Не надо мне сказки рассказывать! Или надо?

#Воспитание и развитие

Мамы в декретном отпуске напоминают выжатую мочалку, которую бросили "высыхать" на необитаемом острове. Точнее, остров обитаем: там живет ребенок и его потребности. Но других людей нет – одна мама. Поэтому автор Comode Ирина Старовойтова сразу согласилась пойти на тренинг "Сказкотерапия". И узнать, может ли сказка сделать жизнь молодой мамы счастливее.

Не надо мне сказки рассказывать! Или надо?

Люблю психологические тренинги. Этот формат как нельзя лучше подходит мамам, которые устали от декретного отпуска. Очень важно выйти в свет без ребенка, пообщаться с другими людьми, получить новые знания и идеи. Тем более что тема тренинга идеально соответствовала моим запросам: для детей четырех лет и одного года сказки – это главное чтение.  

Многие люди, а особенно филологи, знают, какой огромный опыт и вековая мудрость запечатаны в широко известных историях про Колобка и Курочку Рябу. Поэтому я всегда старалась рассказывать своему четырехлетнему сыну классические сюжеты. Но он искренне недоумевал, почему дед и бабка так долго мучаются с репкой и не догадаются нанять экскаватор, который легко бы справился с застрявшим корнеплодом. Почему старик со старухой не могут пойти в супермаркет и купить десяток яиц, чтобы так сильно не убиваться из-за одного разбившегося.

Сын требовал рассказывать сказки именно так. Но мне было тяжело решиться: как же так – гусеничным экскаватором да по глубокой философии "Репки"! "Нет, так нельзя" – думала я и мучилась угрызением совести, пока не попала на тренинг по сказкотерапии, который проходит в Центре лечения неврозов и болезни Альцгеймера. Здесь-то я и узнала, как правильно рассказывать детям сказки.

Сказкой можно лечить

Сказка – универсальный прием, готовый помочь нам, родителям, во многих ситуациях. И здесь не нужно бояться переделать классический сюжет или сочинить что-то свое – только близкие люди знают, что действительно нужно ребенку. Например, сказка может лечить. В любое время дня и ночи, когда ребенок болеет, тихим спокойным голосом с выразительной интонацией расскажите ему историю о том, как миллионы добрых и трудолюбивых мурашек бегут по его телу и несут в каждую клеточку здоровье. Обязательно добавьте зрительный и тактильный контакт – пробегите пальчиками, словно воссоздавая тех самых мурашек, от пяток к голове. Спросите: "Чувствуешь, как они стараются, чтобы ты был здоров и весел?" Придумайте героев, придумайте историю, что именно герои делают.

Увлеките ребенка своим рассказом. Ваш тихий голос успокоит его и настроит подсознание ребенка на принятие информации, в которой зашифрована программа на выздоровление.

С таким "лекарством" ребенок справится с болезнью гораздо быстрее.

Сказкой можно объяснять

Еще один вариант – использовать сказку, чтобы объяснить какое-то сложное явление: "Жила-была маленькая красивая капелька. Она так любила приглашать к себе в облако друзей, что иногда наступал момент, когда все капельки не могли уместиться в ее "домике". Тогда они большой компанией летели вниз на землю. Там веселились и купались в лужах. Когда им становилось жарко, они превращались в пар, летели вверх и возвращались в свое облако". Согласитесь, так интереснее знакомиться с законами природы.

Подкрепляйте свои познавательные сказки фото- и видеороликами из интернета. Ребенку чем нагляднее, тем лучше.

Сказкой можно бороться со страхами

Сказка – мощнейший инструмент борьбы с детскими страхами: "Когда-то давным-давно в одном городе жила маленькая Темнота. Она была щупленькая и боялась всего на свете, особенно детей, которые, увидев ее, громко кричали. Ребятишки пугались, потому что в темноте ничего не видно. "Как не видно, – возразила Темнота, – если закрыть глаза и представить жирафа, цирк или торт, ты все это увидишь! И свет абсолютно не нужен!" Ну что – вам тоже теперь не страшно заходить в темную комнату?! Сюда можно добавить визуализацию страха – нарисуйте вместе с ребенком темноту на бумаге. А потом скомкайте ее и выбросьте в мусорное ведро. Вылепите паука из пластилина, сделайте аппликацию и отправьте их в кругосветное плавание. Ребенок поверит, что злыдни, которые его донимали, больше в доме не появятся. Главное, "предмет страха" должен быть маленьким, невзрачным и смешным. Чтобы у ребенка возникала уверенность, что уж его-то он точно победит!

Сказкой можно воспитывать

Сказка помогает воспитывать (в хорошем смысле этого слова). Колобок не послушался бабушку и дедушку – его съели... Ворона поддалась на лесть – выронила сыр. Подобных сюжетов на злободневные темы можно придумать множество. Ребенок не хочет обедать – расскажите, как маленький динозавр не хотел есть противную морковку и мясо, но никак не мог кинуть камушек в реку дальше своих друзей, которые в обед уплетали все, что дают им родители. Когда герой понял, в чем его ошибка, он попросил маму приготовить для него суп с мясом, салат с морковкой и гречку с подливой.

Ребенок истерит – придумайте сказку о том, как маленький лягушонок и его родители нашли волшебное зеркало, которое умело читать мысли. Подойдите к зеркалу в вашем доме и "прочитайте" ребенку, что на самом деле чувствуют родители, когда их чадо захлебывается в истерике. А ведь и лягушонку зеркало сказало то же самое! Родители тебя очень любят и хотят помочь, но не знают, как. Когда ребенок сам посмотрит на свое отражение, зеркало прочитает и его мысли: "Я устал, я хочу перестать плакать!" Вот и помогло волшебное зеркало! А ведь оно произнесло самые обычные слова.

Еще пример. Ребенок просит очередную игрушку, которая ему явно не нужна, – расскажите о бедном медвежонке, одиноко сидящем в своей комнате без мамы, потому что мама вынуждена работать очень много, чтобы покупать все то, что просит медвежонок. 

Пользуясь главными правилами сказкотерапии, вы сможете придумать историю на любую тему:

1. Для дошколят главным героем сказки должно быть животное. Желательно не слишком идеальное, особенно не то, кем вы его часто называете. Котиков и зайчиков давайте оставим для другого раза. Ребенок должен ассоциировать себя с героем, но ни в коем случае не должен однозначно понимать, что речь идет о нем. В описании можно добавить несколько элементов, которые помогут ребенку провести параллель. Например, белочка с длинными темными волосами. И когда ребенок искренне удивится: "Как у меня?", вы должны так же искренне воскликнуть: "Действительно, как у тебя, я и не замечала раньше!"

2. Герой должен попасть в очень похожую ситуацию, но не в точно такую же. Если ребенок не хочет убирать игрушки, расскажите о медвежонке, который раскидал в лесу шишки и не убрал, и все его друзья поранились об эти шишки и теперь с перевязанными лапами лежат дома, а он грустит один.

3. Сказка не должна запугивать ребенка – happy end обязателен! Мишка грустил-грустил, а потом убрал все шишки, которые раскидал в лесу, собрал лечебной травы для своих друзей, отнес им, и они быстро выздоровели. Веселый мишка снова играет в шумной компании. Но теперь он не забывает убирать за собой шишки.

4. И самое главное, вы должны верить в силу сказки, верить в то, что вы рассказываете. Обязательно у вас должна быть глубокая, осмысленная и спокойная интонация. Рассказывайте тихим голосом, как будто делитесь секретом. Переживайте за героев, радуйтесь, когда все хорошо заканчивается. Кстати, в конце не делайте выводов из разряда: "Вот будешь меня слушаться, лиса тебя не съест". Но можно резюмировать: "Когда все животные дружно взялись за дело, у них сразу все получилось". А лучше оставьте ребенку возможность самому дойти до смысла сказки. Информация, добытая собственным умом, запоминается надолго!

Если ребенок в конце или в процессе рассказа задает вопросы, предлагает свои варианты развития сюжета, превратитесь в одно большое ухо и слушайте – сейчас он говорит вам то, что чувствует, что его беспокоит, чего он на самом деле хочет. Иногда ребенок это зашифровывает и подгоняет под сюжет сказки. Если он охотно отвечает, расспрашивайте его, предлагайте самому выбрать, как поступит герой, просите объяснить, почему зверек поступил именно так, а не иначе.

Самое главное, помните  сказки могут рассказывать абсолютно все, независимо от таланта и фантазии.

Если вы этого категорически не умеете – идите на тренинг "Сказкотерапия", вас там научат. А пока просто любите сказки, применяйте пункты этой статьи на практике, будьте в контакте со своим ребенком, придумывайте сюжеты, основываясь на тех проблемах, которые вам нужно проработать, и вы увидите, какие безмерные чудеса может творить волшебная история, рассказанная мамой.

Благодарим за помощь в создании материала психотерапевта Жибек Жолдасову и психолога Анну Сухачеву

#дети #сказки #психология #мама #сказкотерапия

Загрузка...