Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок к 5 годам

#Воспитание и развитие

Пятилетний ребенок – это уже не тот малыш, за которым нужно ходить по пятам, оберегая его от всего на свете. Это взрослый, самостоятельный дошколенок с определенным набором навыков и умений. Дети в этом возрасте меняются стремительно. Мы расскажем вам о критериях, на которые нужно обращать внимание, чтобы выявить и предотвратить возможные проблемы в развитии.

Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок к 5 годам

Мы уже писали о том, что должен знать и уметь делать ребенок к трем годам, но дети растут не по дням, а по часам, и каждая мама должна быть подкована в вопросах развития своего чада по разным показателям. Такие критерии устанавливают специалисты: педиатры, психологи, неврологи. Знание этих показателей позволяет вовремя обратить внимание на несоответствие развития возрасту, скорректировать программу занятий, уделяя более пристальное внимание тем областям, в которых наблюдается отставание.

Мышление

Пять лет - наиболее подходящий возраст для начала подготовки ребенка к школе. Его познавательная активность достигла максимума, он уже способен запоминать и, что более важно, воспроизводить достаточно большой объем информации. Психологи советуют не слишком загружать малыша и ограничиться рамками его интересов, поскольку принудительные занятия в этом возрасте часто приводят к переутомлению и отбивают всякую охоту к учебе в дальнейшем. Знания и умения вашего ребенка напрямую зависят от интенсивности занятий с ним.

Необходимые навыки:

- Знать цифры от 1 до 10, уметь показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы.

- Уметь выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание (как правило, ограничиваясь отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц).

- Знать простые и сложные геометрические фигуры, уметь их рисовать, самостоятельно делить на несколько равных частей.

- Знать буквы, уметь называть слова, которые начинаются с названной буквы, найти ее среди остальных, написать самостоятельно.

- Знать цвета и оттенки (не все), уметь их называть и показывать.

- Знать название дней недели, месяцев и времен года, пальцев.

- Решать простые логические задачи, загадки.

- Самостоятельно собирать простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, несложные сооружения из конструктора, кубиков.

- Уметь делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

Именно к этому возрасту начинает развиваться логическое мышление, при этом решения ребенка не всегда могут быть верны, поскольку логика еще весьма своеобразна. Старайтесь больше читать, отдавая предпочтение книгам познавательного характера.

Память и внимание

Пятилетний ребенок постепенно переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Наглядный пример: когда малыш учит стихотворения, в которых встречаются незнакомые слова, он спрашивает их значение. Важно отвечать на его вопросы, чтобы активно развивать смысловую память вашего ребенка.  

Необходимые навыки:

- Концентрироваться на одном занятии до 10-15 минут без перерыва.

- Удерживать в поле зрения и запоминать до 8 предметов, знать порядок их расположения, называть недостающий и новый предметы.  

- Находить до 6 отличий на картинках или похожих предметах.

- Запоминать детские стихи, считалочки, короткие сказки, рассказывать их.

- Пересказывать содержание сюжетных картинок.

- Запоминать последовательность событий, рассказывать, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад.

- Запоминать новые слова и их значения, иностранные слова, не путать слова родного и иностранного языков.

Речь

Словарный запас пятилетнего ребенка довольно велик и разнообразен, он способен четко излагать мысли, не путаясь в словах. В разговоре он употребляет слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами.

Необходимые навыки:

- Произносить все звуки, исключение может составлять «р». Если ребенок произносит остальные звуки нечетко, стоит обратиться к логопеду.

- Использовать все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий.

- Определять интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное. Уметь придавать нужную интонацию своему высказыванию. Рассказывать стихотворения с выражением.

- Называть фамилию, имя, отчество свое и родителей, воспитателя и других знакомых людей.

- Называть полный адрес проживания, включая страну и город.

Если ваш ребенок путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и другие бытовые понятия, вам нужно объяснять и разучивать их в игровой форме.

Речевое мышление к пяти годам становится наглядно-образным: не повторять услышанное, а воспроизводить свои мысли. Диалоги постепенно вытесняют из речи длительные монологи, потому что речь используется для общения. В этот период важно разговаривать с ребенком, отвечать на все его вопросы, а если он редко их задает – провоцировать на диалог. Это необходимо для развития речи малыша.

Физическое развитие

К пяти годам у ребенка должна быть хорошо развита координация. Он знает возможности своего тела, использует их и совершенствует с каждым днем.

Необходимые навыки:

- Быстро и без остановки пробегать большие расстояния, преодолевать препятствия, не останавливаясь.

- Играть с мячом, делать это уверенно.

- Держать равновесие.

- Забираться и спускаться по вертикальной лестнице, висеть на верхних перекладинах, держась двумя руками.

- Переносить длительные прогулки.

Мелкая моторика

Мелкая моторика у пятилетнего ребенка должна быть хорошо развита. Если вы заметите какие-либо несоответствия приведенным ниже критериям, вам нужно уделить этому пробелу особое внимание и стараться заниматься с ребенком чаще и регулярно.

Необходимые навыки:

- Правильно и уверенно держать ручку, карандаш и кисточку, контролировать силу нажатия на них.

- Раскрашивать рисунки, не выходя за контур.

- Рисовать по клеточкам буквы и фигуры по образцу.

- Лепить из пластилина мелкие детали.

- Завязывать и развязывать узлы на шнуре.

Социально-бытовые навыки

В этом возрасте ребенок уже подолгу может играть один, но все же предпочтение отдает совместным, ролевым и подвижным играм. С интересом посещает спектакли, кукольные представления.

Все привитые родителями бытовые навыки ребенок должен выполнять самостоятельно и без лишних напоминаний. Например:

- Умываться и чистить зубы.

- Снимать обувь и верхнюю одежду, заходя домой.

- Мыть руки перед едой.

- Пользоваться всеми столовыми приборами, в том числе и ножом.

- Купаться самостоятельно (но во избежание происшествий не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра).

Эмоциональное развитие

Психологи называют пятилетний возраст самым спокойным: кризисы двух и трех лет уже позади, а до следующего кризиса (семи лет) еще далеко. Характер почти сформирован, уже можно увидеть, каким будет ваш ребенок в будущем.

Чаще ребенок пребывает в хорошем расположении духа, в этом возрасте не характерны резкие перепады настроения. Ему интересно узнавать что-то новое, делать для себя открытия.

Если развитие вашего ребенка не соответствует каким-то критериям, в этом возрасте можно многое подправить, уделив внимание проблеме. Главное, не закрывать на нее глаза, а помочь своему малышу!

#дети #развитие ребенка #5 лет #показатели развития #в помощь маме

Загрузка...