Раннее развитие: бизнес на детях или шанс для вундеркиндов?

Автор: Алия Далабаева
204 0 Воспитание и развитие
Алиса из Зазеркалья говорила: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее». Порой таким принципом руководствуются современные родители, которые спешат отдать своих детей на всевозможные занятия с пеленок. Сегодня на Comode – разные точки зрения на раннее развитие ребенка.

Маржан Ельшибаева

журналист, исполнительный директор в Kaspi Bank

Есть родители, которые умеют играть с детьми, я нет. Мне проще и интереснее делать что-то вместе с ребенком -  пойти на плавание, к примеру. Мои младшие дети с пеленок плавают. Я поддерживаю и приветствую раннее физическое развитие.

Многие удивились, когда я поделилась у себя на странице новостью, что мой двухлетний сын учится играть на скрипке. В комментариях писали разное. Были и те, кто спрашивал контакты преподавателя, а были и такие ожидаемые отзывы: «Не лишайте детства ребенка! Зачем вам скрипка?! Это столько нервов». Я же расцениваю свое решение отдать сына на занятия скрипкой как качественное времяпрепровождение с ребенком.

Это тоже спорт, только для мозга. Это те же занятия Монтессори, только со смычком и скрипкой. Игра на скрипке заставляет работать оба полушария головного мозга. А это и логика, и подготовка к усвоению математики.

Я не питаю иллюзий, что он станет великим музыкантом, и не требую от него быстрых результатов и чтобы он играл Времена года Вивальди наизусть. Он занимается три раза в неделю всего по 30 минут. При этом занятия проходят в игровой форме – он с учительницей играет в игру: пальчиками «бегает» по смычку, якобы догоняя вымышленную обезьянку. Считаю это полезным упражнением на пресловутую мелкую моторику, о которой все говорят. Потом на широко разлинованной бумаге они учатся ставить ноты на нотном стане, называя их «картошечками».

Я работаю в инновационном банке и каждый день вдохновляюсь молодыми специалистами, которые мыслят и действуют прогрессивно. Математический ум, склонность к программированию, логическое мышление – это все сейчас очень важно для целеустремленного человека. Мне бы хотелось, чтобы мои дети были похожи на моих smart&modern коллег.

Конечно, сын не сразу с радостью воспринял мою идею со скрипкой – он кричал и не хотел заходить к учительнице домой, его пугала незнакомая обстановка. Потихоньку, без принуждения, мы его завлекли, и теперь он забегает к ней, с удовольствием занимается. Вместе с ним я учу нотную грамоту. Разве это не полезно? У нас прекрасный преподаватель с большим опытом работы в консерватории и сама мама четверых детей, двое из которых - скипачи, поэтому подход к малышам она знает и с ней очень комфортно.   

Я – советский ребенок, чьи родители много работали, а я проводила время с дедушкой. Я – советский ребенок, чьи родители много работали, а я проводила время с дедушкой. С ним мы интересно и разнообразно коротали наши деньки. Мой дедушка работал много лет в судебной системе по словам моего папы, он все время был занят на работе и к своим детям он был сух и строг. Так что вся его любовь досталась мне - его первой внучке. Только любовь они свою проявлял своеобразно.  Мы вместе читали газету «Правда», смотрели программу «Время», разгадывали кроссворды и систематизировали его черно-белые фотографии в альбомах, аккуратно подписывая каждый снимок по хронологии. Однажды дедушка ушел в гости и наказал мне посмотреть «Время» и потом ему пересказать. Я сидела, слушала, мало что понимала, но старалась что-то запомнить, чтобы рассказать дедушке.

Раньше я читала книги «После трех уже поздно» Масару Ибука или «Боевой гимн матери-тигрицы» Эми Чуа и недоумевала. Ну врут же, что ребенок может в 1,5 года выучить алфавит без насилия и принуждения. Так я думала. В итоге мой младший сын в 1,5 года знал буквы и алфавит. У современных родителей и детей очень много яркого обучающего материала – книги, игры, карточки, наклейки, все что угодно. У нас даже под прозрачной клеенкой обеденного стола разложены карточки с  изображениями животных. Едим, разговариваем, запоминаем. Это весело, нескучно и познавательно. Разве это принуждение?

