Как успели заметить жители города, велосипедных дорожек в Алматы стало не просто больше, теперь для них есть специально отведенные зоны на проезжей части. Для чего эти изменения нужны городу и что они привнесли в жизнь велосипедистов и остальных участников движения, расскажут люди, связанные профессиональными или долгосрочно-любительскими отношениями с велосипедом.
Александр Габченко, велоэнтузиаст, активист:
Веломагистраль Орбита–Зеленый базар включает в себя сеть велодорожек. Она проходит от микрорайона Орбита по верхней части города до района Зеленого базара по улицам Торайгырова – Каблукова – Утепова – через парковую зону "Атакента" – по Тимирязева до Байтурсынова – вниз по Байтурсынова – Шевченко – Кунаева – Пастера. Таким образом, в Казахстане мы впервые получаем транзитную веломагистраль, которая соединяет спальные микрорайоны с историческим центром города. Это то, чего так не хватало нашему городу.
Те, кто уже ездил на велосипеде по городу: на работу или по делам – успели заценить нововведения. Ездить стало проще, удобнее и безопаснее. Для тех, кто только собирался, хотел начать ездить на велосипеде, но боялся трафика и неудобств - тоже есть свои плюсы. К примеру, теперь у них есть отличная возможность попробовать. В перспективе создание текущей веломагистрали позволит создать систему велодорожек. Уже известно, что в следующем году велодорожки появятся на улицах Жарокова, Тулебаева, Байсеитовой, вдоль Весновки. Это создаст связанность велодорожек с веломагистралью, а это ключевой фактор для увеличения числа поездок на велосипеде.
По поводу безопасности: все относительно. Некоторые велосипедисты боятся и не хотят выезжать на дорожную велополосу, поскольку она ничем не ограждена. Но если сравнивать с тем, что было лет пять назад, стало безопаснее.
Не только из-за велодорожек, но и из-за того, что количество велосипедистов на дорогах увеличивается. Есть множество исследований, проведенных в Европе и США, которые утверждают, что чем больше велосипедистов на дороге, тем для них безопаснее. Я нахожу этому подтверждение в своей практике. С 2003-го я езжу на велосипеде по городу и могу сказать, что, когда велосипедистов мало, водители себя ведут более безответственно и бестактно по отношению к ним. Когда велосипедистов много – ситуация меняется. Просто потому, что они к ним привыкают и начинают учитывать велосипедистов на дороге. Особенно хорошо изменения наблюдаются в летнее время. Да, водители все еще недолюбливают велосипедистов на дорогах, но хотя бы начинают учитывать при движении.
Нияз Джанзаков, профессиональный велогонщик, участник команды AlmatyBroTeam:
В первую очередь, я думаю, что нужны правила для велосипедистов (как и ПДД для автомобилистов). Пока они не появятся – ситуация будет неоднозначной. Велодорожки на данном этапе никаких изменений не привнесли. Пешеходы не понимают велосипедистов. Водители автомобилей не понимают велосипедистов.
Как с ними обращаться, какие существуют правила передвижения – никто ничего не знает.
Автомобилисты вообще думают, что велосипедистов на дороге быть не должно и даже не в курсе правил их передвижения на дороге. Это нужно менять. А в перспективе, конечно, при правильном и должном подходе ездить на велосипеде по городу станет намного проще. И если водители не будут выезжать на специальные полосы, выделенные для велосипедов на дороге, станет безопаснее и, возможно, уменьшится количество ДТП с велосипедистами.
Антон Лукьяненко, велосипедист-любитель:
Мой стаж как велосипедиста - 16 лет. Я воспринимаю нововведения положительно и, если быть откровенным, сильно удивился тому, как быстро администрация города смогла внедрить новые велодорожки на улицы города. Еще больше я удивился качеству проделанных работ, специальным велопереездам на перекрестках, что дает возможность велосипедистам спокойно проезжать их, а не слезать с велосипеда и переходить дорогу пешком. Большая часть города теперь оснащена велодорожками, только есть одно «но»: многие не знают, где и на каких именно улицах они расположены. Администрация города должна каким-то образом проинформировать граждан о нововведениях, чтобы об этом знали люди заинтересованные, да и автомобилистам будет полезно. Недавно наблюдал ситуацию по улице Шевченко: парень ехал на велосипеде по правой стороне (где велополосы нет). Из-за того что была большая пробка, он даже не смог увидеть велополосу на другой стороне.
