Суды стали гуманнее к женщинам
Комментирует заместитель начальника учреждения Ла-155/4 по воспитательной работе, майор юстиции Болат Аманов.
Три года назад наша страна взяла курс на гуманизацию наказания. Что изменилось с тех пор в условиях содержания осужденных женщин?
В связи с изменением действующего законодательства суды стали гуманнее относиться к женщинам. Они уже не сажают их пачками, как раньше, а стараются при наличии смягчающих вину обстоятельств приговаривать к условным срокам наказания, ограничению свободы и штрафам. Основная цель гуманизации наказания сводится к снижению численности тюремного населения нашей страны, возможности дать оступившемуся человеку исправиться, не лишая его свободы.
Поэтому во всех колониях за три года снизилось число осужденных. Например, у нас в Жаугашты сейчас содержится около 500 женщин вместо 800, как в 2014 году. Кроме того, значительно улучшились бытовые условия содержания и улучшилась материально-техническая база. Так что все условия для перевоспитания осужденных у нас созданы, было бы с их стороны желание выйти на свободу с чистой совестью.
Видят ли эти изменения проверяющие инстанции?
Нас периодически проверяют разные казахстанские ведомства. Плюс посещают представители международных правозащитных фондов, иностранных посольств и отечественных НПО. К примеру, где-то месяц назад в Жаугашты побывали алматинские правозащитники Марианна Гурина и Ардак Жанабилова. Никаких особых нареканий и замечаний в адрес администрации нашего учреждения не поступило. В любой момент осужденные могут обратиться с жалобой к начальнику колонии или позвонить с таксофона в надзорный орган за защитой своих прав!
А что в Жаугашты делают дипломаты?
Сотрудники иностранных дипмиссий, аккредитованных в Казахстане, проверяют условия содержания и соблюдение прав своих соотечественников. К нам ведь часто попадают граждане из ближнего зарубежья – России, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана и Таджикистана. Иногда из дальнего зарубежья, чаще всего, из КНР. Дипломаты раз в год навещают их главным образом, чтобы узнать – не хотят ли они перевестись на Родину и отбыть оставшийся срок наказания там. Недавно из Жаугашты этапировали на Родину российскую гражданку, успевшую отсидеть у нас семь лет из 15 по приговору суда за сбыт наркотиков в особо крупных размерах. А пару месяцев назад к нам из Китая привезли соотечественницу, приговоренную к пожизненному лишению свободы, тоже за наркотики. Гражданка Казахстана провела в китайской тюрьме строгого режима четыре года, потом обратилась в МИД с просьбой о переводе в родную страну, добилась положительного ответа и в итоге оказалась в Жаугашты, чему очень радовалась. Ведь в нашей стране женщинам не дают пожизненного срока, максимум 25 лет лишения свободы. Так что девушке повезло – с учетом уже отбытого срока ей дали дополнительно всего-то 15 лет.
Усиленный контроль со стороны надзорных органов и правозащитных организаций должен гарантировать защиту осужденных женщин от харассмента и сексуального насилия со стороны надзирателей, не так ли?!
Я понимаю ваш намек на резонансное дело Хакимова-Слекишиной… Скажу так: кому надо, тот извлек из него урок!
Половина женщин-заключенных замужем
За какие злодеяния сидят женщины в Жаугашты?
В нашем учреждении отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких видов преступлений. В основном таких, как убийство, наркотрафик, вымогательство и разбои. Сидят и по другим уголовным статьям, например, за мошенничество в особо крупных размерах, сводничество и кражи, но в меньшем количестве.
Можете описать среднестатистический портрет современной казахстанской преступницы?
Это сложный вопрос, потому что данные по возрасту и социальному статусу осужденных сильно разнятся. Смотрите: самой молодой нашей подопечной 18 лет, самой пожилой – 81 год. Какой средний возраст можно назвать – 50 лет? До ареста эти женщины были домохозяйками, коммерсантами, чиновниками, студентками и пенсионерками – какое социальное положение выбирать как среднее? Точно могу сказать, что 20% наших осужденных имеют высшее образование, половина из них замужем и имеют детей и все они – жительницы южного и юго-восточного регионов страны.
