Алматы пешеходный. Мнение иностранца и автора проекта Walking Almaty

Автор: Алия Далабаева
4515 0
"Город превратился в одну большую стройку! Весь город перекопали... Зачем нам велодорожки?! Как будут зимой снег убирать?" - такие мысли вслух стали этим летом "хитами" разговоров алматинцев после обсуждения погоды и "дела нормально". Мы спросили американца Дэнниса Кина, живущего в Алматы, как он относится к пешеходным реформам города. И не обошли стороной критичные и позитивные отзывы алматинцев.

Что происходит?

В 2017 году в Алматы в рамках программы датского архитектора Яна Гейла "Город для людей" будет обустроено 16 пешеходных зон в каждом районе, а также реконструированы с приоритетом для пешеходов улицы Панфилова, Жибек Жолы, Гоголя, Кабанбай батыра и площадь Астана.  

Идет активная работа по благоустройству парков и скверов, реконструкции пешеходных зон, организации велодорожек, демонтажу заборов, ограждающих общественное пространство. Будут установлены спортивный инвентарь, детские площадки, посажены деревья, живая изгородь, клумбы.

В Алатауском районе благоустроенная пешеходная улица появится по улице Момышулы от проспекта Райымбека до Ледовой арены (западная сторона); в Алмалинском районе пешеходным станет участок по улице Байсеитовой от улицы Кабанбай батыра до улицы Богенбай батыра. В Ауэзовском районе - по улице Момышулы от проспекта Райымбека до улицы Шаляпина. В Бостандыкском - по южной стороне улицы Тимирязева от реки Есентай до улицы Жарокова. В Жетысуском районе местным Арбатом станет участок улицы Мукатая от СШ № 137 до рынка "Айнабулак", в Медеуском - участок по северной стороне улицы Жолдасбекова от проспекта Достык до улицы Фурманова. В Наурызбайском районе пешеходным сделают участок по улице Шаляпина от улицы Яссауи и до Ауэзова, а также по улице Ауэзова от улицы Шаляпина до микрорайона Жайлы. В Турксибском районе в пешеходную зону превратят участок вдоль БАКа имени Кунаева от улицы Жансугурова до проспекта Сейфуллина в микрорайоне Жулдыз.

Маршрут велодорожки: от микрорайона Орбита, улицы Саина - Торайгырова через Каблукова, Жарокова, Тимирязева, Байтурсынова, Шевченко, Кунаева и до Зеленого базара. Дорога для велосипедистов будет проходить по улицам Каблукова и Торайгырова на месте трамвайных линий.

Общая стоимость проекта - 800 миллионов тенге. Все работы планируется завершить к сентябрю 2017 года.

Что это даст?

Снижение уровня загазованности Алматы и трафика в центре мегаполиса, увеличение проветриваемости и развитие общественного транспорта - в частности, Light Rail Transport (легкий, менее шумный рельсовый транспорт).

Взгляд неравнодушного иностранца

Дэннис Кин приехал в Алматы в 2013 году и стал автором проекта Walking Almaty - пеших прогулок по Алматы, урбанистического фотоблога в соцсетях и сайта. По сути, иностранец проводит прогулки по городу и разбирается в нем лучше, чем иной раз коренной алматинец. Его туры отмечены на сайте TripAdvisor, а также он ведет программу Discovering Kazakhstan with Dennis Keen на канале Kazakh TV. Дэннис так проникся жизнью в Казахстане, что женился на казашке Адисе, которая, в свою очередь, основала в Алматы школу по изучению английского языка California Academy.

Кстати, сейчас Кин работает над производством информативных плакатов "Дома Алматы" с инфографикой и фактами, которые рассказывают об увлекательных историях и особенностях жилой архитектуры города.

Дэннис - специалист по истории города, на своих экскурсиях он рассказывает об особенностях менталитета и даже учит английскому языку на казахском. Ему не все равно, что происходит с Алматы и с новым решением властей об изменении ландшафта многих улиц.

Вы, как и жители Алматы, заметили, что улицы Алматы меняются. То, что станет больше пешеходных улиц - для алматинцев пока критическое решение. А как вы относитесь к нему?

