Не надо мне сказки рассказывать! Или надо?

#Воспитание и развитие

Мамы в декретном отпуске напоминают выжатую мочалку, которую бросили "высыхать" на необитаемом острове. Точнее, остров обитаем: там живет ребенок и его потребности. Но других людей нет – одна мама. Поэтому автор Comode Ирина Старовойтова сразу согласилась пойти на тренинг "Сказкотерапия". И узнать, может ли сказка сделать жизнь молодой мамы счастливее.

Люблю психологические тренинги. Этот формат как нельзя лучше подходит мамам, которые устали от декретного отпуска. Очень важно выйти в свет без ребенка, пообщаться с другими людьми, получить новые знания и идеи. Тем более что тема тренинга идеально соответствовала моим запросам: для детей четырех лет и одного года сказки – это главное чтение.  

Многие люди, а особенно филологи, знают, какой огромный опыт и вековая мудрость запечатаны в широко известных историях про Колобка и Курочку Рябу. Поэтому я всегда старалась рассказывать своему четырехлетнему сыну классические сюжеты. Но он искренне недоумевал, почему дед и бабка так долго мучаются с репкой и не догадаются нанять экскаватор, который легко бы справился с застрявшим корнеплодом. Почему старик со старухой не могут пойти в супермаркет и купить десяток яиц, чтобы так сильно не убиваться из-за одного разбившегося.

Сын требовал рассказывать сказки именно так. Но мне было тяжело решиться: как же так – гусеничным экскаватором да по глубокой философии "Репки"! "Нет, так нельзя" – думала я и мучилась угрызением совести, пока не попала на тренинг по сказкотерапии, который проходит в Центре лечения неврозов и болезни Альцгеймера. Здесь-то я и узнала, как правильно рассказывать детям сказки.

Сказкой можно лечить

Сказка – универсальный прием, готовый помочь нам, родителям, во многих ситуациях. И здесь не нужно бояться переделать классический сюжет или сочинить что-то свое – только близкие люди знают, что действительно нужно ребенку. Например, сказка может лечить. В любое время дня и ночи, когда ребенок болеет, тихим спокойным голосом с выразительной интонацией расскажите ему историю о том, как миллионы добрых и трудолюбивых мурашек бегут по его телу и несут в каждую клеточку здоровье. Обязательно добавьте зрительный и тактильный контакт – пробегите пальчиками, словно воссоздавая тех самых мурашек, от пяток к голове. Спросите: "Чувствуешь, как они стараются, чтобы ты был здоров и весел?" Придумайте героев, придумайте историю, что именно герои делают.

Увлеките ребенка своим рассказом. Ваш тихий голос успокоит его и настроит подсознание ребенка на принятие информации, в которой зашифрована программа на выздоровление.

С таким "лекарством" ребенок справится с болезнью гораздо быстрее.

Сказкой можно объяснять

Еще один вариант – использовать сказку, чтобы объяснить какое-то сложное явление: "Жила-была маленькая красивая капелька. Она так любила приглашать к себе в облако друзей, что иногда наступал момент, когда все капельки не могли уместиться в ее "домике". Тогда они большой компанией летели вниз на землю. Там веселились и купались в лужах. Когда им становилось жарко, они превращались в пар, летели вверх и возвращались в свое облако". Согласитесь, так интереснее знакомиться с законами природы.

Подкрепляйте свои познавательные сказки фото- и видеороликами из интернета. Ребенку чем нагляднее, тем лучше.

Сказкой можно бороться со страхами

Сказка – мощнейший инструмент борьбы с детскими страхами: "Когда-то давным-давно в одном городе жила маленькая Темнота. Она была щупленькая и боялась всего на свете, особенно детей, которые, увидев ее, громко кричали. Ребятишки пугались, потому что в темноте ничего не видно. "Как не видно, – возразила Темнота, – если закрыть глаза и представить жирафа, цирк или торт, ты все это увидишь! И свет абсолютно не нужен!" Ну что – вам тоже теперь не страшно заходить в темную комнату?! Сюда можно добавить визуализацию страха – нарисуйте вместе с ребенком темноту на бумаге. А потом скомкайте ее и выбросьте в мусорное ведро. Вылепите паука из пластилина, сделайте аппликацию и отправьте их в кругосветное плавание. Ребенок поверит, что злыдни, которые его донимали, больше в доме не появятся. Главное, "предмет страха" должен быть маленьким, невзрачным и смешным. Чтобы у ребенка возникала уверенность, что уж его-то он точно победит!

Сказкой можно воспитывать

Сказка помогает воспитывать (в хорошем смысле этого слова). Колобок не послушался бабушку и дедушку – его съели... Ворона поддалась на лесть – выронила сыр. Подобных сюжетов на злободневные темы можно придумать множество. Ребенок не хочет обедать – расскажите, как маленький динозавр не хотел есть противную морковку и мясо, но никак не мог кинуть камушек в реку дальше своих друзей, которые в обед уплетали все, что дают им родители. Когда герой понял, в чем его ошибка, он попросил маму приготовить для него суп с мясом, салат с морковкой и гречку с подливой.

Ребенок истерит – придумайте сказку о том, как маленький лягушонок и его родители нашли волшебное зеркало, которое умело читать мысли. Подойдите к зеркалу в вашем доме и "прочитайте" ребенку, что на самом деле чувствуют родители, когда их чадо захлебывается в истерике. А ведь и лягушонку зеркало сказало то же самое! Родители тебя очень любят и хотят помочь, но не знают, как. Когда ребенок сам посмотрит на свое отражение, зеркало прочитает и его мысли: "Я устал, я хочу перестать плакать!" Вот и помогло волшебное зеркало! А ведь оно произнесло самые обычные слова.

Еще пример. Ребенок просит очередную игрушку, которая ему явно не нужна, – расскажите о бедном медвежонке, одиноко сидящем в своей комнате без мамы, потому что мама вынуждена работать очень много, чтобы покупать все то, что просит медвежонок. 

Пользуясь главными правилами сказкотерапии, вы сможете придумать историю на любую тему:

1. Для дошколят главным героем сказки должно быть животное. Желательно не слишком идеальное, особенно не то, кем вы его часто называете. Котиков и зайчиков давайте оставим для другого раза. Ребенок должен ассоциировать себя с героем, но ни в коем случае не должен однозначно понимать, что речь идет о нем. В описании можно добавить несколько элементов, которые помогут ребенку провести параллель. Например, белочка с длинными темными волосами. И когда ребенок искренне удивится: "Как у меня?", вы должны так же искренне воскликнуть: "Действительно, как у тебя, я и не замечала раньше!"

2. Герой должен попасть в очень похожую ситуацию, но не в точно такую же. Если ребенок не хочет убирать игрушки, расскажите о медвежонке, который раскидал в лесу шишки и не убрал, и все его друзья поранились об эти шишки и теперь с перевязанными лапами лежат дома, а он грустит один.

3. Сказка не должна запугивать ребенка – happy end обязателен! Мишка грустил-грустил, а потом убрал все шишки, которые раскидал в лесу, собрал лечебной травы для своих друзей, отнес им, и они быстро выздоровели. Веселый мишка снова играет в шумной компании. Но теперь он не забывает убирать за собой шишки.

4. И самое главное, вы должны верить в силу сказки, верить в то, что вы рассказываете. Обязательно у вас должна быть глубокая, осмысленная и спокойная интонация. Рассказывайте тихим голосом, как будто делитесь секретом. Переживайте за героев, радуйтесь, когда все хорошо заканчивается. Кстати, в конце не делайте выводов из разряда: "Вот будешь меня слушаться, лиса тебя не съест". Но можно резюмировать: "Когда все животные дружно взялись за дело, у них сразу все получилось". А лучше оставьте ребенку возможность самому дойти до смысла сказки. Информация, добытая собственным умом, запоминается надолго!

Если ребенок в конце или в процессе рассказа задает вопросы, предлагает свои варианты развития сюжета, превратитесь в одно большое ухо и слушайте – сейчас он говорит вам то, что чувствует, что его беспокоит, чего он на самом деле хочет. Иногда ребенок это зашифровывает и подгоняет под сюжет сказки. Если он охотно отвечает, расспрашивайте его, предлагайте самому выбрать, как поступит герой, просите объяснить, почему зверек поступил именно так, а не иначе.

Самое главное, помните  сказки могут рассказывать абсолютно все, независимо от таланта и фантазии.

Если вы этого категорически не умеете – идите на тренинг "Сказкотерапия", вас там научат. А пока просто любите сказки, применяйте пункты этой статьи на практике, будьте в контакте со своим ребенком, придумывайте сюжеты, основываясь на тех проблемах, которые вам нужно проработать, и вы увидите, какие безмерные чудеса может творить волшебная история, рассказанная мамой.

Благодарим за помощь в создании материала психотерапевта Жибек Жолдасову и психолога Анну Сухачеву

#дети #сказки #психология #мама #сказкотерапия

Загрузка...