Господи, что такого может натворить 81-летняя женщина, чтобы ее отправили за решетку?
Она отбывает наказание за убийство своей сватьи на почве личных неприязненных отношений. Приговор суда – шесть лет лишения свободы. И это, заметьте, мягкое наказание, потому что обычно женщинам за убийство дают от 8 до 20 лет лишения свободы.
Невыносимая жестокость
Читая уголовные дела подопечных, вы часто сталкиваетесь с фактами крайней жестокости со стороны женщин? Как вы объясняете эту патологию, ведь женщина должна быть нежной?
Любой оперативник и следователь убойного отдела вам скажет, что самые изуверские преступления, помимо маньяков, совершают в основном подростки и женщины. Это связано с психофизиологическими особенностями их организма, всплесками гормонов и психической неустойчивостью. Если полицейские находят, к примеру, изуродованный труп с множественными колото-резаными и рублеными ранениями или обезображенным лицом, то, скорее всего, к убийству причастна женщина. Так она мстит своему обидчику. Большая часть женщин, отбывающая в Жаугашты наказание, сидит за убийство своих мужей и сожителей. Одни расправлялись с ними из ревности, другие – из корыстных побуждений, третьи – из мести или пытаясь защититься от бытового насилия. В ход шли разные орудия преступления – кухонные ножи, топоры, чугунные сковородки.
Какое преступление потрясло вас больше всего?
Жестокими убийствами с расчленением трупа нас не удивить, но однажды случилась история, которая меня по-настоящему выбила из колеи: ну как мать может рисковать собственным ребенком? У нас отбывала наказание 50-летняя наркокурьерша, срок у нее был шесть лет. И она уговорила родную дочь тайком передать ей наркотики, якобы для личного пользования. Оперативники выяснили, что наркотики были переданы для продажи. В итоге дочери дали девять лет лишения свободы, этапировали ее в Жаугашты, и мать с дочерью отбывали здесь наказание вдвоем. Дочь на первых порах конфликтовала с матерью, виня ее в своих бедах, но потом они помирились. Женщина освободилась раньше и время от времени отправляла своей кровиночке посылки и бандероли, пока та не вышла на свободу. Вот такая семейная драма.
Самой известной вашей подопечной была сутенерша Мама Роза, державшая когда-то в Алматы самые крупные бордели. Некоторые блогеры писали, будто бы она находилась в Жаугашты на особом положении…
Никакими привилегиями она здесь не пользовалась. Содержалась на общих основаниях, характеризовалась положительно, участвовала во всех мероприятиях колонии. Освободилась в прошлом году, отсидев три года из семи лет. Сейчас живет, насколько я знаю, в Алматы.
Откуда тогда берется информация в соцсетях о существовании ВИП-камер для богатых и авторитетных в криминальной среде осужденных?
Из слухов и сплетен, типа "бабушка на базаре сказала". В Жаугашты осужденные содержатся согласно "Правилам внутреннего распорядка учреждений уголовно-исполнительной системы", утвержденным приказом главы МВД от 17 ноября 2014 года, и нормам Уголовно-Исполнительного Кодекса РК. У нас есть три вида условий содержания – это обычные, облегченные и строгие. В зависимости от приговора суда и степени тяжести совершенного преступления осужденный и находится на одном из этих трех условий.
Как проводят досуг сиделицы?
Смотрят телевизор, читают книги, газеты и журналы, ухаживают за газонами и клумбами – у нас в колонии много цветов. Много времени осужденные проводят в нашем Доме творчества, где они занимаются танцами, вокалом, театральными постановками и т. д. У нас есть свои парикмахерская, библиотека, спортзал, музей и творческая мастерская для пошива концертных костюмов и изготовления легких декораций. Мы отмечаем каждый праздник, готовя тематические выступления, так что скучать никому не приходится!
Семейные узы
Что стимулирует женщину хорошо себя вести?
У нас все женщины мечтают об условно-досрочном освобождении или амнистии. Для этого им нужно отбыть часть срока, выполнять все законные требования администрации, а если за ними еще и числится исполнительный лист, то компенсировать потерпевшей стороне материальный и моральный ущерб. Поэтому почти все осужденные женщины стараются показать себя с лучшей стороны, ведь многих дома ждут семьи. Они трудятся на одном из производств и занимаются общественной работой. Некоторые родили здесь и воспитывают детей – это тоже мощный стимул для того, чтобы встать на путь исправления и быстрее вернуться домой.
Сколько малышей воспитывается в яслях-саде при колонии?
22 ребенка, и все они полностью на гособеспечении. Детки находятся в Жаугашты, пока им не исполнится три года, затем их забирают родственники или органы опеки и попечительства. Обычно малышей забирают бабушки с дедушками или отцы. В детдома их отправляют редко.
Положено ли послабление по режиму мамам таких малышей?
Да, они пользуются льготными условиями содержания: все свободное время проводят с малышами, только ночуют в отряде. И еще они могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение, отбыв половину срока, если у них особо тяжкие преступления.
Доступ к интернету в тюрьме запрещен
Как часто осужденных навещают родные?
Если заключенная содержится в обычных условиях, то в год ей положено два длительных и шесть краткосрочных свиданий с родными: длительное подразумевает два дня пребывания с семьей в гостинице при колонии. Если же речь идет о строгих условиях, то разрешается только три краткосрочных свидания продолжительностью два часа каждое. Женщины на облегченных условиях содержания встречаются с родными каждые два месяца.
Письма друг другу не пишут?
Редко, так как эпистолярный жанр сегодня не пользуется популярностью. В колонии установлено 14 таксофонов. Согласно статье 109 УИК РК, осужденные имеют право на телефонные переговоры продолжительностью пятнадцать минут каждый в соответствии с правилами внутреннего распорядка дня пенитенциарного учреждения. Доступ к сотовой связи и интернету нашему контингенту запрещен.
А как складывается личная жизнь осужденных?
По-разному. Кто-то разводится по инициативе мужа, а кто-то, наоборот, выходит замуж. У нас уже несколько пар официально расписались, правда, свадьбы проходили скромно, без шампанского, но молодожены все равно были счастливы. Мужья теперь навещают жен раз в 2-3 месяца и шлют им продуктовые посылки и бандероли с вещами. При освобождении встречают с цветами у ворот вместе с другими родственниками.
А в каких случаях мужья подают на развод?
Интересно, что это не связано напрямую со сроком заключения, все зависит от характера взаимоотношений супругов, искренности их чувств, семейного стажа и даже от их воспитания. Например, если молодая пара прожила совместно недолго до ареста жены, то в 50% случаев муж подает на развод. Он не хочет ждать ее возвращения, тратиться на ее содержание в колонии, помогать ее родителям и одному воспитывать ребенка. Ему легче бросить проблемную жену и создать новую семью. Другое дело, когда супружеская чета долгое время прожила вместе. После ареста жены муж, не смотря на срок ее заключения, не бросит ее, а будет ждать и по- прежнему любить, ценить и уважать. Когда женщина чувствует такую поддержку, опору со стороны мужа и своей семьи, она будет стойко переносить неволю и стремиться пораньше выйти на свободу.
Если мобильная связь и интернет осужденным женщинам не положены, то как же они находят бойфрендов?
Кто как. Одни находят будущих женихов по переписке, знакомясь с ними вслепую. Другие по собственной инициативе возобновляют контакты со старыми знакомыми, третьих родственники просто сводят с кем-то из своего круга. Внеслужебные отношения с сотрудниками колонии запрещены.
Лесбийские отношения в тюрьме тоже под запретом?
Нетрадиционные сексуальные отношения между осужденными всегда считались порочной практикой, потому что в их основе лежит утверждение силы и власти. Обратите внимание – не удовлетворение половых инстинктов, не симпатия и любовь к однополому партнеру, а открытое доминирование над ним. Так что лесбиянство, как и гомосексуализм, пресекается на корню администрацией всех колоний – женских, мужских и подростковых.
В чем состоит главное отличие женских колоний от мужских?
Здесь все гораздо проще и скромнее. Женщины более покладисты и терпеливы. Все здесь вертится вокруг интересов женщины, ее представлений о добре и зле, законе и справедливости, ответственности и возмездии, семье и браке.
Автор: Жанар Кусанова
Фотограф: Татьяна Бегайкина