Я приветствую изменения. Мне кажется, что многие жалобы на переделку улиц просто отражают отсутствие доверия к властям для реализации проекта. Сам же проект сделает Алматы более расположенным к пешеходам городом. На мой взгляд, безусловно, это благородная цель. Особенно мне импонирует решение сделать полностью пешеходной улицу Панфилова. Это станет отличным подарком для туристов и приведет их в исторический центр города. Алматинский Арбат тоже давно нуждается в хорошей реконструкции. Местные жители ностальгируют там, но иностранцы зачастую не видят в нем привлекательности. Поэтому я поддерживаю изменения. Надеюсь, что усилия акимата сделать город более открытым и удобным для пешеходов и туристов будут относиться не только к центральным улицам.

Но вместе с этим считаю, что власти города не должны забывать, что есть большие районы, такие как Алатауский, с неасфальтированными дорогами, без тротуаров и без общественных мест для семейного отдыха.

Вы очень много провели пеших прогулок по Алматы. А сами алматинцы любят ходить пешком? Кто они, наши пешеходы на улице?

Алматинцы любят прогулки. К примеру, в английском языке нет такого слова "гулять". Но вместе с тем для алматинцев "гулять" - значит, провести время с друзьями или семьей. Я же пытаюсь расширить границы людей и искать новые маршруты для прогулок. Пойти на прогулку - это не обязательно означает, что надо идти на прогулку в парк или, хуже того, в торговый центр. Я устроил для алматинцев много прогулок по Малой Станице. И для многих из них это было открытием - просто прогуляться по новому кварталу в своем собственном городе. Раньше они думали, что это неинтересно. В каждом месте есть что-то интересное. Просто нужно научиться проявлять любопытство.

Новые изменения должны привести к тому, что алматинцы больше будут ездить на общественном транспорте и велосипедах. Вы верите в это?

Чтобы победить трафик и вечные пробки, нужно пересесть на велосипеды и общественный транспорт. Кто любит пробки? Мало того, что это постоянный стресс, это и мощное загрязнение воздуха. Меня поражает, что власти Алматы сделали многое для продвижения велосипедного спорта, создания велосипедных дорожек и установки программы обмена "байками". Но где все велосипедисты? Может быть, есть какая-то стигма против езды на велосипеде, которую мы должны преодолеть? Для многих людей  "круче" иметь машину, чем ездить на велосипеде. Поэтому нам нужно сделать так, чтобы ездить на велосипеде стало модно и престижно.

Что бы вам еще хотелось поменять в Алматы?

Алматы славится своей архитектурой, но система защиты исторически значимых зданий нарушена. Такие организации, как ArchCode и Urban Forum, проводят большую работу по решению этих проблем. Что особенно важно в этих группах, так это то, что они управляются гражданами. Хотелось бы, чтобы жители города могли участвовать в решениях для города. Очень легко быть циничным и обвинять правительство в чем угодно, а между тем хорошие идеи и реальные способы зачастую идут снизу вверх, то есть от народа к властям. Этого пока не чувствуется в Алматы.

Что думают и пишут в сети алматинцы? 

Обсуждение городских изменений - одна из самых оживленных веток на казахстанском форуме Vse.kz. Разноречивые мнения алматинцев и гостей города - подтверждение, что нужно меняться и властям, и самим жителям. 

GreatMouse:

"Для того чтобы Алматы развивался, как, допустим, Вена, необходимо, чтобы Алматы было не призрачных 1000 лет, а хотя бы 500 реальных, чтобы город располагался не в предгорьях Алатау, в Семиречье, а у подножия Альп, на реках Дунай и Вена, чтобы бОльшую часть времени был населен поголовно католиками, чтобы пережил несколько сот лет монархии и инквизиции... Вена как город формировалась в течение сотен лет. Алматы/Алма-Ата (как развитие форта Верного) - чуть больше века. Никакой аким не превратит Алматы в Вену. И в Копенгаген не превратит. Даже если сравнять Алматы с землей и отстроить с нуля по шаблону любого европейского города, Алматы никогда не будет европейским городом. Потому что: а) не тот климат; б) не то географическое положение; в) не те люди.

И да, в Вене есть трамвай. Сам ездил. Еще вспомнил! В Вене не производят уплотнительной застройки в исторической части города. А Штефансдом (одна из главных достопримечательностей Вены) реставрируется уже лет 20 и исключительно на деньги католической церкви. В Вене не сносят заборы там, где они есть. Там не меняют бордюры ежегодно!"

