Лучшая актриса в Каннах Самал Еслямова: "Я просто человек, а звезды – на небе"

#Их жизнь

Завтра, 15 сентября, в Алматы стартует Almaty Film Festival. Кинофестиваль откроет картина "Айка" - за эту роль казахстанская актриса Самал Еслямова получила Золотую пальмовую ветвь 71-го Каннского кинофестиваля. Самал рассказала Comode, почему картина вызвала такой отклик: у нас стыд родить ребенка без мужа - сильнее материнской любви.

15 сентября у казахстанцев есть возможность побывать на открытии Международного кинофестиваля Almaty Film Festival и увидеть финальную версию фильма "Айка" режиссера Сергея Дворцевого. В Каннах была представлена версия с недоработанным звуком, казахстанский зритель увидит картину в ее окончательной версии. Прокат фильма в кинотеатрах ожидается этой осенью.

Это вовсе не кино для просмотра с попкорном. Фильм "Айка" рассказывает о молодой эмигрантке из Кыргызстана, которая нелегально живет и работает в Москве. После нежелательной беременности она оставляет ребенка прямо в роддоме. Но со временем материнские чувства берут вверх, и Айка начинает отчаянные поиски своего брошенного сына.

После получения награды в Каннах Самал – желанный гость на различных мероприятиях, пресс-конференциях, презентациях. Свою драгоценную и значимую награду Еслямова привезла в Алматы в своем небольшом рюкзачке. 

Часто приходится вот так, в рюкзаке, возить "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля? 

Да, точно подметили. Часто приходится перевозить ее с собой из города в город. Поэтому я нашла подходящий рюкзак и бережно кладу туда свою каннскую статуэтку.

Как вообще вы относитесь к повышенному вниманию?

Я в эту профессию пришла совсем не для того, чтобы быть звездой. Но это часть работы. Если ты делаешь что-то по-честному, максимально выкладываясь, то в результате люди могут заметить тебя и то, что ты делаешь. Честно, я никогда не любила повышенного внимания к себе и не стремилась к звездности. Я училась в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) на режиссерском факультете, а моя подруга и талантливая певица Жанар Дугалова - на эстрадном. Еще тогда, да и сейчас, я поражалась, как Жанар спокойно может зайти в кофейню или ресторан и разговаривать со мной или подругами. Это удивительное умение – чувствовать себя свободно.

Не то чтобы я хочу спрятаться, но и сильно расслабленной на людях я себя не чувствую. Но я очень люблю свою профессию – у нас, актеров, каждый день может кардинально отличаться от предыдущего. В Каннах наградили меня, но я считаю, что это прежде всего заслуга режиссера. Поэтому я не воспринимаю успех нашей команды как что-то личное. 

В фильме "Айка" из-за бытовых сложностей мать бросает своего новорожденного ребенка. В Казахстане, к сожалению, было много таких случаев. Ваш фильм "зеркалит" нашу жизнь?  

Я думаю, что такое случалось и раньше, не только сейчас. Режиссер Сергей Дворцевой родился в Казахстане, знает, как трепетно относятся к детям в Средней Азии, но однажды он наткнулся в газете на страшную статистику: 248 киргизских женщин, работавших в Москве, отказались от своих детей. Он решил дойти до сути. Что заставляет людей переступать человеческие законы? Мне дико это говорить, но, видимо, стыд родить вне брака намного сильнее материнской любви.

Я не хочу никого учить жить, не хочу выступать с каким-то моралите. Я тоже обычный человек, история Айки, расказанная в фильме, может случиться со многими из нас.

Часто сталкиваетесь с мнением, что именно социальные драмы чаще выигрывают на кинофестивалях? Европейцы действительно любят такое кино?

Еще говорят: "Европейцы любят чернуху". Но я так не думаю. Экспертные комиссии на кинофестивалях смотрят не на степень убогости в фильме, не на нагнетание драмы, а на художественную ценность, на искусство актеров сыграть, а режиссера – увидеть целостную картину. Наше кино – не фестивальное, оно – авторское.

Если ты смотришь кино и видишь, что там, на экране, настоящие люди, – это лучшая оценка для актера и режиссера. Сергей всегда говорит, что нужно играть и снимать так, будто есть возможность заглянуть в замочную скважину и случайно стать свидетелем происходящего.

Получается, что после учебы в ГИТИСе вы остались в Москве и все эти годы работали только с Дворцевым?

Сначала я училась, потом работала на театралных постановках, а потом в течение семи лет работала с Дворцевым. А в целом, прошло 11 лет. Теперь я полюбила и Москву. А работы над картинами "Тюльпан" и "Айка" стали моими первыми фильмами. Оба фильма побывали на Каннском фестивале. Десять лет назад "Тюльпан" получил в Каннах главный приз в программе "Особый взгляд".

