Солнечный круг, небо вокруг:
о чем говорят рисунки дошкольника

Автор: Comode
408 0 Воспитание и развитие
Все малыши любят рисовать. Дети рисуют на бумаге, асфальте, стенах и одежде, изображая самые причудливые вещи, которые не всегда легко понять. Даже замкнутые дети, которые неохотно идут на контакт, с удовольствием берутся за карандаш и дают волю фантазии. Дипломированный психолог и автор Comode Елена Лю отвечает на семь самых главных “почему”, которые возникают у мамы маленького живописца.

1. Почему в каждом ребенке живет художник?

Дело в том, что на первых годах жизни у ребенка преобладает образно-пространственное мышление. Им «заведует» правое полушарие мозга. А левое отвечает за вербальные (речевые) функции и процессы логического мышления. Оба полушария начнут работать в балансе только к 7-8 годам, а до этого момента воображение и образное мышление будут обгонять логику и способность выражать свои мысли. Когда ребенок неправильно говорит – его поправляют. Но рисовать он может, как хочет, никто и не подумает корить малыша за неверные линии. Поэтому рисунок на данном этапе развития становится для ребенка одним из главных способов самовыражения. Здесь он может действовать свободно и без правил.

2. Почему в каждом рисунке – солнце?

Самое первое оформленное изображение – круг, появляется в рисунках детей трехлетнего возраста. Позже эта распространенная геометрическая фигура используется для рисования более сложных деталей – головы, ушей, глаз. С точки зрения психоаналитиков круг – это первичный образ материнской груди. Причем круг рисуют практически все маленькие дети, в том числе и те, которые были брошены матерями и росли в специализированных учреждениях. Возможно, этот феномен является проявлением коллективного бессознательного. В любом случае круг для ребенка – это символ покоя, гармонии, тепла. И, конечно, чаще всего эти категории связаны с солнышком, которое дети и рисуют.

3. Почему важно обращать внимание на рисунки ребенка?

Детский рисунок – это своеобразное послание ребенка взрослому миру. Рисунок считается наиболее информативным материалом для проведения тестов: то, что ребенок побоится сказать словами, он так или иначе выразит в рисунке. Если дать ребенку задание нарисовать человека или семью, на рисунке обязательно будет читаться – спокоен ребенок и счастлив или его мучают страхи и сомнения. Как научиться правильно интерпретировать рисунки? По мнению психологов, уверенные и хорошо адаптированные дети рисуют свободно и размашисто. Неуверенные и тревожные, напротив, склонны оставлять маленькие изображения, занимая лишь часть листа. Отсутствие рук может быть показателем застенчивости, а их преувеличенный размер – склонности к агрессии. Крошечные ноги у человеческих фигурок свидетельствуют о нестабильности личности и высоком уровне тревоги. Интересно наблюдать за тем, как дети изображают членов своей семьи. Родитель, являющийся для ребенка бОльшим авторитетом, как правило, имеет преувеличенные размеры.

Уверенные дети рисуют размашисто от края и до края, замкнутые и тревожные – в уголке листа.

4. Почему рисунок бывает не похож на реальную картину?

Например, чернокожие дети в возрасте от 6 до 13 лет не закрашивают тела людей в темный цвет: их рисунки практически невозможно отличить от картинок, нарисованных их белокожими сверстниками. Однако в тех детских заведениях, где наблюдалась расовая дискриминация, чернокожие изображали себя с короткими руками, а у белых ребят были хорошо прорисованы зубы, иногда даже оскал. Этот пример ярко свидетельствует о том, что дети рисуют главным образом не то, что видят снаружи, а то, как они это чувствуют внутри. Если на рисунке своего ребенка вы заметили гипертрофированные части тела, нестандартно увеличенные или уменьшенные предметы, повтор одного и того же персонажа на многих рисунках – обратитесь к психологу. Он поможет вам правильно «прочитать» проблемы вашего ребенка.

5. Почему все дети рисуют одно и то же?

Все дети рисуют то, что наиболее для них важно: близких людей, дома, деревья, животных. Ребенок переносит на лист свои представления о себе и об окружающем мире, какие-то волнующие его моменты и идеи, он выносит на бумагу свое собственное «я». Внешний объект, который он изображает, – это лишь матрица, через которую малыш рассказывает о себе. Ну а проблемы у многих малышей похожи: они боятся, что мама уйдет, что папа отругает, что у него отберут игрушки или не купят мороженое. Поэтому и рисунки у детей часто имеют похожие сюжеты.

6. Почему иногда рисунок ребенка может нас испугать?

В детских посланиях можно обнаружить самые потаенные секреты формирующейся личности. Так, дети с эмоциональными расстройствами часто изображают человека с разрозненными частями тела, что должно стать предупредительным сигналом и для родителей, и для психологов. Нелепые, эксцентричные рисунки без видимой взаимосвязи частей тела бывают у детей с компульсивными расстройствами. Энергичное зачеркивание, отсутствие людей на картинках характерно для малышей, чьи родители часто ссорятся либо находятся в состоянии развода. Не стоит пугаться, если на рисунке вы обнаружили нечто нестандартное или страшное разово, случайно. Обратить внимание на это следует только тогда, когда рисунки с драматичными элементами становятся тенденцией и часто повторяются.

7. Почему надо сохранять детские рисунки?

Детский рисунок – это невербальный разговор с окружающим миром, содержащий много полезной для родителей информации, включая ту, о которой ребенок не решается или не умеет рассказать. Поэтому необходимо всячески поощрять творчество детей, их стремление выразить на безжизненном материале то, что является сокровенной сущностью их нежной развивающейся психики. Очень полезно хранить детские рисунки, периодически сравнивать их с более поздними работами и при необходимости показывать в беседе с психологом. Если же вас ничего не беспокоит и психолог вам не нужен, то сохраненный рисунок тоже не будет лишним – спустя время он станет приятным воспоминанием о том, как ваш малыш видел мир в детстве. 

Автор: Елена Лю

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий