Колючая проволока, дома на сваях и львы, которые так и норовят запрыгнуть тебе на спину: что еще мы хотим знать о Кении – стране, в которой растет такой знакомый и любимый нами чай «Пиала Gold». О своей первой поездке в эту загадочную страну и о том, как кенийский чай нашел дорогу в Казахстан, рассказывает создатель бренда «Пиала Gold» Тимур Калтаев.
В Кении многое может показаться для нас странным. К примеру, вы приезжаете на пляж в Кении. Он действительно похож на рай. Но туристов нет! Если бы такая красота была в Турции или Эмиратах, то там негде было бы шагу ступить. А у них пусто. Потому что места считаются опасными из-за диких животных и из-за металлических проволок, разделяющих территории враждующих кланов. Напряжение чувствуется, туристы этого боятся.
Поэтому там ездят на джипах: не чтобы показать свой достаток, а чтобы лев не запрыгнул на спину. Африка загадочна и она может быть очень разной: и крайне опасной и бесконечно гостеприимной. Всего за доллар ты можешь съесть огромного лобстера, который выловлен в пяти минутах ходьбы от тебя. Этот морской деликатес в Париже будет стоить 100 евро. В то же время ты всегда помнишь о такой угрозе, как змеи или опасные насекомые. Ну и львов никто не отменял.
Много загадочного и в городском укладе жизни: главную улицу могут перекрыть в одиннадцать вечера, хотя это – основной путь в аэропорт. А почему закрывают? На ней живет мэр города и он требует, чтобы гул машин не мешал ему спать. За тишину отвечают охранники с автоматами. То есть власть имущие в Кении могут распространять свою власть на все.
Я отправился в Кению изучать чайные плантации, мы остановились в небольшой гостинице. Ее сложно было назвать гостиницей – всего два номера на втором этаже. А первого этажа просто-напросто не было! Был вестибюль, который стоял на сваях, а между этих свай текла маленькая речушка! С точки зрения знакомства с дикой природой, когда все это скрипит, качается, дует ветерок – это прекрасно. В то же время ты невольно думаешь, что сейчас эта «избушка на курьих ножках» развалится. Ночью я услышал шорох, вышел посмотреть, а это, оказывается, звери пришли на водопой. Представляете, это была львица с львятами. Буквально через три минуты после них пришли антилопы. И ведь они как будто друг друга чувствуют! Львица не стала трогать антилоп. Потом и слоны приходили. В общем, как у Корнея Чуковского в сказках: спать я спокойно не смог.
В такие моменты я понимал, что в мире дикой природы вовсе не все так уж страшно, там есть порядок даже у хищников, когда львица дает попить воды антилопе. Странно, что люди – такие высокоразвитые существа – вполне могут нарушать ими же установленные правила.
Такое погружение в реальную действительность помогло нам понять и по крупицам собрать определенный образ продукта, который нам нужен. Для меня это было очень важно, ведь нам пришлось создавать в Казахстане совершенно новый продукт – кенийский чай. Это даже звучало как минимум смело и почти невообразимо. Сейчас чай из Кении – самый популярный среди казахстанцев: его пьют 45% населения (остальные приходятся на цейлонский и индийский). Почти половина людей выбрали кенийский чай для себя – это значит, мы угадали!
Но тогда у нас были огромные риски, потому что мы запускали производство в масштабе страны. И мы отдавали себе отчет в том, что кенийский чай могли бы не принять на нашем казахстанском рынке. У того же индийского чая гранулы определенного размера, к которому привык потребитель. Гранула кенийского чая в три раза меньше по диаметру. Листового кенийского чая не бывает, потому что структура листа очень хрупкая. Но нам хотелось, чтобы люди перешагнули через эти шаблоны и рискнули попробовать вкус этого чая. Он действительно особенный.
Кстати, большое заблуждение, что гранулированный чай – это низший сорт. Это не чайная пыль, ее столько не бывает. Просто существуют различные технологии обработки листа. Он более однородный, внешне выглядит красивее, лучше подходит для транспортировки, а также хорошо сохраняет все свои качества. Листовой чай со временем превращается в труху. В грануле больше экстракта. У гранулы большая площадь соприкосновения с водой. На самом деле гранула может быть дороже и качественней, чем лист.
Именно высокое качество отличает кенийский чай, с каждым годом он становится все более популярным в мире и в Казахстане. Высокогорные чайные сорта считают экологически чистым продуктом, их листья обладают нежным удивительным ароматом.
Для нас, казахстанцев, чай – не напиток, это существенная часть еды. Как было в советское время, так и осталось: первое, второе, третье. Чай – это третье. Без третьего мы не обходимся. В Европе обходятся: у них есть первое, второе и что-то в стакане – вода, сок, все, что способно утолить жажду. Хороший чай не просто утоляет жажду, он способствует пищеварению, ускоряет его, прочищает желудок. Люди веками пьют чай, потому что у него есть сильные антисептические свойства. Но чай растет только в тропиках и субтропиках, значит, в Казахстане его выращивать не получится. Соответственно, только привозить – из Кении или Индии, идеально подходящих для выращивания чая.
У нас все события происходят за чашкой чая. Будь то беседа с подругой, семейный ужин или романтическое свидание. А именно кенийский чай отличается сбалансированным, гармоничным вкусом с легким терпким оттенком с приятным ароматом и неповторимым янтарно-красным цветом настоя. То, что такой чай хорошо сочетается с молоком, еще сильнее сблизило наши далекие друг от друга страны. В Кении теперь тоже знают про Казахстан. Про то, как мы требовательны и преданы этому напитку. Про наши высокие горы – кенийский чай тоже растет высоко в горах. В общем, несмотря на колоссальные различия в культурах, мы похожи. Потому что любой человек, где бы он ни жил, мечтает о спокойном вечере в кругу семьи, где после работы он получит радость общения с родными и чашку ароматного чая.
Партнером цикла «Чайные истории» является компания RG Brands с брендом «Пиала Gold».