Как выбрать безопасное автокресло для ребенка?

#Советы - где, что и сколько

Какие параметры нужно учитывать при выборе автокресла? Что такое крепление изофикс? На что нужно обратить внимание, если вы собираетесь покупать кресло с рук? Чем опасны бустеры, адаптеры и прочие альтернативные удерживающие устройства? Вместе со старшим консультантом магазина автокресел Baby in car Полиной Щербатовой мы отвечаем на эти вопросы и изучаем все нюансы выбора автокресел.

Как выбрать безопасное 
автокресло для ребенка?

Возрастные группы автокресел

В первую очередь при выборе автокресла нужно определиться с возрастной категорией, для которой вы его подбираете. По существующему европейскому стандарту ECE R 44/04 все кресла фактически делятся на 5 основных групп.

Первая группа – 0+. Это люльки от 0 до 13 кг, устанавливаются только против хода движения и снабжены ручкой для переноски. Это так называемые коконы, только они подходят для новорожденных, не сидячих детей. Форма люльки создает угол в 110 градусов, независимо от угла наклона автомобильного сидения. Такие автолюльки всегда имеют выравнивающие вкладочки, матрасики либо дополнительные подголовники, поэтому это единственные кресла, которые подходят для перевозки детей с рождения. Это самая узкая группа – в среднем используется до года, за редким исключением до 1,5 лет, но чаще всего до 9 месяцев.


Автолюлька Cybex Aton 3

Иногда говорят, что ребенок уже в 6 месяцев не помещается в качественную автолюльку. Чаще всего его пытаются туда положить в зимней одежде. Надо понимать, что ни одно автокресло на это не рассчитано. Зимняя одежда - это ненужный объем, который в случае аварии может дать неправильное распределение нагрузки. Могут слететь ремни с плечиков, поэтому в такие автолюльки ребенка можно класть только без верхней одежды. Существуют специальные теплые чехлы-конвертики, но лучше всего занести ребенка в прогретую машину, раздеть и положить в автокресло.

Плюс таких автолюлек в том, что чаще всего они совместимы с колясками при помощи адаптеров. Люльку можно вытащить из машины, поставить на коляску и поехать дальше. Можно использовать  такое автокресло в качестве переноски.

Минус таких автолюлек в том, что каждый раз такое автокресло нужно крепить ремнем безопасности, либо устанавливать на специальную базу, которая докупается отдельно. Например, такие модели есть у Maxi Cosi, Recaro. База крепится в автомобиле либо на ремень, либо на крепление изофикс, а вы уже на один щелчок устанавливаете на базе люльку, не применяя ремень безопасности. Крепление на базе позволяет установить кресло правильно и безошибочно. Неправильно установленное кресло теряет все свои позиции по безопасности.


Автокресло, установленное на базу

Устанавливать кресло на переднее сидение можно лишь в самом крайнем случае. Если ребенок сзади, не видя маму, кричит и отвлекает ее от дороги, а спереди сидит спокойно, то, конечно, можно поставить кресло вперед. Но обязательно  нужно отключить подушку безопасности.

Популярные модели: Cybex Aton, Ferrari BeOne, Nania BeOne, Maxi Cosi Pebble.

Вторая группа кресел 0/I является более универсальной, и по стандарту на ней пишется от 0 до 18 кг. Но здесь мы сталкиваемся с несовершенством стандарта. На самом деле в такое кресло нельзя посадить ребенка с рождения, потому что угол наклона в нем - около 90 градусов, и при установке есть строгая зависимость от угла наклона автомобильного сидения. Кресла этой группы отличаются тем, что их можно устанавливать как против, так и по ходу движения. Но из-за большего по сравнению с люлькой угла использование таких кресел до 6 месяцев невозможно. Так что условно кресла этой группы подходят детям от 6 месяцев до 4 лет. Но часто ребенок вырастает из него раньше – в 3, а то и 2,5 года, и его голова будет торчать над спинкой. А если голова выходит за спинку кресла, это опасно, максимум может выглядывать макушка, главное, чтобы со стороны не было видно височной косточки. Так что, несмотря на то, что на креслах этой группы пишется "от рождения и до 4 лет", на самом деле они подходят детям от 6 месяцев до 3-3,5 лет максимум, если ребенок некрупный. Такое кресло можно приобрести в том случае, если ребенок до 6 месяцев не перевозился, а в 6 месяцев потребовалось кресло. Хотя специалисты рекомендуют все-таки купить люльку, доездить до 9 месяцев и пересесть в кресло следующей группы.


Автокресло Nania Cosmo SP Plus

Сейчас большинство кресел группы 0/I позволяют перевозить ребенка против хода движения весь срок службы. В некоторых странах посадка против хода движения законодательно регламентирована до 3 лет. В Норвегии, Дании, Швеции это закон. Почему? В случае столкновения вся нагрузка распределяется по спине и голове с минимумом перегрузок. Чем опасна ранняя посадка по ходу движения? В этом случае плечи зафиксированы, а голова свободна. Вес головы составляет около 30% от веса всего тела у новорожденных и около 25% у детей от года до трех лет. Шейка слабая, при столкновении или резком торможении происходит резкий кивок головой, вся нагрузка от тяжелой головы приходится на шею, возможны смещения, растяжения и даже переломы позвоночника. По статистике, в Швеции за 2014 год не погибло ни одного ребенка. В Казахстане статистика – около 800 детей ежегодно погибает в ДТП. Не торопитесь сажать детей лицом вперед.

С 2014 года для производителей автокресел введен новый стандарт сертификации I-size. Согласно ему детей лицом вперед можно перевозить не раньше 15 месяцев. Также теперь производители обязаны учитывать не только вес, но и рост, и возраст ребенка. Потому что для маленьких детей намного более важен возраст, а не вес. А для старших – рост. Фактически новый стандарт обязывает производителей делать кресла, соответствующие именно 4 годам, а не 18 кг.

Популярные модели: Cybex Sirona, Nania Driver, Nania Cosmo, Maxi Cosi 2way Pearl.

Следующая группа -  I. Эта группа ограничивает вес ребенка от 9 до 18 кг, а возраст примерно от 9 месяцев до 4 лет. В этой группе кресел есть два вида удержания ребенка – столик либо ремни безопасности. Столик исключает нагрузки на пах, сокращает нагрузку на шею, увеличивает площадь соприкосновения с телом ребенка, а значит, сокращает нагрузку на грудную клетку. За счет этого кресла со столиками показывают более высокие результаты на краш-тестах. Как мы уже говорили, посадка по ходу движения не рекомендована раньше 15 месяцев, если ребенок удерживается в кресле 5-точечными ремнями безопасности. Если кресло со столиком, то ребенка можно посадить по ходу движения немножко раньше, с 9 месяцев. За счет того, что столик снижает те самые опасные нагрузки на шейный отдел. Но если вы хотите максимальной безопасности, лучше возить ребенка против хода движения максимально долго.


Автокресло Cybex Juno 2 fix

Популярные модели: Cybex Juno fix, Maxi Cosi Pearl, Maxi Cosi Tobi, Recaro Young expert plus.

Еще одна универсальная группа – I/II/III. От 9 до 36 кг, или условно от 9 месяцев до 12 лет. Устанавливается только по ходу движения. Эта группа отличается тем, что внутренние удерживающие элементы – пятиточечные ремни либо столики – используются в ней до 18 кг, условно до 4-4,5 лет (насколько хватит длины ремней и внутреннего объема кресла). После этого ремни или столик убираются, вы не меняете кресло, а просто пристегиваете ребенка взрослым автомобильным ремнем. При этом кресло начинает "расти", вытягиваться по мере роста ребенка. Такие кресла обычно служат до 36 кг и до 150 см роста. В Европе нет понятия "кресло до 12 лет". Есть понятие "кресло до 150 см и 36 кг". При этих параметрах штатный автомобильный ремень уже проходит правильно, и необходимость в автокреслах отпадает. Независимо от возраста. По мнению экспертов казахстанские законодатели сделали неправильно, написав в правилах "до 12 лет", не учитывая, что в 12 лет некоторые дети уже перерастают пап и им автокресла не нужны.


