В школу не пойдем: как работает хоумскулинг в Казахстане?

#Воспитание и развитие

Деградация школьного образования, утечка мозгов и ничем не заинтересованные «дети-роботы» – это не сюжет для антиутопии, а наша нативно протекающая реальность. Школьное образование – традиционно горячо обсуждаемая тема за каждым столом. А уж домашнее образование вызывает множество споров и рассуждений.

В школу не пойдем: как работает хоумскулинг в Казахстане?

И если за рубежом такая практика функционирует уже не первый год, то в Казахстане тема активно дискутируется, практикуется и имеет противников и сторонников. Comode решил не закрывать гештальт темы семейного образования, а погрузиться в нее с головой, побеседовать с разными сторонами одной, но такой многогранной темы, являющейся подспорьем будущего для наших детей.

Хоумскулинг: что это такое и с чем его едят

Вначале стоит отметить, что идея семейного образования имеет глубокие исторические корни, ведь именно семья традиционно является одним из важнейших субъектов образовательной среды. Совместно со школой она участвует в системе образования через создание условий для социального, личностного, культурного, духовного, физического и творческого развития ребенка. Дворяне учили своих детей дома, в советское время дети-спортсмены из-за частых разъездов подолгу не посещали школу. Поэтому неудивительно, что семья стала все активнее претендовать на право хоумскулинга.

Тем не менее во всем мире примерно 2% населения выбирают такой метод обучения. Португалия, Америка, Англия, Израиль, Беларусь, Канада, Япония, Узбекистан, Украина, Австралия, Молдова, Австрия, Чехия и даже крупнейший партнер нашей страны Россия с 2015 года имеют на законодательном уровне право на заочную и семейную формы обучения. Однако в Германии и Швеции такой вид образования законодательно запрещен и влечет за собой штрафы, тюремные сроки для родителей, вплоть до лишения родительских прав.

Отметим, что хоумскулинг подходит для тех детей, кто занят творчеством, строит спортивную карьеру, опережает школьную программу по своему развитию, для семей, которые предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, или же сами родители не хотят подгонять ребенка под общий темп обучения.

Чаще всего родители-хоумскулеры выбирают традиционный метод обучения, при котором школьная программа осваивается дома. При необходимости возможно привлечение репетиторов по отдельным предметам. Как отмечают родители, практикующие этот метод, время ежедневных занятий по школьной программе в домашних условиях сокращается с 5–6 до 1,5–2 учебных часов. Подробнее о составлении методики хоумскулинга мы поговорим позже.

Многим до сих пор хоумскулинг кажется пустой тратой времени родителей и попыткой сделать собственного ребенка асоциальным. С другой стороны, специалисты считают, что это единственная возможность вырастить дитя не зашоренным человеком старой системы, у которого нет даже своего мнения, а свободной личностью новой эпохи, которая знает, что вызубренный учебник ничем не поможет ей в жизни. Поэтому неудивительно, что, когда дискуссия заходит об обучении на дому, звучат такие имена, как Уильям Штраус и Нил Хау.

Именно они создали теорию поколений, в основу которой лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный период времени, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания с похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты, какие ставим цели и что нас мотивирует.

На сегодняшний день в классах школы учится два поколения: поколение Y –ученики 9–11 классов, и поколении Z, которое представляют в школе ученики 1–8 классов. Учителя – в основном представители поколения X и Y.

Их дом – виртуальное пространство, они на «ты» с высокими технологиями, гаджеты – привычная часть их повседневности. Они умеют отлично работать с любой информацией, могут быть мультитаскерами (делать несколько дел одновременно), обладают инфантилизмом и «клиповым» сознанием. Большие индивидуалисты и самодостаточные личности с развитым эгоцентризмом. Действующая модель образования скучна для этого поколения. Они – поколение Z, первые представители которого появились на свет с 2000 года. Психологические особенности поколения Z:

– быстрое включение в интересующую их информацию;

– нацеленность на быстрый результат;

– неусидчивость и нетерпеливость, повышенная возбудимость;

– интровертированность, склонность к аутизации.

Поколение Z предпочитает коммуникации с людьми, не выходя из дома, комфортно чувствует себя в онлайн-общении. Узнаете по этим характеристикам своего ребенка?

«Дорисовывайте успех своего ребенка и свой собственный успех в совместной деятельности»

Проект для родителей поколения Y и детей поколения Z Веры Садыковой – магистра делового администрирования, педагога, коуча с международной квалификацией и мамы – уже успел увидеть свет, но ненадолго. Отстаивая право своей 10-летней дочери учиться вне школьных стен, женщина обила немало порогов высоких кабинетов и даже создала экспериментальный проект дистанционного обучения на базе известной платформы Moodle. Был разработан концепт, обоснования, пройдена защита на научном совете. После утверждения проекта поступило около трехсот заявок от родителей со всего Казахстана, желающих поучаствовать в программе. Важно отметить, что проект включал в себя обязательные требования, в числе которых было тестирование для родителей и их детей на предмет взаимоотношений и близости. Ведь зачастую функции родителей заключены в доведении ребенка до дверей школы, передачи в руки учителя, а там как-то последние должны вменить ребенку воспитание, тягу к знаниям. В конечном итоге результат всего должен удовлетворить родителей и, может быть, ребенка. В рамках хоумскулинга вся ответственность за ребенка ложится не на педагогов, а на родителя. Ближе к старту проекта, когда должны были начать обучение дети с первого по пятый классы, об этом узнали журналисты и придали этой теме большую огласку. В связи с этим проект был спешно свернут чиновниками от образования. Несмотря на то что Центр модернизации образования первоначально дал разрешение, причиной закрытия стало то, что законом не разрешен такой метод обучения. «Казахстан сейчас просто не готов к такой форме обучения», – такой ответ прозвучал из уст работников образования.

– Эксперимент проходил на базе столичной школы-гимназии № 22.  В первую очередь я с уважением отношусь к школе так таковой, так как сама имею педагогическое образование и отработала больше 3 лет учителем информатики, – рассказывает Вера Николаевна. – На то время, когда я работала в школе, у меня были классы со всех параллелей. Возможно, некоторые преподаватели сталкивались с тем, что ты пытаешься детям предложить, словно глоток свежего воздуха, новые методики обучения, но администрация школы не дает учителям развернуться, а требует следовать учебному плану. И это было еще в то время, я ушла из школы, но все равно эта тема вернулась ко мне, только теперь я смотрю на нее под другим углом. На сегодняшний день мы имеем переполненные классы, вторые и даже третьи смены. На учителей оказывается большая нагрузка и накладывается бумажная работа в виде ведения отчетности. Моей дочери 10 лет, она учится в пятом классе. Несмотря на юный возраст, она уже успела поменять 4 школы, 6 учителей, многие из которых менялись как перчатки, хотя это была только начальная школа. Был случай, когда учительница пришла в школу, отработала три месяца и ушла в декрет. Дети просто не успевали адаптироваться к требованиям постоянно меняющихся педагогов, потому что у каждого свои особенности. Тогда я и начала изучать альтернативные методы обучения. Ведь если учителя испытывают сложности в своей работе, то это проецируется на детей, а если на них, то и на будущем. Все закономерно. 

Альтернативная форма обучения в Казахстане

Проект хоумскулинга заморозился, поменялось название, и начала вестись еще более активная работа над тем, чтобы внести поправки в закон, раз есть постоянный риск закрытия проекта, разработанного на базе эксперимента. Приказ министра образования и науки Республики Казахстан от 05.10.2018 № 540 об обучении в форме экстерната предполагает переход «обучающимся, имеющим заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии здоровья, детям граждан Республики Казахстан, временно проживающим за рубежом,  имеющим оценки «4» и «5» по всем изученным предметам на протяжении всего периода обучения с особыми образовательными потребностями и  обучающимся очной формы обучения, находящимся на обучении за рубежом до одного года, за исключением обладателей международной стипендии «Болашак». В данный приказ не попадают дети начальных классов (с 1 по 4 класс), а ведь именно в этот период закладывается основной фундамент тяги к обучению, понимания процесса.

– Сегодня мы все силы направили на то, чтобы качественно работать с Министерством образования над вопросом корректировок в Закон «Об образовании».  Необходимо, чтобы в нем появилось четкое описание процесса, как дети могут получить альтернативную форму обучения, то есть обучаться дистанционно, вне стен школы. Все чаще мне звонят и говорят: «Четвертый класс, у ребенка потухли глаза, не хочет в школу. Что делать?» Нужно помогать раскрыться детям. Здесь могут помочь современные подходы: гуманная педагогика и подход «учись учиться», – говорит Вера Садыкова. – Как раз здесь идет речь и о теории поколений. Поколение Z имеет богатый внутренний мир, потребность защитить его, поэтому избегает конфликтов, ссор и противоречий. Уважение к личному пространству других людей и стремление к лидерству – для них не пустой звук. И чтобы стать для них авторитетом, нужно доказывать это делом, индивидуальным подходом, что не всегда получается у педагогов.

Существуют разные подходы к обучению в формате хоумскулинга. К примеру, имеется такой подход, при котором одна тема подробно изучается с позиции различных дисциплин: истории, географии, изобразительного искусства, музыки, языков и др. Такие тематические занятия могут легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на интересном ему объекте. Например, тема «Рыцари» будет изучаться следующим образом: история – рыцарство как сословие, рыцарские ордена; география – завоевания во времена Крестовых походов; литература – рыцарский роман и поэзия; живопись – изучение картин с изображением рыцарей и рыцарских поединков; архитектура – рыцарский замок и т. д.

Дочь Веры Садыковой можно считать настоящим хоумскулером. Методику выбирали совместно. Планер, составленный на неделю, включает в себя даже самые обычные действия: заправить постель, накормить кота. Яркими вкладышами помечены дни недели: понедельник, вторник, четверг и пятница. По этим дням она уделяет 2 часа школьной программе, в субботу и воскресенье отдых. Кроме этого девочка занимается три раза в неделю волейболом, два раза ходит в художественную студию. В планах записаться на вокал и посетить пробный урок IT-Академии для девочек.

– Я предложила ей такой метод обучения, и она согласилась. Вся неделя заполнена. Мы прикреплены к российской школе экономики и права через экстерн-офис. Это именно тот формат дистанционного образования, который мы хотим внедрить у нас в Казахстане, – рассказывает Вера Садыкова. – Преподаватели новосибирской школы экономики и права тестируют ребенка, она сдает так называемые СОР и СОЧ, то есть фактически тот же самый учебный процесс, только мы сами можем влиять на него, составлять. По истечении времени дочь получит аттестат. Если раньше на школу она тратила по 7 часов в день, с учетом дороги, то теперь ее жизнь наполнена тем, что ее по-настоящему интересует. Английский и казахский языки также входят в ее расписание.

Душа компании или маргинал: социализация без школы

Далеко не все родители готовы доверять своим детям, зная, что ребенок врет, не выполняет обещания, не делает то, что обязан. Они обоснованно опасаются, что ребенок без присмотра будет заниматься чем-нибудь, что их не порадует. А для того чтобы организовать присмотр, нужны ресурсы – и материальные, и интеллектуальные. Допустим, вы решились на это. Но как же быть в те моменты, когда дети не всегда следуют расписанию? Ведь мотивация – вещь непостоянная, тем более у детей. И если ребенок не хочет заниматься, а хочет устроить себе день отдыха?

– Не бояться разрешить им, – отвечает Вера Николаевна. – Мы, например, с дочерью были в Грузии три недели назад в Академии гуманной педагогики Шалвы Амонашвили. Нас было 50 родителей и 59 детей. Как раз темой нашего общения был вопрос: «Как сделать так, чтобы родителям и детям было вместе интересно и комфортно?». Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ребенка таким, каков он есть: «Мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть», «Понимать детей – значит стать на их позиции». Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребенка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься родителем. Ведь важно то, чтобы ребенок по достижении более зрелого возраста не потерял эту жажду знаний, мы учимся на протяжении всей своей жизни. Момент, когда вы закладываете зернышко образования в вашего ребенка, нужно правильно взращивать, стимулировать интерес к познанию и обучению.

Любой здравомыслящий человек понимает, что сама по себе жизнь – есть бесконечный источник социализации и процесс обучения. Ребенок-хоумскулер получает знания и умения, которые ему пригодятся в жизни, абсолютно из разных мест. Можно ли считать это ответом на вопрос о социализации детей, которые находятся на домашнем обучении?

– Ко мне в основном обращаются родители с проблемой адаптации к школе у ребенка, резко проявленной агрессии или апатии, – говорит психолог Татьяна Гущина. – Как психолог, я не наблюдала детей, которые находятся на домашнем, семейном обучении. Однако я считаю, что для некоторых из них это подходит. Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение, – это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно. Если, например, они одарены музыкальным или художественным талантом, то родители часто решают не тратить время на совершенно ненужные и неинтересные предметы, но при этом должны обеспечить достойный уровень знаний в домашних условиях. Это огромная работа со стороны родителей. Вторая категория детей на домашнем обучении – это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья. Для некоторых детей обычная школа – это источник постоянного стресса и ретравматизации, даже для психически устойчивого ребенка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем. Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта. Стоит взвесить все за и против такой формы обучения.

Семья Кузиных из Павлодара имеет успешный опыт реализации домашнего образования и утверждает, что проблем с социализацией нет. В 2015 году супруги Светлана и Юрий отказались отдавать старшую дочь в школу, решив заняться ее обучением самостоятельно. Начался серьезный скандал: официальные органы образования пытались настоять на классическом обучении в школе. Супруги уверены в своей компетентности. Юрий – успешный архитектор. Светлана окончила педагогическую магистратуру строительного факультета в ПГУ, у обоих высокие баллы по школьным аттестатам. Семья много путешествует - это одна из причин, почему они предпочли хоумскулинг. Кузины не боятся рассказывать о своих методах и с удовольствием делятся подробностями занятий на дому.

– Организовать дома обучение можно по-разному. Можно составить план и расписание, сделать какие-то заготовки в виде плакатов и карточек, завести какие-либо семейные традиции типа переписок и игр на английском и многое другое. Поскольку мы числимся в школе и сдаем там все проверочные работы, нам приходится отталкиваться от школьной программы и учебников. Дочь сама выбирала, как и когда ей изучить тему, составляла конспект, смотрела видеолекции, читала дополнительную литературу и успешно сдавала СОРы. Конечно, я направляю, напоминаю, но моя роль уже сведена к минимуму. Она сама способна понять тему по объяснениям в учебнике или с помощью интернета. В крайнем случае прибегаем к помощи репетитора, например, по казахскому языку, – рассказывает Светлана. – Из недостатков: нужно затратить время и силы родителю, ну и нервы, конечно, если такая форма обучения не предусмотрена в законодательстве. Но ни в этом ли наш долг? Конечно, удобней отдать ребенка в школу и заниматься своими делами, но мне совесть не позволяет. У ребенка должен быть выбор. Мы отдаем ребенка в школу, а там… как повезет с учителем и подходом.

Как отмечает семья Кузиных, искусственной школьной социализации, где все решают за детей, они сосредоточены в одной среде, в окружении сверстников, можно противопоставить девять кружков, путешествия.  

Будьте на одной волне со своими детьми

Чтобы перевести ребенка на хоумскулинг, кроме желания и взвешенного и обдуманного решения, потребуется достаточно терпения и сил. Опыт описанных героев, мнение государственных структур, психолога показывают, что хоумскулинг может занять определенную нишу в казахстанском образовании. Дорога же в школу никому не закрыта – вернуться к этой системе можно в любой момент. Но и говорить о том, что школьная система в нашей стране эффективна и не требует коррекции, граничит с лукавством.

Традиционный метод обучения, альтернативный – главная наша задача как родителей – думать о будущем наших детей. Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?

Оксана Соцкая

#дети #воспитание #казахстан #образование #школа #домашнее обучение #хоумскулинг

Загрузка...