Revitalizator:

"Причем тут превращение Алматы в Вену? Если в Алматы построили метро - то это значит, что он превратился в Лондон или Шанхай? Если у нас построили телебашню - то все мы потеряли уникальность и теперь, как Берлин или Торонто? Давайте вообще избегать всего, что не изобретено исключительно алматинцами в пятом поколении. И вообще я с вами не согласен абсолютно во всем. Для меня Алматы не 50 лет, а столько же, сколько и Портленду, Ванкуверу или тому же Мельбурну, а Верный - не форт, а город, в котором родились мои предки, здесь замечательный климат и огромный потенциал. Алматы - не лучший город на земле, у него такие же проблемы, какие встречались и встречаются во многих и многих городах. И решения этих проблем лежат в проверенных градостроительных принципах, которыми пренебрегали последние 30 лет (а первые ошибки и просчеты проявились и того раньше). И мне плевать на акима и его косноязычных специалистов, я не доволен и не поддерживаю то, что он в один момент раскурочил весь город, считаю его команду недостаточно компетентной (например, в продолжении строительства микрорайонов в степи и совершенно ненужных многомиллиардных развязок и пробивок с насильственным отжимом земли у людей), но я готов защищать те положительные изменения (демонтаж заборов, которыми оброс город за последние 20 лет, платные парковки, снос "самостроя" и всяких "донерных", ремонт и реконструкцию пешеходных зон, велодорожки еще не видел, но и их поддержу, если будут). Мне вообще все равно - делает это аким, КСК, частники или инопланетная сила. Я не считаю, что все, что было построено и запроектировано в советское время, - это однозначно хорошо, исторично и подлежит сохранению. Далеко не все... Для кого-то "панельки" в микрорайонах - это историческая застройка, часть алматинской идентичности, а для кого-то - градостроительная ошибка предыдущих поколений, с которой надо что-то делать. То же самое происходит и с оградками из 70-х. Здесь и основное расхождение, как я понимаю".

Гламурный сантехник:

"Интересно, а в этой дезаборизации учитывается то, что Алматы помимо знойного лета имеет снежные зимы? Кто-то прикидывал, как будет выглядеть беззаборный ландшафт города зимой? И как вообще все это "пешеходноальтернативное" действо согласуется с неизбежной  тотальной "катастрофой" зимнего периода? Как дезаборизация согласуется с реальной практикой передвижения по городу, заваленному снегом, пешком? Меня интересует не теория, а практика. И знаете, какая рисуется картина?

Вместо ажурных чугунных оград зимой будут повсеместно выполнять функцию естественных ограждений грязные огромные сугробы... Возможно, их, то есть оградки, и убирают потому, что они мешают сваливать снег".

Fiona:

"Возьмем, к примеру, дезаборизацию. То что это был вандализм и грабеж - тут уже наглядно доказывалось. Но помимо этого, еще и идиотизм.

К примеру, акиматом были "украдены" угловые заборы на Достык-Абая, которые не позволяли пешеходам выбегать на проезжую часть, заставляя их пользоваться для них же построенным подземным переходом. Гейла вообще предупредили, что в рамках нашей ментальности игнорировать безопасные маршруты и рисковать жизнью под колесами?..

По моей просьбе европейские друзья нашли датчанина, правда, не из Копенгагена, а из мелкого города Ольборк. Ему минут 20 объясняли суть проблемы, которую он не мог понять: зачем пешеходу игнорировать безопасный ПП и идти в неположенном месте.

Так что внедрение каких-то идей без адаптации их к местным условиям - те самые "грабли".

Все западные города развиваются по принципу: все для людей. И там не делают разделение на пешеходов, велосипедистов, скейтбордистов или автомобилистов. Удобно должно быть всем. И любая инновация вводится только после массовых обсуждений, в том числе и общественностью. У нас общественные советы - это та еще профанация".

Свилога:

"Не надо думать, что мы такие одни уникальные с бесподобным менталитетом. Перемены всегда и везде вызывают недовольство некоторой части населения... И мы тоже, как все. 

Сколько всего выпало на долю алматинцев, а мы стоим и не дрогнем! Повозмущаемся, но привыкнем. Потом если кто посягнет уже на то, появлению чего мы сейчас возмущаемся, мы опять будем возмущаться. Потому что привыкнем и будем думать, что всегда так было. Хотя всегда ничего не было. Это только акимат вещает про 1000 лет Алматы, а нам от силы 170.  Здесь 200 лет назад была степь и кочевые стоянки. Город развивается".

Стоит почитать

Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий