Картинка
Что, где, когда?

Английскому все возрасты покорны. Развенчиваем мифы с основательницей языкового центра

О том, почему английский язык может выучить каждый, Comode.kz поговорил с Динарой Бейсен – основательницей языкового тренингового центра Di Beissen. В центре вот уже пять лет работают только со взрослыми учениками.

Об опыте

Преподаю я уже более 10 лет, начала еще в студенческие годы, в 19 лет. Тогда это была подработка: в основном преподавала школьникам, студентам. Когда окончила университет в Петропавловске, уехала в Алматы. Поступила в КИМЭП на Master of International Relations, но и там продолжила обучать.

После я начала работать в Казахско-Американском университете на позиции начальника международного отдела, а потом исполняющего обязанности проректора по внешним и студенческим вопросам. Но даже будучи на руководящей должности, я вечерами сбегала в языковой центр при университете преподавать английский язык. Если в студенческие годы английский язык был для меня способом заработка, то потом я просто влюбилась в это дело, оно стало моим хобби на всю жизнь. В каких бы проектах я ни была задействована, в каком бы городе ни жила, какую бы должность ни занимала, я продолжала вечерами преподавать. Кто-то шел в бассейн, кто-то на фитнес, а я шла преподавать. Я получаю от этого кайф и драйв. 

Потом я переехала в Астану и какое-то время была во фрилансе, пока не пришла идея открыть свой языковой тренинговый центр. Нам скоро уже 5 лет.

О том, кто учит язык

Взрослые люди учат английский либо для себя: чтобы путешествовать, смотреть фильмы и читать книги, понимать любимых певцов, либо они хотят уехать учиться, либо хотят карьерного роста. Начать работать в иностранной компании, например.

Если смотреть по профессиям, то преподаватели университетов и доктора – они часто имеют возможность выезжать за рубеж по различным государственным грантам, пройти стажировку или принять участие в конференции. Небольшой процент – это госслужащие и мамочки, которые хотят помогать своим детям делать домашние задания. 

«Я слишком стар, чтобы учить язык»

Да, такие люди встречаются. К сожалению, довольно часто. Но дело не в способности к языкам, а в способностях к обучению. Предположение, что возраст влияет на обучаемость, слишком преувеличено. Да, конечно, с возрастом сложнее усваивать информацию. Но это связано не с биологией, а с тем, что с возрастом мы меньше учимся, меньше загружаем свой мозг, меньше заставляем его решать умственные задачи. К сожалению, с возрастом наша жизнь все больше автоматизирована, мы живем словно на автопилоте. Механически совершаем изо дня в день одни и те же действия: на работе, дома, в общении. И крайне редко мы выходим из этой рутины.

Большая часть людей максимально загружена на работе, заедает это неправильной пищей, не вовремя ложится спать и рано встает – все это влияет на продуктивность в учебном процессе.

Удивительно, но в моей практике люди 50+ учатся намного усерднее и показывают более высокие результаты, чем многие 30-летние. Люди постарше более осознанны, у них нет проблем с мотивацией. Нет такого, что им приходится себя заставлять, у них есть какая-то внутренняя гармония, понимание. По внутренним результатам нашего центра, люди старше 50 чаще всего могут учиться лучше – они способны к самомотивации. А вот 30-летние зачастую считают, что уже опоздали с изучением языка.

Если оценивать по профессии, больше успехов у врачей. Понятно почему: врачи в принципе учатся больше, чем другие, вообще всю жизнь. И этот навык обучения у них развит.

Поэтому следует говорить не о способностях к языкам, а о способностях к обучению: логике, критическом мышлении, внимании, умении фокусироваться и анализировать.

С чего начинать

Начинать нужно с цели. И чем четче она сформулирована, тем эффективнее будет обучение. Когда мы спрашиваем наших взрослых учеников, с какой целью они пришли изучать английский, то ответы обычно типичны: для работы, для путешествий, для себя. Но эти цели абсолютно ничего не дают человеку с точки зрения внутренней мотивации. Для работы – это обобщенная цель. Нужно ее максимально конкретизировать. Если человек учит язык для работы, то он хочет ее получить. Значит, первый его шаг – пройти собеседование. И поэтому цель должна быть – пройти собеседование. Когда он будет обучаться, ему нужны будут те конструкции, которые позволят ему доносить мысли. Также можно заранее предвидеть, какие вопросы ему будут задавать. Заранее предвидеть, какие могут быть использованы конструкции с точки зрения грамматики и лексики.

Очень большая ошибка – когда люди не конкретизируют и начитают в целом учить язык. Когда человек учит его в целом, у него нет четкого представления, с чего он начал и куда идет. И зачем он учит слова «цветок» и «горшок»? Вероятность того, что использует их на собеседовании, мала. Ему нужно учить те слова и фразы, которые помогут рассказать об опыте работы, проектах, в которых он был задействован, о своих сильных сторонах. Учить всю грамматику английского языка – не самый эффективный путь, если есть конкретная цель. Это занимает год или два времени и подойдет только тем, кто не торопится.

Прошел человек собеседование – супер. У него уже есть понимание базовых грамматических и речевых конструкций. Дальше, если его приняли на работу, он будет на этом языке вести деловую переписку или составлять презентации. Соответственно, теперь ему нужно учиться для этих целей.

Об успехах

У нас обучаются менеджеры, официанты, врачи и учителя, топ-менеджеры, предприниматели и руководители, госслужащие. Некоторые из них побывали на зарубежных конференциях, выступили с речью на английском языке. Они применяют английский в работе, ведут деловую переписку. Я не могу выделить одного. Каждый раз, когда кто-то проходит собеседование в иностранную компанию, для нас это яркое событие. Мы гордимся каждым нашим студентом.

Руководство к первому свиданию
Идеальная пара: как выбрать перчатки
Топ 10 интернет-магазинов