В целом изменения радуют и в эстетическом смысле тоже. Город стал более привлекательным. Допустим, на улице Тимирязева велодорожка выделена красным, выставлены фонари, посажен газон. И вид улицы сразу заметно преобразился. В перспективе, считаю, что хоть и малая часть населения, но все-таки пересядет на велосипеды.
Город продолжит преображаться, если развивать тему велодорожек и полос. Думаю, стоит внедрить строгое наказание за выезд автомобиля на велополосу, ведь теперь многие стали объезжать по этой полосе пробки, как, впрочем, было и с автобусной полосой. Надеюсь, велодвижение активизируется и автомобилисты станут уделять внимание всем, кто крутит педали и при этом тоже является участником движения.
Михаил Воробьев, велосипедист-любитель:
Не могу объективно оценить нововведения, так как не проехал по новым велодорожкам ни разу – они все находятся там, где у меня нет никакой необходимости ездить. А я езжу на велосипеде уже 20 лет. Обычно я катаюсь на свежем воздухе, где меньше машин. Это на Медео, в Талгаре и тому подобных местах. Там почему-то велодорожек нет.
Из плюсов могу отметить то, что в городе эта тема стала самой обсуждаемой среди алматинцев в социальных сетях: люди с пеной у рта пытаются доказать – хорошо это или плохо. Внимание плотно и надолго будет приковано к данной теме.
Вообще, сама идея выделить велодорожки, отрезав их от дороги, весьма сомнительна. Во всем мире велосипедист – полноправный участник движения и движется согласно общим правилам. А у нас ему предлагают отдельную полосу, которая в реальности всегда будет заставлена автомобилями, не важно – припаркованными по необходимости или нет. И велосипедист так или иначе будет вынужден выезжать для объезда на полосу автомобилей, где его уже никто не ждет с распростертыми объятиями.
Летом я проехал большую часть Италии по общим дорогам и не почувствовал ни малейшего дискомфорта от автомобилей, итальянцы с удовольствием объезжают каждого велосипедиста на расстоянии 1.5 метра (это прописано и на дорожных знаках), подбадривают сигналами и жестами. При этом нет никаких специальных полос, только общая дорога.
Поэтому следует менять не разметку, а отношение людей друг к другу.
У себя в фейсбуке я писал о гораздо большей проблеме: поведении самих велосипедистов. Сейчас им важно прояснить, как вести себя на дороге. Наверное, уже будет неправильно делить людей на автомобилистов и велосипедистов, теперь все одинаково водители. Водители автомобилей хотя бы сдают на права, ну или покупают их, а у велосипедистов прав вообще никаких нет, они просто садятся и едут, без элементарных знаний поведения на дорогах. Велопрокаты в Алматы выдают велосипеды, необорудованные фонарями, поэтому так много неопытных и неосвещенных ездоков вечером в городе. Обратить внимание на комплектацию велосипедов в прокате – вполне реально. Ни на ТВ, ни в наружной рекламе на сообщается о правилах поведения велосипедистов на дорогах.
Не могу сказать, сколько людей в перспективе пересядет на велосипед. Есть ряд факторов, затрудняющих велодвижение. Город наклонный, вверх ехать затруднительно, если ехать на работу, то однозначно приедешь вспотевшим. И как быть? Я, допустим, поставил душевую в офисе, но вряд ли все смогут это сделать. В нашем городе будущее за электротранспортом: велосамокаты, мопеды и тому подобное.
Есть великолепная идея для следующего акима: создать новую, экологически номадную концепцию развития города и пересадить горожан на лошадей. Модно и в духе времени.