Социально-эмоциональное обучение. Как помочь своему ребенку стать счастливым человеком

#Воспитание и развитие

В современном мире тяжело быть ребенком. Глобализация привела нас к тому, что теперь мы должны поспевать за всем миром. За прогрессом, который несется со скоростью современного японского скоростного поезда, пока мы только трогаемся в советских вагонах КТЖ.

Социально-эмоциональное обучение. Как помочь своему ребенку стать счастливым человеком

И сложнее всего может быть подрастающему поколению. Огромный поток информации, далеко не всегда полезной, обрушивается на детей с раннего возраста. Учебная нагрузка увеличивается с каждым годом, а начинается это в детском саду – когда трехлетние дети учат уже ТРИ языка.

Когда вы были последний раз в школе? Разве школьники все также резво бегают по коридорам? Скорее уж, сидят, уткнувшись в смартфоны: интернет-зависимость растет и становится такой же проблемой, как и буллинг (в переводе с англ. – запугивать, задирать). Дети и подростки наиболее уязвимы к употреблению наркотиков, табака и алкоголя. А еще Казахстан никак не выйдет из первой десятки стран с самым большим количеством суицидов среди подростков и молодежи.

Родители же пугающе часто оставляют детей вариться в соку собственных проблем, страхов и желаний. Ну а к психологу, к сожалению, так часто, как в фильмах про американские школы, наши дети не ходят. 

Comode.kz решил поговорить на эту тему с основателем и руководителем центра научно-практической психологии «САНА» Алтынай Абдрахмановой.

 – Алтынай, что не так в Казахстане со взаимоотношениями «ребенок – родитель»?

– Чаще всего к психологам центра «САНА» обращаются родители с такими жалобами, как повышенная агрессия, страхи, заниженная самооценка детей. Повышенную тревожность мы отмечаем как у родителей, так и у их детей. Причины кроются в деформации отношений «ребенок – родитель». Дети – это зеркало родителей. Есть такое понятие – «симптом». Любое нарушение поведения ребенка в семье можно обозначить как «симптом», и причины кроются в дисфункциях семьи. Семья – это система, целый организм. И как в любой из систем, там есть свои параметры. Это границы семьи: внешние и внутренние, правила семьи, иерархия, история семьи. Если в семье нечетко выстроены правила и границы, то у ребенка будут проблемы в социуме. Например, ребенок привык, что дома ему можно брать все вещи без спроса: и свои, и родителей или братьев и сестер. Дома ему ни в чем не отказывают. Приходя в детский сад, он обречен на то, что у него будут постоянные конфликты со сверстниками. Потому что он будет брать чужие вещи. Он так привык дома.  

В современных семьях часто нарушена иерархия. Когда ребенок долгожданный, ему позволяют многие вещи, у ребенка много власти. Если он позволяет себе неуважительно обращаться к родителям, то у него закономерно будут проблемы с педагогами в школе. К ним он тоже будет относиться неуважительно, как и к родителям. Такой механизм тоже формируется из семьи. Выстраивая и налаживая в данной системе функциональное взаимодействие, можно улучшить состояние всех сфер жизни ребенка.

Как в этом поможет социально-эмоциональное обучение?  Что это такое?

– В тот момент, когда мы становимся мамой или папой, мы одновременно начинаем обрастать страхами за будущее своих детей. Мы понимаем, что академическое образование не учит их быть жизнестойкими перед лицом большого мира. В школе не учат управлять своими эмоциями, сопереживать другим, принимать ответственные решения и самостоятельно решать проблемы – вот для чего мы разрабатываем программу социально-эмоционального обучения. И это так же важно, как изучать математику или английский язык.

 Расскажите подробнее о программе, которую вы разрабатываете.

– Она называется SANA SKILLS.  Это комплексная программа социально-эмоционального обучения, разработанная творческим коллективом центра научно-практической психологии «САНА».

Есть пять основных модулей:

  1. Личностный

Дети учатся осознанию своей роли в обществе, своих потребностей и развитию личных качеств, способствующих эффективному достижению цели.

  1. Эмоциональный

Здесь мы учим осознавать и понимать базовые эмоции, а также    распознавать эмоции по мимике, жестам, словам и поступкам.

  1. Социальный

У детей формируются навыки работы в команде, управления конфликтом, навыки активного слушания, а также другие полезные умения.

  1. Интегрированный

Направлен на развитие навыков стрессоустойчивости, эмпатии, публичного выступления и презентаций.

  1. Когнитивный

Здесь дети учатся дисциплинированности, широте и оригинальности мышления, умению самостоятельно принимать решения и мыслить стратегически.

В разработке программы принимали участие профессиональные психологи и педагоги с большим опытом работы, она получила высокую оценку зарубежных и отечественных экспертов.

Программа – это, прежде всего, практические тренинги, направленные на отработку конкретных жизненных навыков детей. Проходят они в яркой и занимательной форме, вместе со сказочными персонажами, которые, попадая в разные жизненные ситуации, учат ребят преодолевать трудности, проявлять эмпатию, договариваться, находить гармоничные решения.

26-27 апреля в городе Нур-Султане (Астана) пройдут разъяснительная конференция и мастер-классы по социально-эмоциональному обучению. Ссылка на регистрацию: http://conference.sana-ed.com/


Загрузка...