Картинка
Лучшее

Телефонное мошенничество в Казахстане: как защитить себя, личные данные и деньги

77% жителей Казахстана сталкивались со звонками телефонных мошенников в январе-марте 2023 года. Такие данные были получены исследовательской компанией Aquarelle Research во время опроса, проведенного в апреле. Уверены, что многие наши читатели хотя бы однажды получали звонки от фальшивых сотрудников банков и правоохранительных органов, несуществующих родственников и без участия побеждали в самых невероятных лотереях.
 
Современные мошенники используют не только самые продвинутые технологии, но и приемы социальной инженерии, чтобы мастерски «раскручивать» своих жертв на предоставление необходимой информации. Мы подготовили для вас рекомендации, как обезопасить себя от мошенников, что делать, если им удалось получить доступ к вашим данным, и, конечно, краткий обзор видов телефонного и цифрового мошенничества.


 
По информации Aquarelle Research, 18% респондентов сказали, что стали сталкиваться со звонками мошенников чаще, а три четверти казахстанцев ответили, что боятся быть обманутыми мошенниками. И их опасения небеспочвенны. Вишинг (англ. vishing) – самый распространенный вид мошенничества, который заключается в том, что злоумышленники звонят потенциальной жертве и представляются сотрудниками банка, представителями правоохранительных органов, бывшими коллегами, покупателями и курьерами. Используя самые разные сценарии и психологические методы воздействия, они выманивают конфиденциальную информацию о платежном счете или карточке, а также мотивируют совершать нужные им действия с пин-кодом, счетом или банковским приложением.
 
Согласно исследованию, 40% тех, кто сталкивался с телефонным мошенничеством, получали звонки с сообщениями о крупном выигрыше, 36% призывали участвовать в акции, 31% стрессовал из-за мошенников, которые представлялись сотрудниками банка и предупреждали, что на имя абонента кто-то пытался оформить кредит, и 22% слышали байки о том, что с их счета переводят деньги. К сожалению, нередко злоумышленники достигали поставленной цели – 7% респондентов передали им свои данные, а 12% потеряли деньги.


 
Кви про кво (англ. quid pro quo) – еще один вид мошенничества, о котором стоит упомянуть. Злоумышленники звонят и представляются сотрудниками технической поддержки и сообщают о возникновении каких-либо проблем, которые срочно нужно устранить. Получив доступ к компьютеру или заручившись поддержкой абонента, злоумышленник устанавливает вредоносное программное обеспечение, которое в дальнейшем позволит ему украсть деньги со счета или завладеть ценной конфиденциальной информацией.
 
Как обезопасить себя от мошенников

► Никогда не доверяйте телефонным звонкам с неизвестных номеров. Будьте осторожны, если вас просят срочно решить какую-то проблему. Конечно, не отвечать на звонки с незнакомых номеров не вариант, так как нам могут звонить по рабочим вопросам или из службы доставки, а вносить их в черный список бессмысленно, так как мошенники все время меняют номера. Более эффективный способ защитить себя – установить один из доступных сервисов определителя номера (в настоящее время такими сервисами пользуются только 15,5% казахстанцев). Например, определитель номера есть в приложении Яндекс с Алисой. У сервиса обширная база номеров телефонов организаций и постоянно пополняемый список номеров вероятных мошенников. Когда поступает звонок с незнакомого номера, сервис подскажет, что это служба доставки, телефонный опрос, реклама услуг или злоумышленник. Кроме того, в приложении можно настроить автоматическую блокировку нежелательных звонков. 
 
► Никогда не сообщайте по телефону свои личные данные: номера кредитных карт, CVC/CVV-код (три цифры на обороте, код проверки подлинности карточки), удостоверения личности, паспорта, пин-коды и т. д. Настоящий сотрудник банка или другого финансового института никогда не попросит вас предоставить такую информацию по телефону. Попросите перезвонить вам и свяжитесь с колл-центром компании, откуда якобы поступил звонок.

► Если вам говорят, что на линии представитель правоохранительных органов и с кем-то из ваших близких что-то произошло, или кто-то написал на вас заявление, спокойно начните уточнять информацию или попросите выслать фото документов в мессенджер, которым пользуетесь. Либо скажите, что перезвоните и убедитесь, что ваши близкие в порядке. После сообщите о звонке в полицию.

► Не производите оплату на неизвестный счет без проверки достоверности информации и не вводите данные на сайтах, на которые вы попали через ссылку на привлекательную акцию. В принципе не переходите по сомнительным ссылкам и обращайте внимание на то, что написано в адресной строке.

► И особенно важная рекомендация: если вам поступил звонок с номера кого-то из ваших родных или знакомых, а на том конце провода незнакомый голос – не спешите доверять и не паникуйте. Современные мошенники используют самые продвинутые технологии, поэтому перепроверять стоит всю поступающую к вам информацию.


 
Что делать, если вы стали жертвой мошенничества:

Сообщите в полицию: напишите заявление, приложив все доказательства, которые у вас есть – номер телефона, счета, если вы куда-то перевели деньги, и скриншоты сообщений, если таковые есть. Понадобится все, что может помочь в расследовании. Также передайте информацию в организацию, от лица которой действовали мошенники.

Заблокируйте свои финансовые счета: если вы предоставили мошенникам свои финансовые данные, свяжитесь с банком или кредитной организацией, чтобы заблокировать свои счета или карты и предупредить о возможном мошенничестве. Карту, конечно, нужно как можно скорее перевыпустить.

Смените пароли: если вы подозреваете, что мошенники могли получить доступ к вашим аккаунтам или электронной почте, смените все пароли и установите более надежные.
Сообщите близким о случившемся: это особенно важно, если мошенники могут пытаться обратиться к ним, используя вашу личную информацию. Помните, что можете пострадать не только вы!

Будьте бдительны, не стесняйтесь перепроверять информацию и обращаться за помощью, когда она необходима, постоянно повышайте свой уровень осведомленности в вопросах телефонной и цифровой безопасности и, конечно, используйте современные технологии, чтобы защитить себя от лишних беспокойств.