Как часто вы приезжаете в родной Петропавловск? Чем занимаются ваши родители?  

Дома была в июле. Вижусь с родными очень редко, потому что либо работаю, либо нахожусь в отъезде. Когда я приезжаю к родителям, то мое сердце успокаивается, мне сразу становится тепло, сытно, спокойно.

Чем они вас балуют, когда вы дома?

Когда я этим летом поехала к родителям, то уже в пути у меня появилось сильное желание поесть домашний суп-лапшу с вялено-копченым мясом – знаете, которое дымком отдает. Не удержалась, позвонила маме и заказала. Дома с удовольствием поела традиционный "сур ет". А еще, наконец-то, дома я выспалась.

Вы не хотите перевезти родителей в Москву или Алматы? Удается ли им помогать финансово?

Мама и папа уже на пенсии, привыкли к своему укладу жизни. Им комфортно в родных стенах. А по поводу финансовой помощи – стараюсь по возможности, но, сами понимаете, у меня пока не заоблачные гонорары. Мы снимали фильм шесть лет… Это было очень затратно для всей команды. И в такие моменты я понимала, что деньги – не главное для меня.

Вы вновь будете работать с Дворцевым или открыты для новых предложений?

Сейчас у нас с Сергеем будет пауза в работе. Меня пригласили сниматься в одной из главных ролей в казахстанско-японском фильме "Конокрады". Режиссером картины выступает Ерлан Нурмухамбетов в соавторстве с японским режиссером Лисой Такеба. Мне приятно, что этот фильм тоже будет международным продуктом. В прошлом году я также снималась в масштабном историческом сериале "Батырлар жолы" режиссера Аскара Узабаева. Там я сыграла мать великого казахского батыра Карасая. Но, опять же, это была работа на летний период – только в августе, потому что все мои мысли и силы уходили на "Айку".

Расскажите, как вы познакомились с Дворцевым?

Это было в 2003 году, у нас был кастинг в Петропавловске. Ассистенты Сергея приезжали к нам, записывали на видео и отправляли ему пробы в Москву. Потом он пригласил меня на съемки. Он доверился мне полностью. По фильму я – мать-кукушка, бросающая ребенка. Хотя в жизни у меня нет детей и я не замужем. Я не знала, как матери обращаются с ребенком, боялась, что у меня не будет нужной пластики, нужных движений, но старалась быть максимально естественной. С детства я любила нянчиться с детьми.

Не перестану благодарить Дворцевого за такую возможность, за сложную, но очень важную работу. После фильма, где я сыграла мать, многие начали советовать мне побыстрее выйти замуж. При этом зачастую они делают это не совсем корректно, как будто они мне Америку открыли. Я человек серьезный и основательный, поэтому к созданию семьи я не могу подойти схематично, не стану этого делать только потому, чтобы получить статус замужней женщины. Не хочется создавать семью только потому надо или потому что возраст поджимает. 

У вас на кинофестивале в Каннах был наряд с заметными казахскими мотивами. Вы его специально подбирали?

На самом деле мы были так заняты подготовкой картины, что я не успела продумать свой наряд. И попросила продюсера Гульнару Сарсенову привезти мне платья во Францию. Среди вариантов был и наряд от узнаваемого бренда "Курак корпе".  

Страшно ли вам окунаться в казахстанский шоу-бизнес?

Мне хотелось бы всегда быть ближе к авторскому кино. Конечно, после признания на Каннском фестивале нас с Сергеем часто приглашали на приемы, интервью, пресс-конференции. Мне искренне нравится общаться с людьми и я понимаю, что отказаться от публичности было бы неправильно.  

Вижу, что отечественные звезды активно интегрируются в коммерческие проекты, сотрудничают с разными брендами. Почему бы и нет?! Но пока делать на этом акцент я не хочу. Я просто человек, а звезды – на небе.

Для информации: 

I Международный кинофестиваль Almaty Film Festival, организованный Astana Film Fund и акиматом Алматы, пройдет с 15 по 19 сентября. В основном конкурсе кинофестиваля будут представлены десять картин из Казахстана, Франции, России, США и других стран.

Победителей определят в пяти номинациях: Гран-при, "Лучший режиссер", "Лучший актер", "Лучшая актриса" и "Специальный приз жюри". Оценивать работы будут известные кинематографисты: немецкая актриса Настасья Кински, французские продюсеры Марк Рускар, Пьер Спенглер и казахстанский продюсер Гульнара Сарсенова. Возглавит жюри российский режиссер Сергей Бодров.

Зрители смогут попасть на показ фильма "Айка" бесплатно после регистрации на официальном сайте кинофестиваля. 

#Самал Еслямова #Лучшая актриса 71-го Каннского кинофестиваля #Almaty Film Festival #интервью с Самал Еслямовой #Конокрады

Загрузка...