15 неизвестных фактов из жизни танцора балета
Досжана Табылды

Автор: Zhanat
4837 0 Их жизнь
В этом году самый титулованный казахстанский танцор балета Досжан Табылды покинул сцену театра «Астана Опера». Это не первый и, думаем, далеко не последний безумный поступок Досжана, который он сам считает вполне нормальным. Он привык так жить, он такой один – талантливый, смелый, харизматичный и влюбленный в свою профессию. Сегодня на Comode Досжан Табылды делится неизвестными фактами из своей жизни.

Я руководитель и основатель хореографического центра для детей и взрослых Doszhan Tabyldy Dance Centre в Астане. У нас занимаются все, кто хочет прикоснуться к высшему искусству хореографии и балета. Вот уже второй сезон я вхожу в состав жюри телевизионного проекта «Биле, Қазақстан!». Мне нравится этот проект, потому что он дает хороший толчок развитию хореографического искусства во всех его направлениях. Также я занимаюсь реализацией своих идей, концертов, поездок на гала-концерты международного уровня. К примеру, в этом году я снял клип Teniz, который рассказывает о трагедии Аральского моря.

Я был очень энергичным и озорным ребенком, не давал спуску никому. Если где-то разбивалось стекло или кто-то подрался, то в 95 процентах случаев к этому был причастен я. Были ситуации, когда я выходил во двор и некоторые родители, увидев меня, забирали детей домой. Я был заводилой, хулиганом, но при этом имел весьма не устрашающий вид – пухленький, маленький и кудри, как у Пушкина. Били стекла, воровали вишню, яблоки, малину, жарили за домом картошку, играли в войнушку, асыки, казаки-разбойники. Такое вот счастливое алматинское детство.

В детстве у меня был муляж автомата Калашникова и игрушечный кольт, почти как настоящий – тяжелый, с барабаном. Представьте, с таким оружием шестилетний мальчик бегал по алматинским дворам и играл в войнушку. Но обе эти игрушки куда-то подевались. Может, родители побоялись и решили отдать кому-то постарше. Тогда, конечно, я переживал из-за их потери, ну а сейчас вообще не жалею ни о чем материальном.

Сейчас стало модно говорить, что ты не веришь в суеверия и приметы. Но у каждого человека есть какие-то моменты. Мое суеверие заключается в том, что перед большим и ответственным спектаклем мне обязательно нужно хорошо поесть и поспать. Ну а потом уже подготовиться, разогреть все связки и суставы, настроиться на роль.

Балерины носят пуанты, а мужская обувь называется мягкими балетными туфлями. У меня их около 40 пар, многие еще запечатанные, в основном пользуюсь 12 парами. Ну и на каждый спектакль по 3-4 пары туфель, а спектаклей 40-45 бывает. Вот и считайте.

Мне до сих пор стыдно вспоминать, как в 4-м классе я подвел своих одноклассников и преподавателя. Мы тогда считались самым лучшим классом, и нам предстоял открытый урок по классическому хореографическому танцу. Я всю ночь готовился, устал, поздно лег и проспал этот урок. Прибежал, когда уже все закончилось. После я узнал, что урок получился провальным, ребята без меня растерялись, потому что всегда ориентировались на меня. Нашему педагогу Улану Атаулаевичу Мирсеидову тоже было не по себе, потому что мы так его подвели. На следующий день он выслушал меня, сказал, что бывает, и мы продолжили работать.

Мое самое запоминающееся знакомство произошло в 1996 году, когда мне было 11 лет. В Алматы приехала легенда мирового балета Майя Михайловна Плисецкая. Я и еще трое детей из училища встречали ее с цветами. Мы удостоились чести первыми увидеть Плисецкую, помню, она нас поцеловала в щечку. Это был сказочный момент в жизни. Позже Майя Михайловна выступала во Дворце Республики и там мы с другом тоже дарили ей цветы. Мне тогда дядя привез из Москвы книгу Плисецкой и я долго не решался подойти к ней за автографом. После выступления я подошел к Майе Михайловне и она не только согласилась подписать книгу, но и пригласила нас с другом в гримерку. Там мы с ней познакомились и сфотографировались.

