Картинка
Воспитание и развитие

Музыкальные занятия как средство против бедности

Музыкальное отделение "Байтерек". Здесь звучат такие редкие в современной жизни слова, как "сольфеджио", "партитура", "анданте", "а капелла"... За одной дверью слышно, как распеваются юные голоса. За другой мальчик перебирает струны гитары. Если открыть третью дверь, то можно выпустить в коридор и дальше, в мир, чарующие звуки флейты и удивиться, что так музицирует пятиклассник. А в четвертом классе маленькая куколка сидит за гигантским роялем. Ножки едва достают до педалей. Покачивая хвостиками на макушке, она разучивает Баха.

"Наши дети - не такие, как в других школах", - говорит заведующая отделением, дирижер старшего хора Елена Байысбаева. Та девочка, разучивавшая Баха, и звуки флейты за закрытой дверью заставляют поверить и задать вопрос: "А какие они? Чем отличаются?"

"Творческие люди, даже если им всего от 7 до 14 лет, это всегда личности, характеры, амбиции, свое собственное мнение", -  с волнением отвечает на вопрос Елена Байысбаева.

В гимназии обучение проводится по стандартной школьной программе со всеми необходимыми предметными часами. Особенность в том, что общеобразовательная программа в полной мере сочетается с программой обучения в традиционных музыкальных школах. В расписании больше уроков, дети дольше остаются в школе, но получают два средних образования. Так, ученики по итогам 8 класса получают аттестат об окончании музыкальной школы. 

Последние десять лет "Байтерек" успешно конкурирует с музыкальными школами по всей республике. Инструменталисты и хористы привозят награды  с международных конкурсов и фестивалей. Школьники регулярно участвуют в оперных постановках алматинского ГАТОБ. К тому же, у ребят весьма рано появляется возможность путешествовать. Интересна и сама атмосфера в школе. К примеру, по стенам коридоров развешаны рисунки школьников из художественного отделения (такое в гимназии тоже есть), выставлены фотографии музыкантов с различных выступлений. Дети видят результат своих стараний. Им это нравится. Глаза горят. А руки требуют творить.

Такая бурная творческая жизнь, безусловно, впечатляет. Но как же школа, занятия, биология и математика? Оказывается, музыка не мешает детям получать образование. Наоборот, музыка способствует более успешному обучению, развитию в каждом ребенке индивидуальности, расширению кругозора и формированию качеств, которые каждому пригодятся в жизни.

Дети знают, что такое сцена, концертная жизнь, выступление перед публикой. Это сказывается на их характерах и поведении. Заведующая отделением Елена Байысбаева: "Им приходится работать в команде и одновременно развивать лидерские качества. Идет постоянный процесс развития коммуникативных навыков. Они открыты к общению".

Занятия музыкой способствуют усидчивости, концентрации и настойчивости, учат преодолевать преграды, брать высоту. Преподаватель фортепиано Марина Пожидаева: "Многие дети после окончания нашего отделения уходят в физико-математические школы, технические колледжи, университеты и там успешно учатся. Они привыкли творить".

Ученые доказали, что музыка способствует изучению точных наук. В музыке, как и в математике, присутствует логическое мышление, высокая координация, многослойность процесса. Заведующая отделением Елена Байысбаева: "Очень большая нагрузка на мозг: ученик играет, видит, слышит, считает такт, распознаёт знаки и символы, корректирует, пытается прочувствовать произведение и донести суть до слушателя".

Даже если вы один год посвятили занятиям музыкой, на 25 процентов улучшается взаимодействие полушарий мозга. Преподаватель фортепиано Римма Морозова: "История знает множество примеров, когда известные ученые были еще и прекрасными музыкантами. Один из величайших физиков Эйнштейн любил играть на скрипке. Знаменитый математик Пифагор создал множество трактатов по музыке".

Одну из главных ролей музыка играет и в процессе воспитании вкуса, эстетики и этики. Дети прикасаются к сокровищам мировой классики, не только слушают, но сами исполняют и поют. Заведующая отделением Елена Байысбаева: "У меня девочка обучается, Маша. В прошлом году, когда она училась в третьем классе, мы готовились к конкурсу и разучивали "Инвенцию" Иоганна Баха. Для детской души это сложное произведение. Она выучила это произведение, сыграла вдохновенно, а потом сказала: "А ведь после Баха играть больше ничего не хочется..."

Музыка поднимает уровень жизни, показывает определенный эталон поведения. Дирижер среднего хора "Байтерек" Галина Долгополова: "Выступать нашим детям случается в разных местах, даже в церквях и по случаю религиозных праздников. И это также накладывает определенную ответственность, в частности, в вопросах поведения".

Еще один очень важный момент. Музыка, расширяя кругозор, раздвигая границы сознания, воспитывает в ребенке терпимость в таких сложных вопросах, как конфессиональный и национальный. Преподаватель фортепиано Римма Морозова: "В рамках образовательной программы ученики знакомятся с музыкальными произведениями различных стран и народов, разучивают произведения на иностранных языках. А для того, чтобы проникнуться произведением, нужно хотя бы немного познакомиться с историей и культурой народа, с эпохой, когда оно было написано. И когда ребята узнают какой-то народ посредством музыки, они видят его красоту, они открывают для себя, что нет лучших и худших, все разные, но прекрасные". 

Однако педагоги предупреждают: нельзя учить музыке через силу, в отсутствие желание самого ребенка. Нельзя превращать музыку в пытку. Ведь слишком часто родители стремятся воплотить в ребенке то, чего сами не могли добиться по разным причинам. 

Но если ребенок сблизился с музыкой, он уже никогда с ней не расстанется. Музыка станет его способом самовыражения. 

Фото: Мария Ульянова

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?