Девочки – направо, мальчики – налево? Раздельное обучение: за и против

#Воспитание и развитие

Влияет ли раздельное обучение мальчиков и девочек на качество образования? В Казахстане давно входят в список лучших школ казахско-турецкие лицеи с раздельным обучением, открываются сады только для девочек и так называемые институты благородных девиц. В нашем материале звучат разные мнения об "однополом" образовании. А вы за или против?

Девочки – направо, мальчики – налево? Раздельное обучение: за и против

Олжас Худайбергенов

директор Центра макроэкономических исследований
 

Тема раздельного образования меня давно заинтересовала, я читал много научных статей на эту тему. При этом могу судить как обыватель.

На мой взгляд, раздельное обучение оптимально применять с 6-7 классов. Это период полового созревания и обоюдного интереса. Это время симпатий, романов, первой любви, возможно. Когда учился я, то до 7-го класса мы почти все учились хорошо, а потом многие, как говорят, скатились на "тройки", за исключением 2-3 учеников. В лицеях, где учатся только мальчики или только девочки, – неуспевающих единицы, основная масса учится хорошо. Я закончил обычную школу, но все время заглядывался на Казахско-турецкий лицей, хотел поступить туда, а потом экстерном закончил 8 класс, затем 10-й в своей школе. Не сложилось. 

Я разделяю позицию, что раздельное образование дает эффективный результат. Успеваемость повышается, знания закрепляются, усиливается целеустремленность, активность. Я очень хорошо отношусь к лицейской системе образования. У меня половина друзей  выпускники КТЛ, продвинутые и успешные люди. 

Когда  общаешься с учениками из обычных школ, то видишь сильный разброс в знаниях, а выпускники лицея – все как на подбор обладатели грантов, победители и призеры международных олимпиад. Почти у всех – успешная карьера, крепкие семьи, дети. С девочками дружили и в старших классах.  

Но раздельное образование лучше рассматривать с 6-8 класса, в начальной школе – нет смысла. 

Пока моей дочке – три года, сыну – один годик, мы не задумываемся о школе. Но если к их 6-7 классу система казахско-турецких лицеев сохранится в существующем формате, то я обязательно их отдам в такие школы. 

Гульбахор Хасанова

продюсер, ведущая, тренер по личностному росту, ораторскому мастерству и семейным расстановкам: 

То, что сейчас появляются сады только для девочек, институты нравственного воспитания  это все же инициативы по сохранению женских тайн и женственности, той самой загадочной границы между мужчинами и женщина. Это полезно. Но с точки зрения образовательного процесса, в смысле средней школы, на мой взгляд, раздельное обучение  это ограждение. Это табу. Еще одно "стоп" в нашей жизни. А смысл? У ребенка должно быть общение с противоположным полом, иначе в зрелом возрасте могут быть проблемы на разных уровнях.

Если кто-то руководствуется принципом оградить и сохранить ребенка, то не получит ли обратный эффект? К чистоте стремится тот человек, который грязный. 

Положа руку на сердце скажу: я против раздельного обучения, это все равно табу, а в детстве закладывается много программ. При таком ограничении в общении не исключено, что искривляется психика человека. 

У меня два сына, учатся в обычной школе. Младшему – 10 лет, он сидит за одной партой с умницей-девочкой. И да, он включает "героя", ему нравится внимание девочек. Он знает, что хорошая оценка и похвала учительницы поднимает его рейтинг в глазах девчонок, и тем самым у него больше мотивации хорошо учиться.

 

Галина Долженко

психолог, исполнительный директор детского сада для девочек "Адеми" 

Делить процесс школьного образования строго на девочек и мальчиков не стоит. Почему мы создали сад для девочек? Чтобы создать среду для воспитания и развития. В нашем саду – школы живописи, вокала, художественной гимнастики, балета. Девочки в подготовительной группе учатся вышивать и постигают азы кулинарии. Дети пишут стихи и сказки и рисуют на огромных холстах.

Оптимальный возраст гендерного разделения в развитии  до 7 лет, когда закладываются и физические, и умственные навыки. Мы создали условия для развития девочек, в таком же аспекте хотели бы развивать и мальчиков  им нужны совершенно другие условия, функциональные занятия и активности. 

Должна быть альтернатива: и раздельное, и смешанное обучение. И если бы в наших школах было яркое зонирование деятельности, это было бы полезнее и эффективнее для успеваемости. 

Вера Павловна Бредихина, выпускница 1949 года: 

В далеком 1946 году, когда мы пришли в школу №4, она была женской: девочки учились отдельно от мальчиков. Раздельное обучение имело свои преимущества: на уроках всегда была деловая обстановка, никаких записок-переписок. В общем, отвлечь нас от учебы было трудно. Зато после уроков мы свободно общались с ребятами из школы №1, которая была мужской. Столько было организовано совместных мероприятий, интересных тематических вечеров! Надо сказать, что учились мы все неплохо: у многих было всего по одной четверке в аттестатах.

Анара Д., мама второклассницы: 

Раздельное обучение более эффективно с точки зрения успеваемости. Да, выпускники лицеев (в основном, казахско-турецких)  это грантники в университетах, очень сильные в учебе ребята. Но и в обычных школах есть много умных и неординарных учеников. Да, девочки работают аккуратно, добиваясь совершенства в тех же прописях, постоянно нуждаются в одобрении, эдакие вечные отличницы. А мальчишки привыкают, что на всех открытых уроках они на "камчатке". Но опять же это не всегда!  

Как же школьная жизнь вне уроков? Как же без романтики, анкет, записок, группировок, романов, в конце концов?! Все мои близкие друзья  это одноклассники: и мальчишки, и девчонки. И нам есть что вспомнить: и прогулы, и успехи. В школе и так приходится учиться долго. Как же без дружбы и интереса? Я  за совместное обучение. 

#за и против #Гульбахор Хасанова #раздельное обучение #гендерное образование #раздельное обучение в Казахстане #Олжас Худайбергенов #Галина Долженко

Загрузка...