Жулдыз Смагулова

эксперт-лингвист, преподаватель КИМЭП

Многие родители задумываются о том, чтобы отдать ребенка на дополнительные занятия по английскому языку с 5-7 лет. Чем раньше начнет, тем больше и лучше знать будет, убеждены многие.

Считается, что дети лучше усваивают языки. Однако не все так однозначно. Исследования ученых и лингвистов противоречат этому мифу. Взрослые подходят к изучению языка по-другому, они решают проблему и аналитически обрабатывают материал. У детей не так – у них свое когнитивное восприятие информации в игровой форме.

Когда ребенок говорит по-английски, к примеру, мы воспринимаем это как успех. При этом уровень компетенции и его речевых конструкций намного проще, чем у взрослых. Сами темы проще. Хотя кажется, что ребенок говорит лучше.

Безусловно, когда дети начинают изучать язык раньше, у них лучше усваивается фонетика и фонология. Но и тут есть нюанс. В современном мире мы все привыкли, что по-английски говорят с разными акцентами и ошибками, мы не обращаем на это внимания. Самое главное – уметь передать информацию.

Часто привожу в пример исследования в Хорватии и Финляндии, где анализировали уровень знаний детей, которые учили язык более восьми лет и которые приступили к его изучению недавно. Те дети, которые начали изучать язык раньше, всего на 3% лучше остальных владели английским.

Если вы водите ребенка 5-6 лет на дополнительные занятия два раза в неделю по одному часу к среднему преподавателю - это не гарантирует успех. В первую очередь нужна мотивированность самого ребенка, потом - интенсивность и качество программы, компетенция учителя. Сильный контакт с преподавателем обязателен, иначе ваш ребенок будет запоминать слова, но связанной и свободной речи вы так от него и не услышите. 

Айман Асатова

директор детского клуба раннего развития Baby Bee

Несколько лет я руковожу детским центром и считаю раннее развитие обязательным этапом для социализации ребенка. И в то же время полезным для мам - они преодолевают чувство изолированности в четырех стенах. Но иногда сами родители перегибают палку и хотят каких-то молниеносных и поразительных результатов от своих детей.

Элементарно некоторые мамы уводят детей из центров, если замечают, что во время занятий их дети встают, ходят и играют в игрушки. Это же дети, чаще всего им проще и понятнее воспринимать что-то в игровой форме или в движении. А родители иногда думают, что дети должны после занятий становиться вундеркиндами или гениями, требуют излишней дисциплины.   

В моей практике встречались и очень «включенные» родители, которые настаивали на дополнительных занятиях, увеличивали количество часов занятий, готовы были платить за это все. Есть риск, что у ребенка начнется отторжение от учебы. Дети должны чувствовать этот «информационный голод» по  занятиям и успевать по ним соскучиться. Некоторые родители начинают реализовывать свои амбиции в детях – кто-то в детстве не стал чемпионом по карате, кто-то не выиграл олимпиаду по математике...

Стоит прислушиваться к своим детям, чаще присматриваться и советоваться с ними. Например, я на своем опыте поняла, что ментальная арифметика (очень модный тренд в дошкольном и школьном возрасте) оказалась не под силу моему сыну. Два года он ходил на регулярные занятия, но в итоге устал и бросил.  

Если мы учим буквы, то не нужно это возводить в какую-то обязаловку, называя это подготовкой к школе. Дети учат буквы, чтобы больше познавать и узнавать.

При этом я сторонница мнения, что у каждого ребенка должно быть не меньше трех часов свободного времени, которым он самостоятельно распоряжается – игры, безделье или полезные занятия.  

Родители должны прислушиваться к своему ребенку! Он сам подскажет, где ему интересно, а где - нет. Главное здесь - никакого давления. 

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий