50 человек в классе: как добиться, чтобы к школе достроили пристройку

#Жизнь города

В Алматы не хватает школ: новых школ строится мало, а те, что есть – переполнены. К примеру, школа-гимназия № 60 в микрорайоне Орбита известна жутким «перенаселением»: в первых классах в прошлом году насчитывалось по 50 (!) человек. Родители оправданно жаловались и возмущались. Асель Джабасова делится с Comode историей, как она пыталась поддержать идею пристройки к школе и внезапно все получилось.

Эта история не о том, как поднялось всеобщее движение и под давлением общественности акимат одобрил строительство пристройки к одной из городских школ. Здесь не было массовых демонстраций, слушаний, борьбы. Это простая история о том, что иногда достаточно усилий нескольких человек, чтобы дело сдвинулось с места. 

Что было: директор гимназии № 60 Бакытбек Калжанов в течение почти трех лет планомерно продвигал идею расширения школы. К концу третьего года, заручившись поддержкой депутата городского маслихата Вячеслава Банщикова и акима Бостандыкского района, директор добился своего. А презентация, сбор голосов родителей и посты в фейсбуке стали дополнительным аргументом.

Чего добились: акимат построит новое крыло школы с кабинетами на 600 мест и спортивным залом в течение трех лет.

Детям нужен воздух

Асель Джабасова – мама первоклассницы школы-гимназии № 60, которую так же, как и других родителей, убивало количество учеников в классе ее дочери. Она рассказала Comode, как им удалось сдвинуть дело с мертвой точки:   

"Мы живем выше проспекта Аль-Фараби, на улице Аскарова. Мы – одна из тех молодых семей, которые переехали подальше от центра в новые многоэтажки. Родили детей, а потом столкнулись с тем, что школ для наших детей нет. 

В 2017 году мы отдали дочку в гимназию № 60 в Орбите, которая известна своими традициями и грамотными преподавателями начального звена. За полгода до сентября записались в языковую школу "Дидар" напротив гимназии. В Орбите так многие делают: до обеда ребенок усваивает школьную программу, а потом переходит через двор, учит английский и участвует в спектаклях. То есть у нас был план, и мы его осуществили: бесплатная общеобразовательная школа, плюс частная школа с английским языком рядом. Все – в пяти минутах езды от дома, и не надо торчать в пробках с ребенком. И от этого плана мы отказываться не собирались.

Моя дочь Инжу особо не жаловалась: ей не с чем было сравнивать, она пришла в первый класс и с удивлением поняла, что это – на 11 лет. А мы удивленно поняли, что в классе дочки 50 человек. Имена одноклассников Инжу до сих пор все не запомнила. Парты начинаются прямо у доски и плотными рядами идут до задней стены. Учитель не закрепляет за ребенком место, а делает ротацию: каждую неделю все пересаживаются на один ряд, чтобы у всех была возможность посидеть впереди. Про нашу учительницу Ольгу Александровну можно написать отдельно, она – золотая.

На первом родительском собрании директор гимназии стоял и спокойно и аргументированно объяснял, почему так получилось, что в первых классах 50 человек. Если бы в гимназии учились только дети из Орбиты, то не было бы такого количества. Проблема системная: жилые комплексы строят, а новые школы – нет. Город растет, школ не хватает. Директор не собирался устраивать жесткую чистку и выселять всех "неорбитовских" детей, у директора было решение: пристройка. А еще у него были план действий, все расчеты и аргументы. Наш директор просил поддержки у родителей.

Тут я поняла, что могу попытаться чем-то помочь. На следующий день после собрания я пришла к нему и он дал мне все цифры и обоснование, показал письма в акимат. Я вернулась домой и набросала презентацию, фотографии школы сделал по моей просьбе фотограф Виктор Магдеев. Он, не задавая вопросов, приехал и отснял школу на большой перемене, когда первая смена уходит домой, а в школу приходит вторая смена, и в коридорах настает безжалостный и беспощадный час пик.

