Картинка

Бекбулатова Евгения

Бекбулатова  Евгения

Директор по связям с общественностью Tele2/Altel

Опыт в отрасли – 17 лет

Как вы пришли в профессию?


Хотелось бы рассказать, какую-то вдохновенную и увлекательную историю как я мечтала с детства и готовилась стать PR-щиком. Но все прозаичнее. Решающим стал страх к пунктуации (который кстати меня по сей день преследует — шучу).  Я очень хотела поступить на журфак – писать было моей страстью – такой юный графоман, по-подростковому уверенный в собственной исключительности. Писала я кстати неплохо, не только школьные сочинения, но целые фантастические этюды. Сложный перелом ноги, скука (Интернета-то тогда не было повсеместно) и вот предпосылки к рождению моего писательского хобби. Книги, как известно у нас массово не издавались, а профессию хотелось интересную и с возможностью заработка. Журфак стал идеальным решением.  Если бы не моя фобия к верно-расставленным запятым... В приёмной комиссии барышня доверительно сообщила мне, что для поступления на все специальности факультета необходимо писать сочинение, но только не на специалиста по связям с общественностью. Знаний... географии Казахстана для этого, почему-то, хватало. Так я, собственно, и узнала о существовании этой профессии. Решение было мгновенным и как показала жизнь — верным. Потом конечно было и изучение нюансов и понимание насколько это интересно и разносторонне. Благодаря судьбе и провидению, уже во время учебы я стала работать по специальности. Мир пресс-центров открылся мне всеми красками. Уже потом было вдумчивое понимание инструментов, стратегий и тактик. Законов информационного поля (которые кстати меняются с огромной скоростью с развитием новых технологий). Это открывалось мое личное “окно Овертона” (погуглите – отличная технология).  Мне невероятно повезло – практически с “зари” карьеры, вести большие и многослойные проекты. И сейчас спустя годы, я понимаю – что пресловутое сочинение для PR-щика действительно порой менее важно, чем знание географии.
Потому что PR – это про аналитику, про картину взаимосвязей: поводов, каналов, людей, акцентов расставленных в сообщении. А ещё, как бы не окутывали теориями заговора профессию – это про предельную честность с собой, руководством и аудиторией.  Это база доверия, а доверие в этом сложном механизме, база к лояльности и признанию.


- Как вы относитесь к тому, что в PR берут журналистов, которые не имеют опыта и всегда работали по ту сторону «баррикад»?

Тут есть несколько аспектов ответа на вопрос. Действительно часть обязательных навыков для PR-щика, это умение хорошо писать. Коротко, интересно, убедительно. Безусловно этим талантом обладают журналисты. И в любом департаменте по связям с общественностью необходим сотрудник с «поставленным пером». Есть и второй аспект. PR - это хорошие отношения и знакомства с главными редакторами, корреспондентами, блоггерами. Когда приглашают на должность PR-щика экс-журналиста в компаниях, в том числе, рассчитывают на решение публичных задач бизнеса благодаря его связям. В то же время у каждой из сфер деятельности есть так называемая «профессиональная деформация» - ментальность, способ мыслить и действовать согласно законом отрасли в которую попадает человек. И очень часто экс-журналистам сложно освоится в кресле PR-специалиста, потому что сам подход к информации кардинальной иной.  Уже не нужно искать сенсацию, теперь задача в формировании информационного повода. При этом вчерашние коллеги не всегда захотят публиковать, то что ты создал. И тут нужно суметь перестроиться и подстроиться, не уйти в обиду, а научиться генерить информацию в той форме, которая заинтересует информационный рынок. Суметь приобрести компетенцию, позволяющую оценить, как и на кого эти самые материалы могут повлиять. И помнить что работают только стратегии win win.
Сама я, например, была бы рада поработать с коллегами из СМИ в одном департаменте – кто же откажется от талантливых коллег?
И еще хотелось бы добавить. Никаких «баррикад» нет и не было, это две близкие по духу, но совершенно разные по своей сути профессии.

- PR – не самая легкая профессия, но в нашей стране львиная доля профессионалов в этой области – женщины. Как вы считаете, с чем это связанно?


Не думаю что тут стоит лукавить. Не самая лёгкая профессия у аграриев, и в зной и холод заботится об урожае и скотине, у медиков принимать решения о человеческой жизни и физически ухаживать за больными, у спасателей, шахтёров.... Профессия PR-щика сложная в интеллектуальном и эмоциональном плане. Это баланс навыков, талантов и компетенций. Ее изюминка в том, что она на стыке аналитики и творчества, и для успешной деятельности в этой сфере, необходимо в равной степени уметь работать с данными и находить изящные креативные решения. Не знаю почему в восприятии общества профессия стала «женской», я знакома с огромным количеством талантливейших мужчине в PR. Но хотелось бы отметить, небольшое наблюдение. По-мимо всего PR это еще и про дипломатию, про EQ – и природная эмоциональная гибкость помогает бизнес-леди от связей с общественностью достигать высоких успехов. Кроме того достаточно долго PR не воспринималась как серьёзная отрасль, и традиционно парни в большинстве своём при выборе профессии ориентировались на что-то более реальное, что гарантированно даст возможность зарабатывать и в будущем содержать семью. Как показало время, сфера более чем важная и востребованная.  Так что думаю, молодое поколение PR-щиков будет с большей долей мужчин.

- PR- профессия во многих странах считается одной из самых стрессовых профессий. Как вы справляетесь со стрессом?


PR – это профессия решительных людей.  Да, стресс, безусловно, высок. Ряд факторов постоянно довлеет – скорость, оценка рисков, корректность и полнота информации. Мы живём не в плоском, и не в черно-белом мире.  Любое решение PR-щика - это бесконечно большая шахматная партия, ход, за которым что-то последует, а что именно нужно просчитать. Было бы конечно прекрасно, как в Академии у Азимова, если бы существовала схема расчёта с учётом всех факторов -  а их тысячи -  и ты на старте обратившись к ней, мог видеть все цепочки событий и варианты их развития. Но мы живем в настоящем времени, и можем применять лишь свои знания, опыт и доступные данные для прогнозов.
Возвращаясь к стрессу – работа предполагает брать на себя ответственность за любое публично сказанное слово.  Ну и как тут находится в вечном дзен?
Как справляться со стрессом рецепта у меня, к сожалению нет. Твёрдо знаю, что категорически нельзя допускать, чтобы он зашкаливал в момент активной работы. Принципиально - не давать себе впасть в панику. Сначала дело – эмоции потом.  Это некая форма преобразование стресса в продуктивный адреналин, придающий ясность и ускорение. Ну а традиционные формы психологического отдыха – книги, прогулки, плаванье, спорт и т.д. никогда и никому не помешают.
Есть у меня, правда, одна «фишка», ее когда-то мне подсказала очень большой профессионал в области психологии. В момент когда от паники, стресса невозможно выйти из замкнутого круга парализующей тревоги, необходимо на 10 секунд напрячь все тело от пальцев ног до макушки, практически до судорог. И резко расслабится. Мозг одновременно не может продолжать зацикливаться (считай напрягаться) на проблеме и давать команду телу к расслаблению. Простите за тавтологию – расслабляется все: и физическое и эмоциональное. Очень полезное упражнение.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в PR? Ваши пожелания молодым специалистам.


В первую очередь трудолюбием и ответственностью. Наверное никакая работа не терпит халатного и ленивого подхода, но для PR-щика очень важен внутренний стержень самоконтроля.  Репутацию не строят от случая к случаю. Но она (репутация) нематериальна и не сразу возникает, и в отличие от того как растёт например при стройке здание, наблюдать прогресс не так очевидно. Для молодых специалистов это порой создаёт соблазн имитации активной деятельности.  Вторая ловушка – сверхкреатив. Безусловно у PR-щика должно быть яркое объемное воображение, банальность не заинтересует и не запомниться. Но нужна мера. Соотношение аналитической базы, бизнес-задач компании и творческого начала должно быть идеально выверено.  Это к вопросу того, что для PR-щика знание Excel и основ статистики не менее важно, чем хороший слог. Сюда же относится и умение распознать свою аудиторию, изучить и посмотреть ее глазами на всё. Я называю главным грехом/пороком – привычку примерять ту или иную информацию/активность на себя, играть в личное «нравится/не нравится»  - аудитория компании это не их же PR-специалист. Далее идет любимый грех персонажа фильма “Адвокат Дъявола” – тщеславие. Нужно четко разделять личный бренд и бренд своего работодателя. И помнить - что из этого в приоритете. А слава сама найдет тех, чья работа будет хороша.
И не забывайте, PR - это про коммуникации, про дипломатию, про позитив и открытость.  Будьте доброжелательны и любознательны, умейте разглядеть хорошее и интересное в собеседниках, процессах и событиях. И все получится.