящий джентльмен. Он умеет говорить и языком старой аристократии, и на хорошем русском мате – разумеется, не в присутствии женщин. Я услышала случайно, и меня это ничуть не оскорбило, потому что мат был уместен. Считаю это уважением к пространству, как дресс-код. Уважаешь человека, который потратил деньги и время в желании создать тебе настроение – соблюдай оговоренный дресс-код. Считаешь, что над тобой вершат насилие? Зачем тогда ходить к насильнику?

Андрогинное, черно-белое, строгое – это был мой личный дресс-код. Другое дело, что с возрастом меня начал привлекать цвет, понравилось с ним играть. Наверное, что-то происходит внутри.

"Чем старше, тем моложе" – это оксюморон. Я пыталась дать оценку этому несоответствию. Молодею ли я, взрослея? Нет, взрослея, я взрослею. И мне это нравится. Не хочу молодеть. В молодости есть неискушенность, неизбирательность. Молодость естественна в своих ошибках и заблуждениях. Было бы странно, если бы я взрослела, а у меня выпукло проявлялись черты характера, свойственные молодым. Это даже не стагнация, а деградация. А если ставить вопрос в плоскость внешней формы, тогда это кокетливый оксюморон. Молодое тело, как бы усердно ты ни занималась спортом, не переплюнуть. Взрослому организму бесполезно с ним тягаться. У меня нет ощущения, что я моложе своего возраста. И слава Богу. Я к этому не стремлюсь.

Я считаю, ногти, ресницы и волосы не стоит клеить ни в каком возрасте. А во взрослом – особенно. Дуть губы, имея внуков, нелепо. Это образ 18-летней нимфетки, и точка. Есть люди, которые живут театром имени себя, вроде Анны Делло Руссо. Но это профессия. Ее внешний облик – продуманные шаги. А когда некая городская сумасшедшая, не имеющая отношения к моде или театру, проделывает то же – это неэстетично.

Внешность – проявление того, как ты себя воспринимаешь внутри. Вот Перельман – бомж бомжом со стороны. И внутри у него полное отрешение от всего, кроме математики. Но был и Эйнштейн – человек, наполненный наукой, но при этом пижонистый. Даже эти фото с высунутым языком – проявление пижонства.

Мне не нравятся плохие копии. Когда берут образ, считывают, а что внутри – непонятно. Стало много Пэрис Хилтон, Ульян Сергеенко, Ксений Собчак. Еще не найдя своего "я", человек его теряет. Лучше уж небрежность Перельмана, чем быть чьей-то копией, когда внешнее довлеет над внутренним.

От чего я никогда не откажусь ради поддержания формы? От клубной карты в спортзал. Все остальное можно пережить, справиться самостоятельно. Упражнения тоже можно дома делать, но я так устроена – дома буду филонить. Что касается ухода, недорогие качественные кремы не так уж отличаются от люксовых версий. Люкс вынужден платить за рекламу и содержание торговых площадей.

Я не думаю, что ухоженность находится в заложниках у денег. Она скорее заложница лени. Если у женщины есть потребность быть ухоженной, она изыщет возможность. А можно оправдываться так: "У меня нет денег, конечно, ей-то с ее капиталами легко". У меня есть родственница – я ее очень люблю, – но всякий раз, когда звоню ей, она жалуется, что у нее плохо, а у соседа хорошо. И хорошо у него не потому, что задницу с дивана поднял, а потому, что у нее все плохо. Человек буквально воспринимает закон сообщающихся сосудов. При этом она много лет не работает, находя множество оправданий – от ревности мужа до необходимости ухаживать за детьми, которым уже по тридцать-сорок лет. В системе подобных оправданий часто фигурируют мужчины. "Конечно, она (тут обычно вставляют матерное слово) умеет ими вертеть. А я честная. А у нее все это есть не потому, что она заслужила". Не спорю, и таких женщин достаточно в обществе. Но и они ведь не ленятся. Профурсетки не материализуют Ротшильда из воздуха, лежа на боку. Как минимум работают над своей внешностью и ходят куда-то.

Не скажу, что мне уж очень нравится светская жизнь, но и говорить "О боже, это такое болото" не буду. Потому что это мое болото. Другой данности нет. А я умею этой данности если не поклоняться (по Бродскому), то воспринимать ее и адаптировать под себя. Есть такие дамы: "Ах, как мне все надоело". Надоело, не ходи. Мне – нет. А когда надоест, я просто перестану это делать. Еще, буду откровенна, мне нравится наряжаться. Но я не могу нарядиться и ходить по кухне слева направо. Это будет, как минимум, непрактично.

Есть странные проявления в светской тусовке – когда два человека не здороваются друг с другом, ждут, пока это сделает другой. Пухнут от осознания собственной значимости. Я в такие моменты забавляюсь, представляя себе пространство, которое заполняет дрожжевое тесто.

Из литературных персонажей я ассоциирую себя с профессором Преображенским и профессором Хиггинсом. В моей жизни периодически появляется какая-нибудь/какой-нибудь Элиза Дулиттл.

Моя история с Фейсбуком и Инстаграмом закрыта. Первый, на мой взгляд, стал площадным, и почти каждая дискуссия скатывается к переходу на личности. Хотя в свое время благодаря этой соцсети я познакомилась с интересными людьми, и благодаря Фейсбуку, в определенной степени, вышла книга "Вечное небо казахов". (Нургуль финансировала публикацию исследования казахской мифологии за авторством культуролога и мифолога Зиры Наурзбаевой – прим. ред.). Второй стал отнимать время и кормить мое женское честолюбие: "Ах, посмотрите, как я сегодня выгляжу". Были у меня и другие фото, к примеру, с выставок или из театров, но они не находили такого отклика. Я поймала себя на мысли, что людей в основном привлекает то, что связано с look'ом. Но, как быстро втянулась, так же резко и прекратила. Потому что меня этот вирус самолюбования в себе испугал.

Я от природы ленивый человек, но при этом дисциплинированный. Если не буду себя держать в тонусе, могу лежать, читать и ничего не делать. Мне уже за сорок, но когда я просплю дольше положенного, в голове звучит голос покойной бабушки: "Двигайся!" У нее была еще одна фраза. Если ее дословно перевести на русский язык, она будет звучать так: "Что лежите и воняете?" Я все спрашивала: "Апашка, почему сразу воняем? Чем мы можем вонять? Мы же не пьяные моряки". А она: "Дорогая моя, когда у тебя с утра зубы не чищены, ты, думаешь, розой пахнешь?" Она имела в виду, что надо встать рано, принять душ и запустить таким образом в организм жизнь. Я теперь ее понимаю: "покой" и "покойник" – однокоренные слова. А трупы, пардон, пахнут. В понимании моей требовательной и чистоплотной бабушки все, что находилось в лежке, – было явлением застойным.

Когда вы начинаете разговаривать с собой словами своих предков – это признак того, что вы взрослеете. Представляете, вам сорок или пятьдесят, а вы все еще максималист и нигилист. Это прекрасно в 20, но позже – это уже инфантильный идиотизм. Всему свое время. Смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный.

Я преданно люблю женщин, у меня много подруг. Но если разочаровываюсь, могу смотреть сквозь человека. Папа меня порицал бы, он был очень великодушным. Я не то что не умею прощать – не умею вновь очаровываться. Но считаю, что разбрасываться мной как другом – глупо. Потому что я умею дружить. Думаю, и для мужа я в первую очередь друг.

К вопросу о пресыщенности: у меня за 12 лет совместной жизни ее нет. Потому что я своего мужа все еще не знаю до конца, он не перестает меня удивлять. Вообще, у "пресыщенности" плохая коннотация. Искушенность – это другое дело. Вот простой пример. Как можно судить об устрицах, не попробовав их? Изучив вопрос, вы понимаете, что устрица – не просто устрица. Есть "фин де клер", "белон", "жирардо". А у того же "фин де клер" есть номера: 1, 2, 3. Вы начинаете разбираться в нюансах вкуса и есть устрицы под определенное вино. А пресыщенность – когда перед вами ставят корыто устриц и вы ими так обожретесь, что уже ничего не хотите.

Если женщину воспринимают с одного ракурса, то повторяется история с устрицами: сел, наелся, заскучал. Впрочем, тут может быть и вина женщины. Есть такая ситуация – он уходит, потому что она осталась на прежнем уровне развития. Тут начинают возмущаться: я все делала для семьи и кашеварила, пока ты работал и развивался. "Я тебе отдала молодость". Как, простите? Из кармана достали и отдали? Вы же проживали этот период с этим человеком? А если жили, не желая этого, было ли это честно по отношению к мужчине?

Выражаем благодарность за предоставленные фотографии buro247.kz

Лария Джакамбаева: сделано в Казахстане, сделано с любовью!
Все самое важное я узнала в семье.
Моя жизнь стала иной и невероятной...