Автокресло Cybex Pallas

Популярные модели: Cybex Pallas, Cybex Pallas 2 fix, Chicco Neptune, Graco Nautilus, Recaro Young sport, Nania Racer, Nania I-Max.

Самая старшая группа кресел II/III. Рассчитана на вес от 15 до 36 кг и возраст примерно от 4 до 12 лет. Отличие этих кресел в том, что в них нет никаких дополнительных удерживающих элементов, крепление ребенка происходит за счет штатного автомобильного ремня. Для чего тогда нужно кресло? Почему ребенка просто нельзя пристегнуть взрослым ремнем безопасности? Потому что штатный автомобильный ремень правильно проходит лишь у людей ростом от 150 см. До 150 см диагональная лямка ремня может смещаться на горло, а горизонтальная из-за узкого таза смещается на живот. При столкновениях может произойти перебивание внутренних органов, тупая травма живота, а вверху – травма шеи, травма гортани, травма позвоночника. Поэтому кресло в данном случае выполняет функцию каркаса безопасности, обеспечивает боковую защиту, и самое главное – имеет специальные направляющие для лямок ремня. В подголовнике располагаются направляющие для диагональной лямки, а на нижней части существуют выступы, которые не позволяют ремню ударить в живот.


Автокресло Recaro Monza Nova 2 Seatfix

Популярные модели: Recaro Milano, Cybex Solution, Maxi Cosi Rodifix, Nania B-fix.

Краш-тесты

Самый главный критерий при выборе автокресла – его безопасность. Она проверяется в независимых краш-тестах, все данные об этом доступны в интернете. В краш-тестах автокресло проходит проверку в кузове автомобиля, во фронтальном ударе на скорости 64 км/час, в боковом ударе – 50 км/час. С 2011 года появилось тестирование на содержание вредных веществ. При этом тестирование проводится не в один удар. Если это кресло в группе 9-36 кг, то тестирование будет проводиться с минимальной нагрузкой 9 кг, со средней – 15 кг, с максимальной для ремней или столика – 18 кг, потом с минимальной нагрузкой без ремней и столика – 15, средней – 25, максимальной - 36 кг. То есть, все возможные конфигурации будут проверяться. Для краш-теста одной модели бьется порядка 18 кресел. Оценки выставляются по 5-балльной шкале: от "отлично" до дисквалификации.

Краш-тесты проводят независимые организации, которые существуют за счет членских взносов. Самая крупная организация – немецкий клуб автомобилистов ADAC. Чаще всего все тестирования автокресел проходят на их полигоне. Чтобы посмотреть результаты краш-тестов, надо зайти на сайт adac.de, и в разделе "тесты" найти подраздел "детская безопасность", это можно сделать с помощью гугл-переводчика. Там вы найдете таблицу, в которой собраны результаты краш-тестов с 2010 по нынешний год. Если вы выбрали какую-то модель автокресла, но в данной таблице ее не нашли, либо нашли, но с плохим результатом, то нужно пересмотреть свой выбор. Или же определиться, что вам важнее – безопасность или какие-то другие параметры.

Кресла с оценкой "отлично" есть только в группе 0+ (всего 4 модели) и в группе I от 9 до 18 кг (две модели). Кресел с отличной оценкой в других группах на данный момент не существует. Но оценка "хорошо" – это тоже высокий показатель. Минимальный рекомендованный показатель для использования автокресла – это оценка "удовлетворительно". Кстати, на данный момент в группе I/II/III (от 9 до 36 кг) нет ни одного кресла с хорошей оценкой, если ребенок фиксируется ремнями. Хорошие оценки есть у 7 протестированных кресел, и все они со столиком безопасности.

Многие производители типа российско-китайского Geoby пишут, что они якобы прошли краш-тесты. Естественно, никаких независимых краш-тестов они не проходили, потому что для этого кресло должно продаваться в Германии и пользоваться достаточным спросом. Кресла для тестов покупаются в магазинах, они не берутся у производителей.

Что такое изофикс

Даже самое безопасное автокресло теряет все свои качества, если оно установлено в автомобиле неправильно. В 90-х годах независимые тестирующие организации столкнулись с тем, что порядка 70% автокресел устанавливались неправильно. Люди, покупая кресло, смотрели в инструкцию, но не могли в ней разобраться до конца. В частности, это проблема для люлек, которые часто устанавливают по ходу движения. Поэтому компания Volkswagen и компания Romer объединили свои силы, чтобы создать единое крепление для автокресел и исключить ошибки при их установке. В 1998 году такое крепление было создано и было названо isofix. Это П-образное крепление, спрятанное в сидении автомобиля. Чаще всего изофикс располагается на двух боковых задних местах, очень редко - на боковом и среднем (в частности, в Toyota Prado для американского рынка), на некоторых американских автомобилях типа Vibe три изофикса на заднем сидении, крайне редко он бывает на переднем сидении.


фото: autobaby.ru

Если вы покупаете кресло с креплением изофикс, к нему прилагается список автомобилей, с которыми оно сопоставимо. Как найти изофикс в машине? Если ваша машина старше 2001 года, то можете его не искать, его там нет. Если ваш автомобиль моложе, на боковых местах заднего сидения нужно найти круглую нашивку с изображением автокресла, либо текстильный ярлычок с надписью isofix (для американских машин – latch). Если нашли, значит, изофикс в машине стопроцентно есть. На расстоянии примерно 35 см друг от друга просовываем пальцы между спинкой и сидением и ищем металлическое крепление, круглое в сечении. Иногда бывает, что изофикс не спрятан, а просто закрыт накладочками, чаще всего в джипах. В некоторых семейных авто, например, Golf 5, Golf 6, Subaru Outback, он вообще открыт и обрамлен пластиковым фиксатором, что очень удобно.


Металлические крепежи сзади в нижней части кресла и есть крепление изофикс

Если машина свежая, а изофикса вы не нашли, скорее всего, ваше авто из ОАЭ. В Эмиратах нет закона о перевозке детей в автокреслах, и производитель экономит, производя автомобили для их рынка. Крайне редко, но бывают случаи, когда изофикса нет в машине, купленной в салоне в Казахстане. Обычно это машины российских сборок для внутреннего рынка стран СНГ. На них изофикс может быть лишь опцией. Но с 2014 года все автопроизводители обязаны оснащать все свои модели хотя бы двумя изофиксами.

Напрямую на безопасность автокресла наличие крепления изофикс не влияет. Надо смотреть конкретные модели. Некоторые кресла без изофикса демонстрируют хорошие показатели в краш-тестах, а некоторые кресла с изофиксом показывают плохие. Модели автокресел с изофиксом можно узнать даже по названию. Как правило, в них присутствует слово fix.

Б/у автокресла

Если вы хотите сэкономить и взять кресло б/у, то это можно делать только в том случае, если вы уверены в его истории. Потому что кресло – вещь одноразовая, до первого ДТП. Даже если авария случилась на небольшой скорости, порядка 20 км/час, в пластике могли появиться микротрещины, которые визуально могут быть и не заметны. Но второго ДТП это кресло может не выдержать и не защитить ребенка, как положено. В Европе кресла после ДТП сразу сдают в переработку. У нас оно может ходить годами по рукам.

Если вы хотите взять б/у кресло, проведите хотя бы минимальную проверку. Снимите чехлы, проверьте целостность пенопласта, пластика, какие-то явные дефекты. Если вы знаете, что кресло не побывало в аварии, можете смело брать. Но надо понимать, что у пластика есть срок службы. Подвергаясь нагреву, охлаждению, трению, тряске, пластик со временем теряет свои свойства. Если кресло было произведено в 2005 году, перекупать его в третий раз с рук в 2015-м явно не стоит, даже если оно выглядит неплохо. В среднем срок службы кресла – около 7 лет. Универсальные кресла от 9 до 36 кг существуют не для того, чтобы вы в 9 месяцев ребенка туда посадили, а в 12 лет оттуда вытащили, а для тех детей, которые в 2,5 года выросли из группы I, а по весу еще не доросли до группы II/III. Поэтому вы берете кресло группы I/II/III, это такой переходной вариант. Реально использовать кресло от 9 месяцев до 12 лет невозможно, оно теряет свои свойства, и как поведет себя в ДТП через 10 лет использования, неизвестно.

Как понять, когда кресло было сделано, если на него уже нет документов? Все европейские производители обязаны штамповать дату производства на пластиковом каркасе. Снимите чехол и ищите на каркасе изображение, похожее на часики. По кругу идут цифры и стрелочка, которые показывают год и месяц. Автокресла, которые производятся для американского рынка, имеют даже специальную наклейку со сроком годности.

Бустеры, адаптеры ремня и прочие альтернативные удерживающие устройства

Бустер - это нижняя часть автокресла без спинки. Она имеет те же самые нижние выступы, чтобы исключить удар ремнем по животу ребенка, но не имеет спинки, то есть не направляет диагональную лямку ремня. Бустеры не рекомендуется использовать, если рост ребенка ниже 140 см. Производители бустеров вам, конечно, напишут, что их можно использовать от 15 кг. Что случится, если на бустер посадить 4-летнего ребенка? Во-первых, вы лишаете его боковой защиты. Примерно 30% ДТП – это боковой удар той или иной степени, прямой либо под разными углами. Соотвественно ваш ребенок будет незащищен в 30% случаев. Кроме того, при отсутствии спинки и специальных направляющих диагональная лямка ремня у маленького ребенка ляжет не туда, куда нужно. Отсюда возможны травмы шеи, позвоночника. И в-третьих, поскольку автомобильное сидение рассчитано на взрослого, ребенок, сев на бустер, лишенный спинки, ссутулится, вы ребенку испортите осанку. Если вас не пугает отсутствие боковой защиты, хотя бы подумайте об осанке, он еще успеет ее испортить в школе.

Некоторые бустеры, как правило, китайского производства, имеют специальную пряжку на ремешке, которая цепляется на диагональную лямку ремня и опускает ее, чтобы она проходила не по горлу, а ложилась на плечо.  Опасность этой штуки в том, что таз ребенка слишком узкий, и при таком виде фиксации в момент удара все равно произойдет "подныривание" под ремень, а такая металлическая или пластиковая пряжка может повредить артерию или вену, которых очень много на шее.


фото: babyblog.ru

Использование бустера допустимо, если рост пассажира достиг 140 см.  Потому что он как раз приподнимает ребенка на те самые 10 см, до 150, чтобы ремень проходил правильно. Как вариант, использование бустеров можно рекомендовать в тех случаях, когда ребенок по габаритам уже может сесть под взрослый ремень, но не достиг 12 лет, чтобы соблюсти закон.

Говорить о безопасности в случае с бескаркасными автокреслами вообще не приходится. Это просто текстильные изделия, которые никем не сертифицируются и никак не тестируются. В Европе такие вещи уже перестали использоваться в 2007 году, там они запрещены. Нам этот этап надо пройти. Чаще всего эти бескаркасные кресла крепятся на сидение автомобиля какими-то ремешками. Посмотрите краш-тесты полноценных недешевых кресел, которые получили плохие оценки. У них вырываются ремни, кресла слетают с базы, ломаются каркасы. Если такое происходит с автокреслами производителей, которые разрабатывают и делают их в течение долгих лет, то что произойдет с этими тесемочками? Они просто разлетятся в лохмотья.

Адаптер ремня – это такой треугольничек из ткани, который надевается на ремень и опускает диагональную лямку. Вроде бы цель неплохая, но поскольку он крепится и на нижнюю лямку тоже, то поднимает ее вверх. И в итоге ремень проходит даже уже не по нижней части живота, а еще выше. В случае аварии или резкого торможения эффект подныривания усилится, потому что ремень вообще никак не удерживает таз. Мы получаем те же самые травмы, только в еще худшем состоянии. Надо понимать, что, используя такие приспособления, вы подвергаете ребенка еще большей опасности.

фото: Мария Ульянова

#безопасность ребенка #автокресла #как выбрать автокресло #купить автокресло в Алматы #новые ПДД в Казахстане #бустер #адаптер ремня #бескаркасные автокресла

Загрузка...