Велосипедисты, самокатчики, роллеры и скейтбордисты: правила выживания

#Что, где, когда?

Последние несколько лет экологичный транспорт переживает настоящий бум по всему Казахстану. В городах появляются десятки километров велодорожек, и уже не вихрастые тинейджеры, а мужчины в костюмах и женщины в платьях катят на работу на самокатах, велосипедах и сегвеях. Но, развивая культуру экологичного транспорта, нельзя забывать о культуре поведения на дороге.

Велосипедисты, самокатчики, роллеры и скейтбордисты: правила выживания

К сожалению, не все даже самые опытные водители досконально знают правила дорожного движения, что уж говорить о пешеходах. А если водитель пересел (точнее – перешел) на самокат? Какие правила дорожного движения распространяются на самокаты, велосипеды, гироскутеры и прочие чудеса техники? Comode внимательно изучил правила дорожного движения Казахстана: мы посоветовались с директором алматинской автошколы "Кредо" Александром Харламовым и составили свод правил дорожного движения для водителей гироскутеров, самокатов, сегвеев и велосипедов всех мастей.

Кто такие – участник дорожного движения, водитель и пешеход?

Участники дорожного движения – это все мы, без исключения. Мы участвуем в дорожном движении всегда, когда это движение есть. И даже малыш в коляске – участник, и обязан соблюдать ПДД в меру своего понимания.

При этом водители – это не только водители автомобилей и мотоциклов, но и скутеров, электросамокатов и велосипедов (если велосипедисту больше 14 лет). Кроме того, лицом, управляющим транспортным средством, является и "погонщик, ведущий по дороге скот, стадо вьючных, упряжных или верховых животных". То есть все, кто имеет право и передвигается по проезжей части, – это водители. Все остальные – пешеходы или пассажиры.

У пешеходов есть приоритет на дороге?

Есть такая поговорка "Пешеход всегда прав, даже когда мертв". Жестоко, но почти правда – если вы будете перебегать дорогу даже в неположенном месте и вас собьют, то ваши родственники почти наверняка смогут выбить компенсацию с водителя. Другое дело, что вам эта компенсация уже будет ни к чему. 

Ни у кого нет приоритета на дороге! То есть все участники дорожного движения имеют равные права и обязанности, кроме того "реализация прав одних участников дорожного движения не должна нарушать права других участников дорожного движения".

Участники дорожного движения в том числе обязаны:

– выполнять требования сигналов регулировщика и светофора, дорожных знаков, дорожной разметки, которые применяются для регулировки дорожного движения, звуковых и световых сигналов, используемых при дорожных работах, специальных световых и звуковых сигналов транспортных средств оперативных и специальных служб;

– действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми, не создавать препятствий и опасности для дорожного движения.

Полный перечень "дорожных законов" можно посмотреть в правилах дорожного движения. Мы не стали полностью цитировать правила дорожного движения, вы найдете их в открытом доступе, но рекомендуем вам еще раз внимательно их перечитать и запомнить. А главное – соблюдать.

Так кто же такие самокатчики, скейтбордисты, сегвеисты и прочие люди, которые не едут на автомобиле или мотоцикле, но при этом не передвигаются пешком?

В первую очередь коротко поясним ПДД для велосипедистов. Велосипедисты обязаны передвигаться по велодорожкам, но без превышения разумной скорости! Потому что никто не отменял не знающих ПДД мам с детьми, роллеров и прочих, кому также удобно передвигаться по велодорожкам. Если велодорожек нет, то велосипедист должен ехать по правому краю крайней правой полосы. Но если велосипедисту нет 14 лет, он обязан передвигаться по тротуару!

ПДД для водителей самокатов существуют?

Это очень важно знать – все вышеперечисленные категории участников дорожного движения относятся к пешеходам, кроме водителей самокатов. Но если вы видите парня на электросамокате, объезжающего стоящие в пробке машины, – он нарушает правила дорожного движения, потому что он обязан двигаться по велодорожке, а если ее нет – по краю правой полосы. Этот парень не имеет права передвигаться по тротуару.