Мои расчеты были до наивного простыми: в школе 2476 учеников, если хотя бы один родитель поставит подпись в петиции, то мы соберем столько же подписей, а уж если каждая семья подключит бабушек, дедушек и тетушек, то это будет просто очень большое показательное число голосов, с которым невозможно будет не считаться.

Никто не верил

Я закинула в родительский чат призыв подписаться и ссылку на петицию. Мы рассчитывали, что это сообщение будет вирусно передаваться по WhatsApp и все дружно пойдут по ссылке, почитают презентацию, согласятся и подпишут. Еще я попросила наш родительский комитет закинуть сообщение в другие родительские чаты.

Мы собрали всего 260 подписей за весь учебный год. И кажется, основная часть подписавших петицию – это наши с мужем друзья и подписчики моих друзей – Майи Акишевой и Валеры Володина, которые меня поддержали в фейсбуке.

Сейчас я понимаю, что лучше делать так: изучить вопрос, продумать варианты решения, создать документ с обоснованием, сразу составлять письмо и нести его в Open Almaty. И более продуманно выбирать платформу для онлайн-петиций. Я выбрала российскую onlinepetition.ru, потому что там очень простая форма заполнения и все на русском языке. За это получила перепост в фейсбуке от Марата Шибутова, который раскритиковал мой выбор с формулировкой "Как можно догадаться сделать такое???"

Надо сказать, что уже в нашем родительском чате мнения разделились. Основная часть отмолчалась, редкие мамы и папы поддержали и помогли скорректировать какие-то моменты. Многие прямо высказали сомнение в том, что все это реально: "Сколько лет уже идет разговор о пристройке, ничего не было сделано", "Кто будет нам строить пристройку? Надо всех, кто не живет в Орбите, исключить, и проблема будет решена" и прочее. То же самое мне озвучивали мамы в школьном дворе, никто особо не верил в перемены.

А еще многие опасались, что для строительства пристройки школу закроют, хотя уже в презентации мы этот момент отдельно прояснили: у школы большая площадь и для строительства закрывать ее не потребуется. Муж активно агитировал за меня в общем чате, пользуясь тем, что у нас разные фамилии. "Ну давайте, соберем голоса!" – писал он. "Да ничего не получится!" – отвечали ему. "Но ведь стоит хотя бы попытаться!" – писал он. "Да кто нас будет слушать?" – отвечали ему.

Мы не строили баррикад

Уже после Нового года я не вела никаких вдохновляющих переписок и разговоров в школьном дворе. Я дошла наконец до Аlmaty Open City в Almaty Towers, поговорила с менеджерами акимата, которые предложили мне оформить официальное письмо, приложить презентацию и в течение 30 дней я бы получила ответ алматинского акимата. Я проверила количество подписей и решила отложить это до конца учебного года, чтобы набрать хоть чуть-чуть больше, хоть 300 голосов. Раз уж мы начали собирать подписи.

И тут случилось родительское собрание, на котором директор спокойно, как он обычно это делает, сообщил нам, что акимат построит новое крыло школы с кабинетами на 600 мест и спортивным залом в течение трех лет. Уже ведутся работы по составлению технического обоснования: берутся замеры почвы, создается план строительства.

У меня внутри в этот момент взорвался десяток праздничных салютов. Мы поговорили с Бакытбеком Бостандыковичем после собрания, и он сказал, что использовал презентацию и посты в фейсбуке как доказательство того, что у него есть поддержка родителей. То есть даже триста голосов сыграли свою роль!

Теперь могу сказать, что я неумело использовала этот инструмент. И еще – что я плохой активист – мотивирующие разговоры с другими людьми мне даются с большим трудом, как любому интроверту. Но я знаю, что всегда работают ясно изложенные факты и неравнодушие участников. Мы не строили баррикад и не влезали на броневик, мы просто сказали директору школы: "Мы с тобой". Может, этого иногда достаточно?"

Презентацию "Детям нужен воздух" можно посмотреть здесь

#как выбрать школу, #Асель Джабасова, #алматинские школы, #школа-гимназия №60, #Орбита, #как добиться пристройки к школе, #диалог с властью, #Open Almaty

Загрузка...