Иман Куанышкызы: "Не нужно политизировать желание мусульманок ходить в платках"

Автор: Алия Далабаева
6522 15 Своими словами
Разногласия по поводу религиозной атрибутики в Казахстане делят общество на два непримиримых лагеря. Хиджаб был запрещен приказом министра образования РК еще в прошлом году. В то же время кимешек, казахский национальный головной убор, не считается религиозным атрибутом, скорее, частью национального костюма. Своей точкой зрения с Comode делится верующая мусульманка Иман Куанышкызы из Астаны.

Ленты новостей пестрят сообщениями о том, что во многих городах Казахстана учениц в мусульманских платках не пускают в школу, руководствуясь принципами светского государства и школьным уставом. Эксперты, депутаты и общественные деятели в большинстве своем делают акцент на том, что школа - это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и требования к одежде.

Но как быть с детьми верующих мусульман, чьи дети с младых ногтей живут в обстановке, где семья традиционно соблюдает все правила духовной жизни. Которые включают в себя в том числе и правило носить мусульманский платок. В таких случаях слово «светское» спорит и даже проявляет некую непримиримость к исламу. 

Своей историей с нами поделилась жительница Астаны Иман Куанышкызы. Она замужем, у нее четверо детей. К исламу она пришла почти случайно, толком ничего про него не зная. У мужа появилась работа, связанная с командировками, и Иман оставалась в квартире ночью одна с маленьким ребенком. Появившийся внезапно страх привел ее к сурам из Корана, а затем - к более глубокому его изучению. Платок Иман надела не сразу, понадобилось некоторое время, чтобы она осознанно пришла к этому серьезному и ответственному решению - стать религиозным человеком.

Между тем Иман отличается активной жизненной позицией. Работает в крупной нефтяной компании в Астане, занимается договорами и их нормативно-правовым соответствием, а еще - профессиональным синхронным переводом на английский язык. Старшей дочери – 15 лет, второй дочери – 12, сыну исполнилось 8 лет, а самой младшей дочери – 3,5 года. Семья не закрывается от общества, часто путешествует. Но все они живут с верой. Сначала к исламу пришла Иман, потом ее муж, а теперь и дети. Все, кроме младшей, читают намаз и делают это без принуждения.  

Иман Куанышкызы: «Начало учебного года ознаменовалось обострением вопроса - можно или нельзя носить кимешек в школу. В этом году, правда, проблема встала намного масштабнее: свыше 60 девочек в Жанаозене, почти два десятка в Актау, а также ученицы в Атырау столкнулись с тем, что администрация их школ не хотела допускать их к урокам. Такая же ситуация сложилась в Кульсарах и многих других мелких райцентрах. Но если в Атырауской области кое-где девочкам позволили посещать занятия, пока с их родителями проводится разъяснительная работа в ГОВД и других органах, то в Мангистауской области Управление образования и директора школ стоят насмерть – раз есть приказ «не пущать», значит, так надо.

Моей старшей дочери исполнилось 15 лет, она - мусульманка. Она самостоятельно приняла решение носить платок. Это ее желание, к которому она пришла совершенно без нашего родительского давления. Она ходит в кимешеке в общеобразовательную школу в Астане и с такими проблемами, как в регионах, в настоящее время не сталкивается. 

Но когда она надела платок, для нас всех это был непростой период. Первыми, кто обвинил нас в том, что мы можем испортить жизнь дочери, стали наши родственники. Только когда она сама объяснила всем свое желание и позицию, они успокоились. Не раз с ней беседовали учителя, психолог, классный руководитель... Они убедились, что это ее желание и что в этом нет никакой угрозы для других учеников. Второй дочери 12 лет, она пока не носит кимешек, но уже сказала нам, что собирается начать его носить в следующем году.

Все мои дети всегда видели меня в платке. Мы ежедневно несколько раз в день читаем намаз, и дети воспринимают это как нечто само собой разумеющееся. Мы с детьми обсуждали разные мультфильмы, книги, устройство окружающего мира – все это, конечно, формировало мировоззрение детей. Параллельно они задавали много вопросов о религии. И ближе к десяти годам у них уже однозначно определились интересы - они сами могли осмысленно выполнять религиозную практику. 

Я за осознанный выбор веры и поэтому не надевала платки на дочерей в раннем возрасте, однако хорошо понимаю родителей, которые решили воспитывать детей по-другому. Конечно, меня возмущает ситуация в западных регионах страны. Получается, что ребенку нужно поступиться верой, чтобы получить образование. К 12-15 годам вера становится неотъемлемой частью личности. И по сути, если выполнять требование школы, то детям придется врать самим себе, переступать через свои принципы. Вариант «снять платок перед входом в школу» - это лицемерие. И дети это понимают.

Ислам учит ребенка, что необходимо действовать в соответствии с Кораном, в свою очередь государство ему говорит, что в школе он только ученик, все остальное нужно оставлять за порогом. Ребенок понимает, что он оказался в центре давления со стороны большей части общества. Для него это – стресс чистой воды. 

На мой взгляд, эта проблема слишком раздута. Практикующих мусульман, исполняющих все законы шариата, не так много. Девочек, носящих кимешек в стенах школы, – менее 0,1% от общего числа учащихся. Может быть, не стоит уделять им такое пристальное внимание?

Часто встречаюсь с таким мнением: «Кимешек носили только замужние женщины». Конечно, это так. Осталось только вспомнить, что наши прабабушки выходили замуж как раз в 13-16 лет и, переехав в аул мужа, вынуждены были надевать кимешек. Или: "Вы сегодня наденете платок, завтра будете читать намаз в школе, потом держать оразу, а потом свысока смотреть на других, кто не носит платок. А потом наше государство станет мусульманским и придут братья-мусульмане..." Это же бред! Бред - видеть угрозу в людях, которые, согласно шариату, обязаны подчиняться главе государства и всем государственным установкам. Тем не менее такая логическая цепочка прослеживается через ленты новостей, соцсети, сарафанное радио.

В начале 2000 годов Казахстан был демократическим раем для верующих людей всех конфессий. Строились мечети и церкви, продавалась разнообразная религиозная литература, верующие могли спокойно работать и учиться там, где им было комфортно. Продлилось это недолго, так как, воспользовавшись такой либеральной обстановкой, в страну пришли деструктивные религиозные течения, как их принято сейчас называть.

В Казахском ханстве ислам был официальной религией, поэтому обычаи, быт и культура казахского народа тесно переплелись с нормами шариата. Сейчас многое растерялось и забылось, поэтому многие современные казахи говорят, что казахские девушки никогда не носили платков, и искренне удивляются, когда кто-то доказывает им обратное. Как бы там ни было, для того, чтобы избежать противостояния и прийти к компромиссу, родители предложили ввести в школьную форму стандартизированный кимешек белого цвета, который девочки могли бы надевать по своему желанию.

У кимешека, как женского казахского национального головного убора, есть свой ГОСТ, прописанный в законодательстве. Что означает его непричастность к религиозной атрибутике. Специалисты Министерства по делам религий, получив соответствующий запрос от родителей, выдали скользкий ответ, угодив и нашим, и вашим: кимешек не является религиозной атрибутикой, однако может ею стать, если закрывает аурат (части тела, которые мусульманки обязаны прикрывать). Подвешенный таким образом вопрос спровоцировал еще большую неразбериху.

Давление на личность по любому поводу - скользкий и опасный процесс. От него два шага до перехода на личности. Женщин и девочек, соблюдающих исламский дресс-код, называют шахидками, бородатых мужчин воспринимают как террористов. Почему мы переносим эти стереотипы на наших сограждан? 

Противостояние между Министерством образования и родителями длится несколько лет, какой-либо внятный диалог так и не сложился (если не считать формальных отписок). Обществу нужно осознать тот простой факт, что каждый гражданин Республики Казахстан является индивидуальной личностью, от рождения наделенной конституционными правами и свободами.  И пусть каждый живет так, как ему комфортно, лишь бы не нарушал закон. 

Мне лично хочется конструктива и объективности. По отношению к себе и своим дочерям в частности. Нельзя урезать возможности для верующих и выделять неверующих. Мы совместно строим светское общество, и в этом строительстве нельзя использовать меры тоталитарного контроля, мы уже знаем, что это ни к чему хорошему не приводит. Давайте брать пример с действительно толерантных и развитых демократических государств, обеспечивающих равные права всем: верующим, атеистам и агностикам". 

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 15
zhanara-kalnazarova

Статья вызывает двоякое чувство...с одной стороны видишь взвешенный подход автора к вопросам религии, с другой недоумеваешь как человек который работает с нормативно правовыми актами не понимает, что нарушить здесь один приказ , завтра нарушить другой и так далее...к чему это все приведет к хаотичным поступкам потом не только как она говорит деструктивных последователей, но и любого другого гражданина которому что то вдруг взбредет в голова

zhanara-kalnazarova

не у всех хватает религиозных знаний и религиозной культуры чтобы так как автор разъясняет свою позицию в статье. Зачастую ведь именно радикалы и фанатики религий так яростно идут против законов которые им не по душе. И понять кто на какой стороне и за какую правду выступает очень сложно...поэтому думаю пусть дети хоть в школе остаются просто детьми, а не "культурными" или "релмгиозными" амбициями своих родителей

kamila-tahirova

женщина конечно, грамотная и речь приятно слушать. Маркс был прав: религия - опиум для народа. таких историй тысячи, когда человек приходит к религии от безысходности. Сама ведь признает, что много сейчас деструктивных религиозных течений, отличительной особенностью которых является то, что все они идут против государственной политики. НО! ведь несоблюдение устава школы, порядка, дисциплины - это тоже против госполитики. тогда в чем же разница между вами, которые приверженцы типа недеструктивного ислама???

dastan-akishev

>Ислам учит ребенка, что необходимо действовать в соответствии с Кораном, в свою очередь государство ему говорит, что в школе он только ученик, все остальное нужно оставлять за порогом.
Неужели Иман Куанышкызы пытается утверждать, что на первом месте должны быть религиозные предписания, а уже потом гражданские? Насколько мне известно, Казахстан все еще является и будет являться светским государством.
>Практикующих мусульман, исполняющих все законы шариата, не так много.
Но ведь именно такие "практикующие" мусульмане, как правило, чаще всего, заявляют о себе во всеуслышание и пытаются диктовать как жить другим, менее практикующим мусульманам, коих большинство в нашей стране. Поэтому и есть опасность со стороны данного сообщества, так как именно они подвержены радикализации, и уж тем более это актуализируется в отношении наиболее уязвимой ячейки общества - молодежи, именно 15-25 лет.
>Бред - видеть угрозу в людях, которые, согласно шариату, обязаны подчиняться главе государства и всем государственным установкам.
И вновь Куанышкызы пытается продвинуть идею шариата. Стоит понимать, что шариат, в широком смысле слова, включает также определенную гос.идеологию и гос.структуру (например, страны исламского мира). Так Куанышкызы за то, чтобы жить по шариату, где во главе сообществе должен стоять прежде всего религиозный лидер или все же за президента и светский устой государства? Что-то мне подсказывает, что первое.
>Обществу нужно осознать тот простой факт, что каждый гражданин Республики Казахстан является индивидуальной личностью, от рождения наделенной конституционными правами и свободами.
И правда, Конституция РК обеспечивает данные права, но так же и обеспечивает секулярный строй государства. А общеобразовательные школы подчиняются МОН РК, который является гос.структурой, и, соответственно, должен также обеспечивать светский строй образовательных учреждений. И дело совсем не в дискриминации ислама как такового, а обеспечение равноправия между всеми рел.общинами. А, как показывает всемирная практика, к которой так рьяно обращается госпожа Куанышкызы, одним из наиболее эффективных методов в подобных процессах является именно секуляризм/светскость. Сколько раз говорилось о том, что Европа, к примеру, не видит никакого противоречия в запрете ношения рел.атрибутики в светских школах и личным свободным выбором каждого гражданина. Но ведь нет, наши мусульманские активисты пытаются трактовать подобные прецеденты на свой лад, будучи совершенно не знакомыми с первоисточниками того же ЕСПЧ, к примеру. А после этого, каким то небывалым образом, они апеллируют к практике демократических и развитых, то бишь европейских, стран.

farabi-zhumagulov

Закон есть закон, все мы гражданы светского государство. Сфера образования несет светский характер. Есть закон и есть устав школы, как ни как родители должны подчинятся этим правилам. Пусть дети носят платок вне школы! Если каждая конфессия нашей страны будет демонстрировать религиозные вероубеждение, то время не останется на получение образования

filipp-karpatov

Я не верю, что ребенок к 10 годам может "осмысленно выполнять религиозную практику". Не нужно навязывать религию детям, дайте им дество

kamila-tahirova

Вот и я сомневаюсь, что в 12 лет ребенок скажет "на следующий год, мама, я надену платочек и буду ходить так в школу", учитывая то, что в школах сейчас такие продвинутые дети! А в 15 лет думаю, тоже невозможно своим умом достигнуть такого уровня, что прям сама пришла и решила быть мусульманкой! Девочки в этом возрасте еще не осознают такие вещи

daniyar-serikovich

Мақаланы оқып шықтым, қалыптасқан ойым 50/50. Дінді берік ұстанғанына әрине қуаныштымын. Бірақ ислам дінін ұстанушы адам білуі тиіс бұл дін тәртіпке шақырады. Ең алдымен тұрып жатқан мемлекетінің заңына бағыну керек. Б.Момышұлы айтқандай "тәртіпке бағынған құл болмайды". демек дінді сылтау қылып, мемлекеттің ауызбіршілігін бұзу дұрыс емес. Мектептерде тек қана мектеп формасын кию рұқсат етілген. Осыдан шығатын ой: мектеп формасын бұзғандар мемлекеттің татулығын, мемлекеттік тәртіпті бұзғанмен тең. сонымен қатар баланы мектептен қалдырып, оның психологиясына жастайынан зардап тигізген ата- аналар ойланыңдар, балаларыңа қастық жасап отырғандарыңды қашан түсінесіңдер.

farabi-zhumagulov

Поклонение Аллаху в первую очередь идет от сердца, человек должен сердцем принять имам и душою быть чистом. А не отличатся от общество и демонстрировать через одежду. Создавать смуту в обществе не нужно!

filipp-karpatov

конечно, родитель может рассказывать своим детям о своей вере, но ребенок должен начинать совершать обряды с сознательного возраста, а не с младших лет, а потом они якобы начинают понимать важность этих действий, я имею в виду чтение намаза. Таким образом родители не дают возможности ребенку самостоятельно прийти к вере, они уже навязывают свое видение мира молодому сознанию.

dastan-akishev

Еще она говорит о якобы ущемлении верующих и лоббирования идей неверующих. Впервые вообще такое слышу. У нас 97% казахов мусульман, и 75% в общем мусульман, и как интересно государство способно продвигать идеи неверующих. У данной дамы в голове все перепутано: демократические страны и шариат, кимешек и хиджаб, светскость и атеизм. Надо бы ей немного больше узнать о дефинициях употребляемых слов, а уже потом, с умным видом давать развернутые интервью.

filipp-karpatov

почему же сама Иман Куанышкызы не подчиняется закону государства, как она говорит это в статье, зачем вести такую полемику, которая ведет к разжиганию религиозной розни, ребенок должен оставаться учеником, он должен получать и культурные знания, не ограничиваться только религиозным воспитанием, почему родители так упорно вмешиваются в этот процесс, втягивая своего ребенка в подобный конфликт

filipp-karpatov

Заң талаптары мен тыйымдары барлық дін өкілдеріне ортақ. Осылайша мектептегі зайырлылыққа қатысты ұстанымдар тек ислам дініне ғана емес, басқа діндерге де тікелей қатысты болып табылады. Осы тұста айта кететін жайт, егер мемлекет қандай да бір діннің мүддесіне басымдық беретін болса, мұндай жағдай басқа конфессия өкілдері тарапынан да сынға ұшырап, қоғамда одан бетер әділетсіздік орнаған болар еді.

arlan-ordabaev

Очень грамотная женщина и так искренне рассказала свою историю. Да возможно рассказывает о исламе с другой стороны, опять же рассудительно и грамотно, что хочется прислушаться. Но опять же приходит лишь к одному одевать платки обязательно, девочкам 10-15 лет. Возможно без принуждения словесного, но морального думаю да. Когда ребенок все это с детства видит ему просто не остается выбора, как быть похожим просто на родителей (иначе он будет чувствовать себя белой вороной).
Иман Куанышкызы вы говорите, что "согласно шариату, обязаны подчиняться главе государства и всем государственным установкам", хорошо, тогда где это? В ваших постах мы видим лишь претензии и насмешки к государственным законам и правилам.

alua-kamisheva

В статье указана точка зрения верующей женщины, и ее дочери носят платок в школу. Она говорит о лицемерии, о ложных признаках, о давлении. Ей жалко учениц, их всего каких то жалких 0.01 процент о общего числа. Но позволив им носить сперва платки, потом читать намаз, потом втягивание в религию других, проповедовать начнут, дети впечатлительны, начнут втягиваться, не зная даже куда и зачем. Это возврат в прошлое.

Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий