Картинка
Их жизнь

Вызывающе нестандартная Нетта – может ли женщина быть столь некрасивой

Можно как угодно относиться к конкурсу "Евровидение", но отрицать его влияние и популярность в мире не приходится. Даже в США, отродясь не принимавших участие в конкурсе, есть много преданных поклонников "Евровидения". Его можно считать серьезным музыкальным состязанием или парадом фриков на потеху невзыскательного зрителя, но главный смысл конкурса в том, что он является мощным символом наднационального объединения культур на почве музыки и вокруг – да, именно что – европейских ценностей.

С этого ракурса победа никому доселе не известной юной израильтянки выглядит чрезвычайно символичной. Особенно если наблюдать это все из постсоветского пространства, где отношение к роли женщины в обществе все еще пронизано старыми недобрыми патриархальными ценностями. Немудрено, что именно русскоязычный сектор Сети наполнился гулом негодования: "Толстуха", "Уродка", "Как она могла победить?!", "Там все куплено!"

25-летняя Нетта рвет все возможные шаблоны: она не только не может похвастаться стройной фигурой или смазливым личиком – она вызывающе нестандартна. И, кажется, нисколько этим не смущается и даже бравирует своей внешностью. Даже Кончита Вюрст, победа которой скандализировала постсоветское пространство четыре года назад, соответствовала до определенной степени нашим представлениям о поп-звезде: сильный вокал, шикарная фигура, красивое платье, симпатичное лицо – пусть хоть и с бородой. А тут – вот это нечто. Мяукающий голос, электронные рифы, лупер этот странный, округлая фигура и яркий мейкап на таком же округлом лице. Бог знает что. Добро бы платье в пол надела и оперную арию выдала – куда ни шло. Монсеррат Кабалье мы и не такой вес прощали. Но эта еще и приплясывает!

Как есть цирк уродцев. Фу.

Такая реакция между тем демонстрирует полное непонимание того, что происходило на сцене лиссабонской "Алтис Арены". Победа Нетты связана вовсе не с эффектом novelty (явление в поп-музыке, когда песня или исполнитель получают глобальную известность за счет новизны, экстравагантности и смехотворности, ярчайший пример – Gangnam Style корейца Сая – Psy). Ее победа – результат эволюции поп-музыки, феминизма и в целом общества в западных демократиях.

Начнем с того, что Нетта – недурной музыкант, и песня Toy является классическим современным поп-хитом: цепляющий хук, ломаный вокал, мелодичный бридж и совершенно эстрадный припев – такую песню могла бы исполнить Ники Минаж или Кэти Перри, и никто бы не удивился. В победе Барзилай выбор песни сыграл большую роль. Собственно, как и яркие краски ее костюма и макияжа, неочевидные отсылки к японской массовой культуре, заигрывания с хип-хопом – все это тоже выделяло Нетту из ряда соперников.

Но качёвый бит и безумный имидж – это всего лишь внешнее, шелуха. Иногда для победы довольно и ее, но здесь другая история. Нетта олицетворяет очень важную тенденцию – изменение роли женщины в современном мире.

Тут стоит прислушаться к словам песни, принесшей Израилю победу в этом году, и присмотреться к подбору репертуара, которым Нетта прокладывала себе путь к триумфу. В Израиле ежегодно проводится телеконкурс для музыкантов, призванный выбрать артиста, который будет представлять страну на "Евровидении". Какие хиты исполняла Нетта на этом конкурсе? Это и несколько наивный гимн "феминизму подружек" Wannabe от Spice Girls, и издевательский хит Рианны Rude Boy, где девушка приглашает парня к сексу и при этом жестоко стебется над его половой мощью – абсолютно антипатриархальная вещь. И Beautiful Кристины Агилеры, где воспевается любовь и принятие себя. Однажды Нетта смешивает две novelty-songs: это Tik Tok Кеши, где лирическая героиня описывает банальный запой, и Gangnam Style того же Сая – девушка смело смеется над критиками, уже готовыми втиснуть ее в эту категорию. Короче, Нетта умудрилась расставить правильные фигуры на шахматной доске еще до того, как она начала свою беспроигрышную партию на "Евровидении".

Наконец, сама песня Toy чрезвычайно красноречива: открывается она с утверждения, что исполнительница – "прекрасное создание", дальше молодой человек, к которому обращены слова песни, буквально размазывается по стенке: в припеве говорится, что  "я не твоя игрушка, глупый ты пацан". Плюс имеется отсылка к Чудо-женщине – не только самой главной киногероине современности благодаря прошлогоднему фильму, но и воплощению феминизма в массовой культуре. И еще один мета-референс – Чудо-женщину в кино играет красавица Галь Гадот. Такая же израильтянка, как и Нетта, также отслужившая в армии.

Против такого потока хитроумных отсылок, тщательно продуманного антиобраза, мастерски отработанного номера и сильной песни европейская аудитория устоять никак не могла.

Но больше всего подкупало то, что Нетта занимается не пустой бравадой. Выдавая песни о женской силе, она искренне верит в то, что делает, и отстаивает право быть собой со всей серьезностью. Первыми словами победительницы со сцены были "Спасибо огромное за нестандартный выбор! Спасибо, что голосовали за разнообразие!" Барзилай показывает, что наступило время пересмотреть наши представления о том, как должна выглядеть победительница крупнейшего международного эстрадного конкурса.

С момента появления поп-музыки как жанра на музыкальном олимпе правят женщины, в большей или меньшей степени отвечающие общепринятым стандартам красоты. Коммерческий успех имеют красавицы с кукольной внешностью – Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Бейонсе, Ариана Гранде. Это объяснимо, ведь эстрада, как и массовое кино, служит развлечению. Когда мы нуждаемся в побеге от реальности, мы хотим видеть красоту и желательно безупречную.

Но если вспомнить, что искусство должно отражать реальность, то придется совершать эту, в общем-то, нехитрую внутреннюю работу над собой и принять как факт, что на сцене должно быть место и полным, и низкорослым, и чернокожим, и имеющим отличную от большинства сексуальную ориентацию, и неспособным обходиться без инвалидного кресла – в общем, всем, кто раньше не вписывался в установленную парадигму.

Но что еще важнее: культ красоты, который общество навязывает женщинам испокон веков, касается не только сцены. Простой экскурс в историю даст нам примеры влияния тайных воротил Голливуда и модных домов Милана и Парижа, которые последний век задают всем женщинам планеты один и тот же стандарт красоты: стройная, высокая, ухоженная.

А если заглянуть еще глубже, то последние несколько тысяч лет патриархальное общество отводило женщине роль практически животную: воспроизведение человеческого рода. Наукой, искусством, политикой, государственным управлением, философией – почти всем, что отличает человека от других животных, – занимались мужчины. От женщин требовалось удовлетворять сексуальные потребности мужчин, зачинать, рожать и воспитывать детей. Даже в доме, который традиционно считается "женской сферой", решения принимал мужчина, а женщине отводилась роль исполнителя. При таком раскладе немудрено, что внешняя привлекательность являлась чуть ли не единственным способом выжить, сохранить милость повелителя, занять свое скромное место под солнцем.

Теперь мир изменился неузнаваемо. Женщины работают и зарабатывают, самостоятельно принимают решения относительно своей семьи, брака, того количества детей, которое хотят, и могут обходиться без "кормильца" совершенно – все еще не везде, все еще не всегда, но это уже давно не утопическая мечта, а реальность. И в этой новой реальности женщины наконец-то могут пересмотреть саму идею "женской привлекательности" без навязчивого влияния доминирующего мужского пола. Задуматься над тем, насколько удобны эти высокие каблуки-шпильки или обтягивающая блузка с глубоким декольте. Сделает ли отсутствие макияжа женщину менее эффективным профессионалом или худшей матерью. Стоит ли изводить себя диетами из-за пары лишних килограммов, и кто вообще сказал, что они лишние. Ради кого или чего на самом деле она идет после сорока лет вкалывать ботокс в кожу лба. Это долгая дискуссия, от участия в которой нам, мужчинам, по-хорошему, стоит воздержаться.

Но поданный с самой большой музыкальной сцены мира пример не будет лишним. Присмотритесь к Нетте – она, вообще-то, прекрасна.  

Автор: Мади Мамбетов

#HeForShe