По формулировке МВД и в соответствии с Законом "О дорожном движении":

"Мопед – двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную скорость не более 50 километров в час. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мотики, скутеры и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками".

Получение специального права на управление электросамокатами не требуется, но водителю должно быть не менее 16 лет.  Мопеды двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения, а при их отсутствии – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд. Движение мопедов по пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам в нарушение правил дорожного движения влечет штраф в размере 15 МРП.

Прогулочный самокат приравнивается к велосипедам. В отличие от мопедов (электросамокатов), велосипеды (прогулочные самокаты) могут передвигаться по обочине, тротуару или пешеходной дорожке.

"Но как же быть, они же носятся по тротуарам, а у них (в отличие от велосипедов) даже клаксонов нет!" – спросите вы. Про электросамокаты мы уже пояснили – смело гоните их на правый край проезжей части, а вот касательно остальных все как раз прописано в ПДД РК, в разделе "Обязанности пешеходов". Вот некоторые пункты этого раздела:

– Пешеходы двигаются по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.

– При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы двигаются по велосипедной дорожке или идут в один ряд по краю проезжей части дороги (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части дороги).

– Вне населенных пунктов при движении по проезжей части дороги пешеходы идут навстречу движению транспортных средств.

– Пешеходы пересекают проезжую часть дороги по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии в пределах видимости – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

– При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается пересекать дорогу под прямым углом к краю проезжей части дороги там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Не допускается пересекать проезжую часть дороги вне пешеходного перехода при наличии разделительной полосы в населенном пункте, а также в местах, где установлены пешеходные или дорожные ограждения.

– На нерегулируемых пешеходных переходах (то же самое, что нерегулируемый перекресток) пешеходы выходят на проезжую часть дороги после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части дороги вне пешеходного перехода пешеходы не создают помех для движения транспортных средств и не выходят из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

– Выйдя на проезжую часть дороги, пешеходы не задерживаются и не останавливаются, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, останавливаются на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигналов светофора (регулировщика).

– При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы не переходят проезжую часть дороги, а находящиеся на ней уступают дорогу этим транспортным средствам и освобождают проезжую часть дороги.

Каждый сам отвечает за свою безопасность

По словам Александра Харламова, правила правилами, но у каждого человека своя голова на плечах и своя ответственность за себя и своих детей. Поэтому банальные меры безопасности каждый должен соблюдать сам. Например – надеть шлем перед тем, как выехать на велосипеде на проезжую часть, или не разгоняться до возможных 30 км/ч на электросамокате, даже если вы едете по не слишком загруженной автомобильной дороге. Мамочки не должны гулять с колясками по велодорожкам просто потому, что подвергают опасности своих малышей. И уж тем более родители должны следить за детьми на гироскутерах, роликах и самокатах, особенно учитывая покатые наклоны в Алматы. 

Важно, что обязанность мопедиста надевать шлем законодательно не предусмотрена. Но так как ваша безопасность в ваших руках, шлем рекомендуется надевать даже скейтбордистам и роллерам. 

Почти все знают, что, переходя через дорогу, необходимо вытащить малыша из коляски, а коляску не катить перед, а вести за собой; нельзя бежать сломя голову, тем более когда до окончания зеленого сигнала светофора осталось несколько секунд; нужно слезть с велосипеда, самоката, сабвея и катить их рядом; на роликах надо катиться не спеша, не быстрее обычного пешехода; скейтборд и гироскутер нужно нести в руках. Но, к сожалению, практически никто и никогда не соблюдает эти простые правила безопасности, подвергая риску не только себя, но и всех окружающих участников дорожного движения.

#велосипеды #правила дорожного движения #велосипедные дорожки #ПДД #самокаты

Загрузка...