Спустя десять лет после первой встречи в Будапеште я участвовал в конкурсе Рудольфа Нуриева, где Плисецкая была председателем жюри. Тогда я стал победителем, и она лично вручала мне награду.

Мой брат Динмухамед Табылды пишет стихи. У него много хороших стихотворений, я в последнее время зачитываюсь ими, потому что они настолько реальны, правдивы, близки, поучительны и при этом они хорошо вдохновляют и мотивируют. Мое любимое стихотворение «Я не пророк и не поэт…»:

Я не пророк и не поэт,

Пишу я будто бы в нирване,

Я не могу сдержать тот свет,

Что льется на листок бумаги…

Я не могу сопротивляться

Потоку мыслей в стихотворной форме,

Они как будто бы стремятся,

К своей свободе, словно реки к морю.

Они тревожат мое сердце,

И бьются в сердце, убыстряя такт,

Как птицы рвутся через клетку,

Во имя жизни, а не просто так…

В детстве меня называли Дос, иногда Душман, видимо, когда не давал никому жить. Потом было прозвище Кудрявый или Пушкин. В юношестве называли Онегиным. Потом уже наступило время прозвищ другого уровня – лауреат международных конкурсов, артист балета, ведущий солист государственных премий и т. д. (смеется).

То, что для меня кажется нормальным, часто для других кажется безумством. Многие посчитали безумным поступком то, что я ушел из театра «Астана Опера» и решил заняться своими проектами. Подготовиться на международный конкурс Большого театра и стать победителем – первым в истории выходцем из Казахстана. Собрать волю в кулак, сказать, что я смогу, и выйти на сцену в 20 лет в партии Спартака. Заниматься балетом и драться на улицах. Таких безумных поступков было много. Но это моя жизнь, я принимаю ее такой, какая она есть. С каждым годом ты меняешься, меняются твои ценности, хочется больше творить, дарить больше добра, тепла с помощью своего творчества и мастерства.

Ограничений в профессии артиста балета много. В первую очередь это правильное раздельное питание. В период гастролей каждый день соблюдаешь режим, чтобы справиться с марафоном спектаклей. Обязателен хороший сон. Нельзя принимать лишнюю физическую нагрузку, потому что ее и так достаточно и могут быть перегрузы организма, переутомление. Под запретом лыжи, коньки, где ты можешь получить травму, подвернуть или сломать ногу. Если повредить хотя бы мизинец, ты уже не сможешь выступать на должном уровне. Поэтому нужно думать перед тем, как что-то делать.

Одна из сложнейших ролей – это партия Спартака, потому что у него много выходов, которые наполнены насыщенными монологами, сюжетом, текстом, мощной музыкой и технически сложными элементами. Это напряжение на протяжении трех актов – около трех часов. А вообще партии не бывают легкими. Для каждой роли нужно полностью перевоплотиться в характер, психотип героя, стать им. Мало кто это понимает и мало у кого это получается. Мимика, взгляд, движения, вся твоя сущность должна полностью на молекулярном уровне пройти метаморфозы, чтобы ты вышел на сцену и зритель сказал – да, вышел Спартак!

Мне вообще не жалко тратить деньги, особенно на подарки близким, родным, любимым, на действительно нужные вещи. Деньги – это не жизненное достижение, а просто ресурс.

У меня неплохо получается рисовать, играть на музыкальных инструментах, заниматься боевыми искусствами. Еще хочу начать лепить из глины. Если бы не стал артистом балета, думаю, судьба все равно занесла бы меня в какую-то творческую деятельность. Я стал бы хорошим режиссером, психологом или занимался креативным бизнесом.

Я счастлив в большинстве случаев. Встретить человека, которого ты давно не видел, познакомиться с новыми людьми, вдохнуть полной грудью свежий воздух, посмотреть на природу, увидеть улыбку родителей, увидеться с родными, выйти на сцену и почувствовать, как шквал аплодисментов сносит тебя. Все эти моменты счастливые, не могу сказать, что где-то я максимально счастлив.

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий